Сегодня появилась информация со ссылкой на МВД России, что, якобы, «за сознательное обращение к услугам организаций, которые проводят техосмотр автомобилей без аккредитации, российских водителей будут привлекать к уголовной ответственности».
Надо сказать, что ответ ТАСС из МВД звучал немного иначе: «За приобретение в целях использования заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, например, диагностической карты, ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность».
За повторное хулиганство водителей предложили лишать прав
Подделка документов — это отдельный состав. Однако в СМИ его начали увязывать с недавно вступившими в силу поправками в Уголовный кодекс. А именно с появившейся с 27 июля уголовной ответственностью за осуществление деятельности по проведению техосмотра автомобилей без соответствующей аккредитации в национальной системе аккредитации или в сфере техосмотра ТС, если она необходима.
Это разные составы правонарушений. Ответственность за использование поддельных документов существует давно и касается она любого документа, будь то диагностическая карта или медицинская справка.
Новая статья предусматривает ответственность операторов техосмотра, которые не аккредитованы в Российском союзе автостраховщиков. И на физических лиц, то есть водителей, не распространяется.
А теперь давайте разберемся, кому и зачем может понадобиться поддельная диагностическая карта? Она нужна только для приобретения полиса ОСАГО. Но перед тем, как продать полис, страховщик проверяет наличие диагностической карты в единой информационной системе техосмотра ЕАИС ТО. А с 1 марта карта вообще будет оформляться только в этой системе в электронном виде.
Понятно, что поддельной карты в этой системе не будет. Больше эта карта нигде не требуется. Поэтому проверить, поддельная она или нет, может только страховщик. Но никто в здравом уме не будет приобретать поддельную карту. Она не поможет приобрести полис ОСАГО.
Другое дело — неаккредитованные организации. С их стороны оказание такой услуги, как оформление диагностической карты, простое мошенничество. Ведь если они не аккредитованы, то и в ЕАИС ТО внести ее не смогут.
Установлены правила внесения диагностических карт в базу ТО
Другое дело — продажа диагностической карты без осмотра машины. Этим занимаются некоторые аккредитованные, но не добросовестные операторы, а также агенты страховых компаний. Но карты они выдают самые настоящие. Да и новая статья на них не распространяется.
А значит, привлечь за поддельную диагностическую карту просто некого.
Если водитель получит карту от неаккредитованного оператора, то, не сумев купить полис ОСАГО, он первым побежит в полицию заявлять о мошенничестве.
Водителям будут назначать индивидуальный тариф ОСАГО
Эксперты прокомментировали ужесточение наказания за нелегальный техосмотр
В России вводится уголовная ответственность за нелегальный техосмотр. Правонарушителям грозят либо штраф на крупную сумму, либо обязательные работы, либо арест на срок до полугода. Разбираемся, как нововведение скажется на безопасности на дорогах.
РИА Новости/Александр Кряжев
В ответе за тех, кого осмотрели
С 27 июля в стране начинает действовать уголовное наказание за проведение техосмотра автомобилей без соответствующей аккредитации. Законопроект был подписан Владимиром Путиным годом ранее.
Тем, кто работает без лицензии, грозят либо штраф до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест до шести месяцев.
Такое наказание установлено, если в результате нелегального техосмотра был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а также извлечен крупный доход.
То есть выдача липовых диагностических карт теперь отнесена к незаконному предпринимательству.
На данный момент техосмотр раз в два года следует проходить владельцам автомобилей возрастом от четырех до десяти лет.
Машины старше 10 лет нужно проверять каждый год, а авто младше четырех лет полностью освобождены от обязательного ТО.
Исключение составляют такси: обязательное посещение пункта ТО проводится раз в год, если машина младше пяти лет, и раз в полгода, если старше этого возраста.
В случае непрохождения автомобилем техосмотра его владелец не сможет приобрести страховой полис ОСАГО. В этом году из-за ситуации с коронавирусом техосмотр для оформления ОСАГО не требуется проходить до октября 2020 года.
В России ввели уголовную ответственность за нелегальный техосмотр
Госдума РФ перенесла вступление в силу закона об обязательной фотофиксации автомобиля во время техосмотра и оформлении диагностических карт в электронном виде. Он должен был заработать с 7 июня 2020 года, но теперь его введут лишь 1 марта 2021 года.
