Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов

8 июня 2020 | Время чтения 3 мин

Аннотация

В системе расчета стоимости нотариальных действий грядут серьёзные изменения. Разбираемся вместе с нотариусом, членом комиссии ФНП по методической работе

Александр Сагин, 8 июня 2020, 18:46 — REGNUM В Государственную думу РФ был внесен законопроект, который принципиально меняет систему расчета стоимости нотариальных действий.

Если кратко, то смысл инициативы таков: все этапы работы нотариуса, которые носят неотъемлемый характер, не могут относиться, как сейчас, к услугам правового и технического характера.

При этом, так как предложено отказаться от системы услуг правового и технического характера, вся взимаемая за нотариальное действие сумма должна входить в единый, экономически обоснованный и контролируемый государством тариф.

Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов

Мартинус Рёрбюе. Турецкий нотариус составляет брачный контракт. 1837

Статус обязательных, согласно законопроекту, приобретают такие виды действий нотариуса, как правовой анализ документов, подготовка их проектов, изготовление копий и сканов, консультирование заявителя, отображение на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме и ряд других.

На первый взгляд, никакой «революции» в этом положении закона нет, ведь на практике ни одну нотариальную услугу невозможно оказать без совершения какого-либо из этих действий, которые сейчас классифицируются как услуги правового и технического характера.

И именно этот терминологический нюанс вводит в заблуждение многих граждан, которые думают, что можно совершить нотариальное действие без этих «навязанных услуг», что приводит порой к судебным искам.

Буквально месяц назад Конституционный суд вынес решение, согласно которому «если совершение нотариального действия связано с необходимостью оказания нотариусом услуг правового и технического характера, то отказ обратившегося к нотариусу лица от оплаты таких услуг, носящих обязательный характер, влечет невозможность нотариального действия и, соответственно, ведет к отказу нотариуса в его совершении».

Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов

Квентин Массейс. Нотариус. 1510-1520

Новый законопроект прямо указывает, что все этапы работы нотариуса необходимы для обеспечения законности того или иного нотариального действия. При этом сохраняется принцип полной имущественной ответственности нотариуса.

Что касается порядка оплаты стоимости нотариальных действий, то, по предложению авторов законопроекта, итоговая сумма здесь должна складываться из двух величин — федерального и регионального тарифов.

Статус федеральных получат те тарифы, которые на данный момент зафиксированы в Налоговом кодексе РФ и Основах законодательства РФ о нотариате. В свою очередь, размер регионального тарифа будет различаться в зависимости от субъекта РФ, где совершается нотариальное действие.

Он должен учитывать экономические реалии этого региона, в том числе и величину прожиточного минимума на душу населения, которая устанавливается каждым субъектом РФ.

Важное уточнение — формулу для ежегодного расчета регионального тарифа будет утверждать Министерство юстиции РФ, тем самым обеспечивая контроль со стороны государства за стоимостью нотариальных действий.

Таким образом, экономически обусловленная разница в размерах региональных тарифов направлена на то, чтобы обеспечить доступ к квалифицированной правовой помощи, которую оказывает нотариус, жителям всех субъектов РФ.

Еще один фактор, напрямую влияющий на расчет стоимости нотариальных действий, — принцип самофинансирования нотариата.

Каждый нотариус самостоятельно несет все расходы на содержание и оснащение своей конторы, выплату заработной платы своим сотрудникам, заключение договора личного страхования профессиональной ответственности и так далее.

Кроме того, за счет взносов нотариусов формируется финансовая база для системы страхования нотариата, реализуются социально-значимые программы, такие как поддержка нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях.

Значительная часть затрат нотариата идет на разработку, создание и поддержку работы его масштабной электронной инфраструктуры, куда входят в том числе бесплатные онлайн-сервисы по проверке юридически значимой информации.

Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов

Нотариальная контора

Дмитрий Cкляренко

Кроме того, уже сейчас нотариат готовит «цифровую» основу для работы нотариусов в новых форматах — удаленном и дистанционном, которые необходимы для обеспечения граждан и бизнеса правовыми гарантиями в условиях цифровой экономики.

Все сопутствующие расходы здесь также покрываются исключительно за счет средств нотариата, без дотаций из госбюджета.

Таким образом, введение новой системы оплаты нотариальных действий обусловлено объективной причиной: необходимостью и впредь гарантировать доступную нотариальную помощь всем жителям России под государственным контролем, при этом сохранять самообеспечение нотариата как правового института.

Читайте ранее в этом сюжете: Законопроект, меняющий подходы к тарифам нотариусов, внесен в Госдуму

«Дорожная карта» трансформации делового климата начинает вытеснять нотариусов

Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов Правительство планирует наделить регистраторов возможностью вести реестры не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью. Естественно, что компании заинтересованы в расширение бизнеса — количество юридических лиц, обслуживаемых регистраторами, может утроиться. Данных изменений в законодательство можно ожидать примерно через год. Михаил Мишустин в начале июля утвердил «дорожную карту» трансформации делового климата в области корпоративного управления. Документом предполагается внесение изменений в законодательство «в части закрепления возможности передачи регистратору обязанности по ведению и хранению списка участников ООО». Одновременно уточняется, что сохраняется ныне действующий порядок отчуждения доли или части доли в капитале ООО и системы учета прав на доли. Согласно «дорожной карте», предполагается, что в декабре законопроект внесут в правительство, в феврале 2021 года — в Госдуму, чтобы принять поправки к июлю.

В данный момент отчуждение доли ООО проходит через нотариуса, который отправляет документы в ЕГРЮЛ. Сохранение существующей цепочки действий для регистраторов будет означать лишь хранение списка владельцев долей без возможности регистрации корпоративных событий. Очевидно, что регистратор заинтересован не только в ведении списков участников, но и в ведении учета прав на доли, это обеспечит участникам ООО должный уровень конфиденциальности.

Член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Лященко рассказал, что совещания по вопросу изменения порядка корпоративных действий в отношении ООО проводились в течение полугода. По его словам, с учетом мнения рынка и ФНС выработано «общее решение», что изменения собственников долей ООО должны, как и сейчас, фиксироваться в ЕГРЮЛ, что позволит сохранить открытость информации о собственниках и снизить риски инвесторов.

При этом, со слов депутата, будет введена возможность подачи этой информации не только нотариусами, но и регистраторами в зависимости от определенных критериев самих ООО. Если общество небольшое с редкими корпоративными событиями, оно продолжит работать через нотариуса. Если ООО крупное и событий много, ему будет разрешено работать через регистратора без участия нотариуса.

«Поправки к законодательству позволят крупным ООО и самим холдингам снизить свои расходы на нотариусов, а также повысить эффективность и скорость регистрации корпоративных изменений»,— говорит господин Лященко.

Изменения помогут в развитии рынка регистраторских услуг, полагают его участники. Конечно, при предложенном подходе у ООО сохраняется выбор между нотариусом и регистратором, и эта конкуренция будет положительно влиять на качество предоставляемых услуг и ценообразование.

«Дорожная карта» трансформации делового климата в области корпоративного управления

Источник — Коммерсантъ

Минюст РФ намерен утвердить правила расчета нотариальных тарифов

Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов иллюстрация: открытые источники

В среду группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, детально прописывающий систему назначения нотариальных тарифов. Более того, предложенный документ вводит перечень обязательных нотариальных действий, которые войдут в общий тариф. Требовать за них дополнительной платы не положено.

С инициативой выступили сенаторы Андрей Клишас, Николай Федоров, Владимир Журавлев, Владимир Полетаев, Максим Кавджарадзе и Сергей Фабричный.