Будет ли безопасно на дорогах?
Автоюрист Дмитрий Славнов рассказал Москве 24 о том, что часто аварии происходят не из-за плохого состояния автомобиля, а из-за недостаточной подготовки водителя.
«Бывает, что человек покупает «ведро на колесах», но ездит аккуратно, а другой на новой машине едет очень безалаберно, потому что у него стаж несколько месяцев и ему не страшно за других. Поэтому ужесточение ответственности не панацея для улучшения безопасности дорожного движения», – считает эксперт.
Если мы усилили ответственность, то не факт, что безопасность дорожного движения будет выше.
По его словам, страховые компании, которые выдают полис ОСАГО, в первую очередь должны быть заинтересованы в хорошем состоянии автомобиля, потому что они производят выплаты в случае аварии.
«Поэтому страховой агент должен обязательно осмотреть вашу машину, а не оформлять ОСАГО без осмотра. Если мы отдадим все в одни руки, то страховые и без штрафов будут проводить осмотр так, как надо», – предположил Славнов.
РИА Новости/Александр Кряжев
В свою очередь, вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр уверен в том, что на рынке техосмотра «произойдет взрыв» и реальные пункты техосмотра будут заполнены клиентами.
«А продавцы бумажек прекратят свое существование. Это, конечно, очень хорошо, потому что на дороге мы видим гигантское количество рухляди, которая не должна перемещаться по дорогам, а обязана стоять в гараже или во дворе и догнивать свой век», – подчеркнул он в разговоре с Москвой 24.
Однако, по его словам, улучшение ситуации произойдет только после того, как при прохождении ТО будет производиться фото- и видеофиксация.
«Если фиксации не будет, то по-прежнему будут продавать карты. Лишь периодически будет кто-то попадаться на контрольной проверке», – пояснил эксперт.
Я двумя руками за то, чтобы люди проходили технический осмотр, потому что часть машин на дороги выпускать просто нельзя.
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального союза автомобилистов
Хайцеэр добавил, что ужесточение ответственности усложнит жизнь таксистам, которые не привыкли реально проходить техосмотр, так как каждый ТО «больно бьет по карману» владельца машины.
Практика уголовной ответственности в закупках | Контур.Закупки
Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.
В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.
В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.
Ситуация 1. Контракт за «откат»
Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».
Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.
В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков.
Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.
К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.
Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги
Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.
Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука».
Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей.
Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.
В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».
Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области.
Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.
Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.
Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков
Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя.
Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись.
Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.
Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.
В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.
Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден.
Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.
Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.
Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию
Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.
Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.
Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.
Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.
Ситуация 5. Фальшивые документы
К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта.
Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы.
Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.
В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.
Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп
Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.
Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.
Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.
За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.
В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:
- 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
- 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.
Нелегальный техосмотр подведут под уголовную статью
За прохождение нелегального техосмотра может грозить уголовная статья. Согласно поправкам в законодательство, сервисы, которые проводят ТО, должны получить государственную аккредитацию.
При этом сведения о процедуре проверки автомобиля заносятся в единую базу. А с марта следующего года диагностические карты будут оформляться только в электронном виде.
Организациям, которые продолжат свою деятельность без аккредитации, грозит штраф в 300 тыс. руб.
Однако новые правила вряд ли повлияют на процесс прохождения ТО, считает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько: «Эта поправка, которая как раз вступила в силу недавно, опять же, бесполезна по двум причинам. Первое — продают эти диагностические карты именно аккредитованные организации.
Неаккредитованная организация продавать такую карту долго не сможет, потому что первый же автовладелец, который купит такую карту и не сможет по ней приобрести ОСАГО, пожалуется в полицию, и полиция такую контору быстро закроет.
Круг тех организаций, на которые эта статья будет распространяться, настолько неширокий, что ничего это не изменит. Кроме того, незаконное предпринимательство, часть первая этой статьи, имеет место, если доказано, что был извлечен крупный доход, сумма, превышающая 2,25 млн руб.
Не знаю, как МВД будет доказывать, что конкретная компания обманула не менее 2 тыс. человек, и при этом никто не заметил, что эти карты не внесены в соответствующую базу».
Также в МВД уточнили, что водители, которые сознательно будут покупать поддельные диагностические карты, будут привлечены к ответственности по 327 статье за подделку официальных документов.
Но доказать правонарушение со стороны автовладельца будет крайне сложно, заметил юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский: «Сотрудникам правоохранительных органов нужно будет доказать, что лицо знало, что у компании нет аккредитации, и намеренно приобретало технический осмотр.
Если же человек скажет, что не знал, что у них нет аккредитации, его привлечь к уголовной ответственности невозможно.
Законодатель предусматривает право сотрудников ГИБДД аннулировать диагностическую карту, если ими будет установлено, что она была получена без прохождения технического осмотра, и извещает об этом страховую компанию, соответственно, страхование также прекращает свое действие».
Новые правила проведения техосмотра также предполагают, что с 2022 года водители должны будут фотографировать автомобиль при заезде и выезде из пункта техобслуживания. К тому же будут фиксироваться координаты автомобиля — их сравнят с адресом пункта ТО.
Сергей Проценко
Смотри в оба: нелегальный техосмотр может закончиться тюрьмой
С 27 июля работа операторов ТО без аккредитации отнесена к незаконному предпринимательству и карается крупным штрафом либо арестом на полгода. Эксперты тем не менее сомневаются, что эта мера может изменить ситуацию в сфере техосмотра. Почему большинство диагностических карт оформляют без проверки автомобиля, разбирались «Известия».
Поправки в ст. 171 Уголовного кодекса подразумевают ответственность за техосмотр, проведенный компаниями, не аккредитованными в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Теперь, если в результате такого ТО был причинен ущерб гражданам или государству, а также извлечен крупный доход, злоумышленника накажут либо штрафом до 300 тыс. руб.
, либо арестом до полугода, либо обязательными работами на срок до 480 часов.
Техосмотр с точки зрения УК
— Ущербом гражданам можно считать плату за недобросовестно оказанную услугу, а также, в случае попадания в ДТП, все последующие расходы. Независимо от того, умышленно ли человек приобрел поддельную диагностическую карту или ему оказала «услугу» неаккредитованная СТО, он потратил свои деньги. Это можно расценивать как ущерб.
Что касается ущерба государству, то оно теряет возможную прибыль с выдачи аккредитаций и не получает налоги, — пояснил «Известиям» адвокат бюро «Батиров и партнеры» Георгий Батиров. Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин уточнил, что крупным доходом или ущербом считается сумма, превышающая 2 млн 250 тыс.
рублей, а особо крупным — 9 млн руб.
— Само по себе появление уголовной ответственности за техосмотр говорит нам, что никакими административными решениями эту проблему до сих пор победить не могут, — считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Опрошенные «Известиями» юристы рассказали, что ранее действия недобросовестных операторов техосмотра попадали под несколько статей УК — «Мошенничество», «Коммерческий подкуп», «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков». Тем не менее это не останавливает злоумышленников, и новые поправки вряд ли серьезно изменят ситуацию, считает большинство экспертов.
Редкие случаи
В РСА отметили, что поправки в Уголовный кодекс должны стать серьезной преградой на пути лжеоператоров техосмотра.
В то же время в Союзе вполне здраво считают, что отдельно эта мера навести порядок в сфере техосмотра не позволит.
Другое дело, если рассматривать ее в комплексе с реформой техосмотра, изначально намеченной на июнь, но затем из-за пандемии отложенной до марта следующего года.
— Неаккредитованный оператор ТО не имеет доступа к ЕАИС ТО и внести информацию в базу ГИБДД о прохождении автовладельцем техосмотра не сможет, такой техосмотр будет выявлен сразу же при попытке приобрести полис ОСАГО.
Поэтому случаи продажи диагностических карт неаккредитованными пунктами ТО редки, если не учитывать случаи мошенничества, когда такой оператор, например, незаконно получил доступ к личному кабинету аккредитованного оператора ТО, — рассказали в пресс-службе РСА.
В Российском союзе автостраховщиков признают: операторы ТО достаточно часто обращаются в полицию из-за взлома их сайтов с целью вброса в ЕАИС ТО фальшивых диагностических карт.