Предполагается, что нотариальный тариф теперь будет состоять из двух частей: федерального и регионального тарифа. Федеральный, как и сейчас, установлен в Основах законодательства РФ о нотариате и Налоговом кодексе.

Региональный будет ежегодно устанавливаться отдельно для каждого субъекта по правилам, которые должно будет утвердить Министерство юстиции России.

При расчете тарифа по каждому нотариальному действию обязательно будет браться во внимание величина прожиточного минимума для конкретного региона. Принципиальное условие: услуги нотариуса должны быть доступны для граждан.

В обязательный перечень при совершении нотариального действия войдут базовые действия, без которых невозможно поставить печать.

Это, например, правовой анализ представленных документов, их проектов, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образцов документов, регистрация совершенных действий в Единой информационной системе нотариата и т.п.

Двухкомпонентная тарифная система, которую планируется установить законом, решает все основные задачи: контроль со стороны государства и доступность нотариальных действий для граждан, самофинансирование нотариальной деятельности и ее дальнейшего развития, соответствие реальной стоимости нотариального действия экономическим реалиям конкретных регионов, — сказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Останутся и льготы. Как сообщают в ФНП, ежегодно нотариусы предоставляют гражданам льготы при совершении более чем 1,7 млн нотариальных действий. Кстати, сейчас активно развивается электронный нотариат, многие сервисы являются бесплатными. Например, можно в Сети проверить подлинность доверенности или узнать, не находится ли машина в залоге.

*Все используемые изображения и видео являются собственностью правообладателей.

Желаете оставить комментарий? Опуститесь чуточку ниже✎.. Нотариальная палата Севастополя 2020-06-04

Читайте также:  Как уменьшить долг и неустойку по алиментам в 2020 году?

Нотариальный тариф за удостоверение сделок с недвижимостью: проблемы и перспективы развития правового регулирования

Тымчук, Ю. А. Нотариальный тариф за удостоверение сделок с недвижимостью: проблемы и перспективы развития правового регулирования / Ю. А. Тымчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 702-705. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36918/ (дата обращения: 07.10.2020).



В настоящей статье автором анализируется динамика изменения законодательства, устанавливающего размеры нотариального тарифа за удостоверение сделок с недвижимостью. В целях совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере предлагается внести изменения в законодательство.

Ключевые слова: сделки с недвижимостью, нотариальный тариф, плата за услуги правового и технического характера

Одной из острых проблем современного гражданского права является нестабильность гражданско-правовых договоров, и как следствие, нестабильность гражданского оборота. Составной частью гражданского оборота выступает гражданский оборот недвижимости, юридическим выражением которого является гражданско-правовой оборот недвижимости.

Полагаем, что одной из причин нестабильности гражданского оборота недвижимости является отмена законодателем обязательной нотариальной формы для большинства сделок с недвижимостью с момента введения в действие ГК РФ (01.01.1995 г.).

Как показывают данные судебной статистики в России количество оспоренных в судебном порядке договоров по отчуждению недвижимости, совершенных в простой письменной форме значительно превышает количество оспоренных сделок с недвижимостью, совершенных в нотариальной форме [1].

К наиболее типичным случаям оспаривания сделок с недвижимостью относятся следующие: оспаривание договора, заключенного по поддельным документам (например, поддельный договор приватизации квартиры, доверенность) [2], введение граждан в заблуждение относительно последствий заключения сделки [3], ненадлежащее исполнение посредниками на рынке недвижимости договоров об оказании услуг [4] и др. Оспаривание сделок с недвижимостью, заключенных в нотариальной форме, на практике не распространенное явление.

Основным препятствием для введения обязательной нотариальной для сделок с недвижимостью выступает высокий размер нотариального тарифа.

В связи с этим представляет интерес рассмотрение динамики изменения нотариального тарифа за удостоверение сделок с недвижимостью.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в соответствии с налоговым законодательством (ст.