Кто и как борется с мошенниками
В РСА также отметили, что сотрудничают с IT- компаниями, которые занимаются борьбой с кибермошенничеством и выявляют в интернете объявления о продаже диагностических карт. На сайте Союза операторам советуют самостоятельно мониторить базу ЕАИС ТО, чаще менять пароли, пользоваться антивирусами и удалять старые учетные записи.
Кроме того, за прошлый год сотрудники РСА провели в отношении операторов технического осмотра более 2 тыс. документарных и около 500 выездных проверок. По результатам было принято почти 600 решений о приостановке аккредитации. Причины — отсутствие пункта ТО и необходимых средств диагностики, а также оформление диагностической карты без фактического проведения технического осмотра.
Проверка новых кандидатов в операторы ТО сейчас может занимать продолжительное время, рассказывают игроки рынка.
— Утверждение, что получить аккредитацию у РСА легко, субъективно. Операторы технического осмотра, которые пытаются собственными силами, без привлечения внешних специалистов получить аккредитацию с третьей, а порой и пятой попытки, являются тому подтверждением.
РСА проводит не только проверку документов, но также запрашивает фото и видеоматериалы, подтверждающие работоспособность средств технического диагностирования, соответствие параметров и характеристик сооружения пункта технического осмотра требованиям аккредитации, фактическое размещение диагностической линии внутри сооружения. Если предоставленные документы и материалы у РСА вызывают сомнения, заявителю назначается выездная проверка, — рассказал «Известиям» председатель правления Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.
С торговлей «серыми» диагностическими картами борются даже профессиональные объединения операторов техосмотра — по этим фактам написана не одна жалоба в прокуратуру. В то же время большинство сервисов всё равно предпочитает оформлять карты без осмотра автомобиля.
— Более 80% российских автомобилистов покупают диагностические карты одновременно с полисом ОСАГО, что говорит о том, что практика продажи карт без осмотра достаточно распространена, — отметил руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
Вопрос прибыли
Не только отсутствие серьезного контроля побуждает операторов идти на нарушения. Им просто невыгодно делать ТО по-настоящему — проще оформить диагностическую карту без осмотра. Дело в том, что закон устанавливает предельные цены для каждого региона — к примеру, 720 руб. для Москвы, 881 руб. для Санкт-Петербурга, 304 руб. для Дагестана, 700 руб. для Мурманской области.
— Еще пять лет назад мы с Федеральной службой по тарифам делали расчет себестоимости реального техосмотра с учетом оборудования и помещения. Тогда себестоимость получаса работы с автомобилем равнялась 850–900 руб. по всей России. При рентабельности в 10% мы выходили на 950–1000 руб.
В Санкт-Петербурге мы выходили на 1200, а в Москве на 1300–1500 руб. Спустя пять лет, с учетом инфляции, мы можем выйти на 1000–1100 руб. по России, 1300–1400 руб. в Санкт-Петербурге и 1500 руб. в Москве.
При реальной загрузке 10 000 осмотров в год это окупается и дает результат: сохранение жизней, сокращение убытков государства, налоги в казну, — рассказал «Известиям» президент Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» Сергей Зайцев.
Он считает, что в целях борьбы с мошенничеством нужно ограничивать не максимальную цену техосмотра, а минимальную.
Об отмене предельных цен на техосмотр задумались и в ФАС — там предлагают дать право операторам самостоятельно определять размер платы за такую услугу. Предпосылкой для либерализации в ведомстве считают наличие конкуренции.
Техосмотр — экономически выгодный бизнес, но при условии отсутствия конкуренции в виде нелегальной продажи диагностических карт, рассказал «Известиям» Максим Бурдюгов. Он также отметил, что в связи с пандемией операторы ТО оказались в крайне сложной финансовой ситуации.
— Автомобилисты и так неохотно ехали на пункты технического осмотра, покупая диагностические карты через интернет или иными доступными нелегальными способами.
После того, как ЦБ РФ были даны рекомендации по отмене обязательного оформления диагностических карт, автовладельцы и вовсе перестали обращаться за услугой техосмотра, — рассказал Бурдюгов.
Это привело, по его словам, к множеству случаев аннулирования аттестатов по личной инициативе операторов ТО.
Как накажут автомобилистов?
По закону, в случае отсутствия диагностической карты, без фактического прохождения техосмотра или отсутствия у оператора лицензии на проведение осмотра определенного типа транспортных средств (легковые, грузовики, мотоциклы), страховая компания не вправе отказать в возмещении. Если же автовладелец стал виновником ДТП, не имея диагностической карты, страховщик имеет право предъявить ему регрессное требование в размере возмещения потерпевшему.
Кроме того, автовладельца могут обвинить и в использовании заведомо подложного документа, если этот факт будет доказан, рассказал ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин. За это, согласно части 5 ст. 327 УК РФ, грозит не только крупный штраф, но и арест до шести месяцев либо исправительные работы на срок до двух лет.
Наконец, в марте 2021 года должна стартовать масштабная реформа техосмотра, и тогда за отсутствие диагностической карты или покупку «серой» автомобилистам будет грозить штраф в 2000 руб.
Проверяйте по списку
В РСА рекомендуют проверять наличие у операторов аккредитации перед прохождением техосмотра. Сделать это можно на сайте Российского союза страховщиков — там есть информативный список почти 5,5 тыс.
действующих пунктов технического осмотра. Также там можно узнать, на осмотр каких типов транспортных средств у оператора есть лицензия. Имеется и список фирм, лишенных аккредитации с указанием причины.
Смущает лишь то обстоятельство, что корреспонденту «Известий» не ответили по шести из 10 указанных на сайте телефонных номеров. Обзвон проводился в произвольном порядке среди московских фирм.
В двух случаях оператор ТО вызвался оформить диагностическую карту на мотоцикл, хотя согласно указанной на сайте информации, лицензии на этот тип транспортных средств у него не было.
И только в одном сервисе оформлять карту на мотоцикл отказались.
Кого коснется уголовная ответственность за нелегальный техосмотр
С 27 июля в России действует уголовная ответственность за нелегальный техосмотр.
С 27 июля в России введена уголовная ответственность за нелегальный технический осмотр автомобилей. Значит ли это, что тех автолюбителей, которые купили диагностические карты по интернету, могут привлечь к уголовной ответственности? Постараемся разобраться.
Что такое нелегальный техосмотр?
По мнению законодателей, нелегальным признается технический осмотр автотранспортного средства, проведенный организаций или ИП без соответствующей аккредитации.
То есть, если осмотр провели на СТО, не включенном в специальный перечень. При этом состав и качество самого техосмотра роли не играют.
Даже если это был доскональный осмотр специалистами, без официальной аккредитации и лицензии он будет признан нелегальным со всеми вытекающими последствиями.
Что касается диагностических карт, оформляемых совсем без прохождения техосмотра, то уголовная ответственность за них существует давно, как за подделку документов.
Ведь на основании такой карты автовладелец получает возможность заключить договор обязательного автострахования (ОСАГО).
При этом к отвественности привлекут всех: и того, кто выдал поддельную диагностическую карту, и того, кто ее использовал.
Ответственность за нелегальный техосмотр
За проведение техосмотра без аккредитации накажут владельцев СТО и должностных лиц. На них будут возбуждать уголовные дела и направлять их в суд, который сможет назначить наказание в виде:
- уголовного штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до двух лет;
- 480 часов обязательных работ;
- ареста на срок до шести месяцев.
Законодатели считают, что такие меры позволят эффективнее противодействовать практике массового оформления диагностических карт без реального проведения техосмотра. При этом сами неаккредитованные СТО будут закрывать.
Периодичность прохождения ТО
Действующие правила прохождения обязательного техосмотра предусматривают обязательность этой процедуры со следующей периодичностью:
- для легковых автомобилей младше трех лет — не нужно;
- для легковых автомобилей от трех до семи лет — один раз в два года;
- для легковых автомобилей старше семи лет — каждый год;
- для автомобилей такси — раз в 6 месяцев;
- для автобусов — раз в 6 месяцев (старше 5 лет) и раз в год (младше 5 лет).
Первый ТО владелец должен пройти перед получением полиса ОСАГО. Без действующей диагностической карты полис ОСАГО не оформляется.
До этого Госавтоинспекция получила право осуществлять контрольные закупки на СТО диагностических карт при возникновении подозрения в том, что оператор техосмотра торгует ими без реального проведения диагностики автотранспорта. Соответствующее постановление подписал в начале июня 2020 года глава правительства РФ Михаил Мишустин. Теперь такие контрольные закупки будут проводить и с целью выявления у СТО соответствующей аккредитации.
Подписывайтесь на наш канал
Незаконным операторам ТО грозит уголовная ответственность
Вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми оператору техосмотра будет грозить уголовное наказание, если он работает без аккредитации, то есть не имеет права выдавать диагностические карты.
Речь идет о поправках в статью 171 УК. Ими к незаконному предпринимательству теперь отнесена работа операторов ТО без аккредитации, в случаях, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству. То есть, по сути, к аварии. Вот в этой формулировке и кроется вся сложность применения данной статьи, из-за чего она просто может стать нерабочей.
Напомним, что активная реформа техосмотра связанна с тем, что из процедуры диагностики автомобиля и допуска его на дороги он превратился в дополнительный налог на автовладельцев. По разным оценкам, до 80 процентов автовладельцев не проходят эту процедуру, а покупают диагностическую карту. Однако планировавшиеся на июнь изменения из-за пандемии перенесены на 1 марта 2021 года.
В этом пакете поправок предусматривалось оформление диагностической карты в электронном виде, фотосъемка процесса техосмотра, наказание для операторов, торгующих диагностическими картами, а также штраф за управление автомобилем, не прошедшим ТО.
Также устанавливается пропускная способность пунктов ТО. Диагностических карт больше, чем через пункт может пройти машин, выписано быть не может. А еще Госавтоинспекцию наделили полномочиями по госнадзору за деятельностью операторов, вплоть до контрольных закупок.
Но все это начнет работать не раньше 1 марта следующего года.
Но внесения поправок в 171 статью УК этот перенос сроков не коснулся. Таким образом, уголовная ответственность оператора за диагностику автомобиля без аккредитации в Российском союзе автостраховщиков, в виде штрафа до 300 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом до шести месяцев, вступила в силу.
Вся сложность применения этой статьи заключается в том, что следственным органам необходимо будет доказать: причиной ДТП послужила неисправность, которую можно было выявить во время проведения техосмотра, но ее не выявили, по причине того, что неаккредитованный оператор просто продал диагностическую карту без осмотра. Одного только факта, что у оператора нет аккредитации, для привлечения к уголовной ответственности недостаточно.
По сути, это лишь очередная страшилка для тех, кто торгует диагностическими картами. Но уже само по себе оформление диагностической карты в электронном виде ставит заслон для неаккредитованных компаний. По сути, они не должны иметь доступа к ЕАИС ТО. Хотя, как известно, сейчас даже некоторые страховые агенты имеют к ней доступ.
Источник: «Российская газета»
Назад Далее
Кому грозит уголовная ответственность за поддельную диагностическую карту? РГ: Никому
Надо сказать, что ответ ТАСС из МВД звучал немного иначе: «За приобретение в целях использования заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, например, диагностической карты, ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность».
Подделка документов — это отдельный состав. Однако в СМИ его начали увязывать с недавно вступившими в силу поправками в Уголовный кодекс. А именно с появившейся с 27 июля уголовной ответственностью за осуществление деятельности по проведению техосмотра автомобилей без соответствующей аккредитации в национальной системе аккредитации или в сфере техосмотра ТС, если она необходима.
Это разные составы правонарушений. Ответственность за использование поддельных документов существует давно и касается она любого документа, будь то диагностическая карта или медицинская справка.
Новая статья предусматривает ответственность операторов техосмотра, которые не аккредитованы в Российском союзе автостраховщиков. И на физических лиц, то есть водителей, не распространяется.
А теперь давайте разберемся, кому и зачем может понадобиться поддельная диагностическая карта? Она нужна только для приобретения полиса ОСАГО. Но перед тем, как продать полис, страховщик проверяет наличие диагностической карты в единой информационной системе техосмотра ЕАИС ТО. А с 1 марта карта вообще будет оформляться только в этой системе в электронном виде.
Понятно, что поддельной карты в этой системе не будет. Больше эта карта нигде не требуется. Поэтому проверить, поддельная она или нет, может только страховщик. Но никто в здравом уме не будет приобретать поддельную карту. Она не поможет приобрести полис ОСАГО.
Другое дело — неаккредитованные организации. С их стороны оказание такой услуги, как оформление диагностической карты, простое мошенничество. Ведь если они не аккредитованы, то и в ЕАИС ТО внести ее не смогут.
Другое дело — продажа диагностической карты без осмотра машины. Этим занимаются некоторые аккредитованные, но не добросовестные операторы, а также агенты страховых компаний. Но карты они выдают самые настоящие. Да и новая статья на них не распространяется.
А значит, привлечь за поддельную диагностическую карту просто некого.
Если водитель получит карту от неаккредитованного оператора, то, не сумев купить полис ОСАГО, он первым побежит в полицию заявлять о мошенничестве.
Чем грозит несоблюдение требований 115‑ФЗ в период карантина
Принимая клиентов на обслуживание, компании должны проводить соответствующие проверки и сдавать информацию в Росфинмониторинг. В противном случае их ждет административное наказание.
Банк России опубликовал Информационное письмо от 10.04.2020 № ИН-014-12/59 «О неприменении Банком России мер за отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ». В письме указано только два вида обязанностей в сфере ПОД/ФТ, за нарушение которых наказания не последует:
- соблюдение сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;
- соблюдение порядка и сроков предоставления в Росфинмониторинг отчетности.
При этом в письме в числе исключений не указаны прочие требования в сфере ПОД/ФТ, такие как идентификация клиентов, подготовка и обучение кадров, разработка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Работа по финмониторингу продолжается: в Письме Банка России от 10.04.2020 № ИН-014-12/61 было разъяснено, что в объявленные выходные дни информация в Росфинмониторинг должна сдаваться в штатном режиме.
Как отметил в заявлении Президент ФАТФ, «преступники используют в своих интересах пандемию COVID-19 для совершения недобросовестных мошеннических действий». В период карантина в разы увеличилось количество транзакций, направленных на обналичивание.
Фирмы-однодневки используют виртуальные активы и финансовые услуги в интернете для обналичивания доходов, полученных преступным путем.
Кроме того, появился ряд программ для помощи неплатежеспособным отраслям бизнеса, что приводит к увеличению коррупции и последующим рискам отмывания денежных средств.
Ситуация осложняется тем, что сотрудники финансовых организаций работают из дома, а там не всегда получается пользоваться автоматизированными системами внутреннего контроля, доступными в офисе.
Автоматическая проверка юрлиц и физлиц в соответствии с 115-ФЗ, присвоение определенного уровня риска и подготовка отчета.
Подключить сервис
В связи с этим надзорные органы в апреле 2020 года тщательно проверяли организации и предпринимателей на соблюдение 115-ФЗ. Например, Южное главное управление Банка России, Саратовское отделение Банка России и Отделение Банка России по Алтайскому краю направили в организации запросы о предоставлении ряда документов по ПОД/ФТ.
Среди запрошенных документов фигурируют правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, акты проверок клиентов, ФЭС и квитанции об их приемке Росфинмониторингом.
Центральный аппарат Банка России также направлял в адрес отдельных организаций письма по ПОД/ФТ с рекомендациями по принятию мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ранее проведенных проверочных мероприятий.
За несоблюдение требований 115-ФЗ грозит административная ответственность.
- Штрафы должностного лица от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
- Штрафы юридических лиц от 50 000 до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
- За неоднократное нарушение 115-ФЗ — отзыв лицензии (ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ).
В 2019 году у 28 банков была отозвана лицензия Центральным банком РФ, из которых 13 случаев связаны с неисполненнием 115-ФЗ.
Организации и предприниматели должны учитывать, что карантин не повод забыть о процедурах внутреннего контроля ПОД/ФТ. И если компания перешла на удаленную работу, важно продолжать выполнять все условия, описанные в «антиотмывочном» законе.
- Проводить идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
- Фиксировать все сведения о клиентах и определять уровень риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.
- Информировать Росфинмониторинг о выявлении признаков сомнительности клиентов или их операций.
- Сохранять все анкеты клиентов и регулярно обновлять сведения по ним.
Ольга Смирнова, руководитель проекта Контур.Призма