22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), ст.333.24 НК РФ), для которых не предусмотрена законодательством, нотариальные тарифы взимаются в размере, установленном в соответствии со ст. 22.1 Основ.

Законодателем было предпринято несколько попыток по снижению нотариального тарифа [5, с.10; 11], в результате которых он уменьшился для сделок с недвижимостью вдвое, однако только в случае, если отчуждение производится лицу, не являющемуся родственником. При отчуждении недвижимости родственнику можно наблюдать незначительное повышение тарифа.

Полагаем, что тенденция, направленная на снижение тарифа должна распространяться и на удостоверение сделок с недвижимостью между родственниками, поэтому считаем необходимым продолжать снижение тарифов. Нотариальный тариф должен характеризоваться доступностью для малоимущих слоев населения, но при этом обеспечивать самофинансирование нотариальных контор.

Помимо оплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, установленного законодательством, нотариус, занимающийся частной практикой, имеет в силу ст. 15, 23 Основ, право взимать плату за оказание услуг правового и технического характера.

Унифицированный размер тарифа за оказание данных услуг в России отсутствует, а сам он в качестве нотариального действия в Основах не указан.

Но учитывая, что запрета на взимание платы за данные услуги законодательством прямо не установлено, их взимание является правомерным, а их получение и оплата носит добровольный характер.

Данный вывод подтверждает письмо Федерльной нотариальной палаты РФ (далее — ФНП РФ) [6], судебная практика [7], а также позиция Конституционного Суда РФ [8].

Анализ последних изменений в законодательстве [9, с. 4265; 4293.

] показывает, что в настоящее время к полномочиям ФНП РФ относится утверждение порядка определения обязательного для применения нотариусами и экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера, а также ежегодное установление предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера для каждого субъекта Российской Федерации с размещением соответствующей информации на своем официальном сайте.

Закрепление данного полномочия отнюдь не случайно. Во-первых, необходимость подобных изменений назрела давно.

Во-вторых, им предшествовали масштабные экономические исследования по установлению и выработке обоснованных критериев и принципов исчисления предельного размера тарифа за данные услуги (учитывается величина прожиточного минимума в регионе, затраты на совершение нотариального действия и др.).

С одной стороны, установление тарифов за оказание услуг правового и технического характера на основании экономически обоснованных критериев его расчёта следует, безусловно, оценивать положительно. С другой стороны, наделение соответствующим полномочием ФНП РФ вызывает сомнения.

Думаем, целесообразней было бы в такой ситуации закрепить следующий механизм: ФНП РФ устанавливает порядок определения и конкретный предельный размер платы за оказание правового и технического характера, а законодательные органы субъекта РФ устанавливают, руководствуясь указаниями ФНП РФ, конкретный размер тарифов за оказание данных услуг в субъекте с учетом различных экономических показателей.

Кроме того, положительным нововведением следует считать разработку ФНП РФ Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера (далее — Методические рекомендации) [10].

Так, в п.2.2 Методических рекомендаций указано, что при расчете предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера используется коэффициент количества нотариальных действий (далее — Ккнд), также введена формула для определения данного коэффициента.

В п.2.4 Методических рекомендаций закреплена формула для расчета предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера, которая учитывает социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом. Каждому нотариальному действию соответствует свой коэффициент сложности, пропорциональный трудозатратам на их совершение.

В п.2.5, 2.6, 2.

7 Методических рекомендаций установлены льготы по оплате услуг правового и технического характера для участников и инвалидов Великой Отечественной войны (освобождаются от уплаты данных услуг полностью), инвалидов I группы (освобождаются от уплаты данных услуг на 50 %), несовершеннолетних (освобождаются от уплаты данных услуг при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества; при этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре). Нотариальные палаты субъектов наделены правом установить дополнительные льготы, представляемые нотариусами отдельным категориям граждан при оказании услуг правового и технического характера (п.2.9 Методических рекомендаций).

Однако следует признать, что многие обстоятельства, имеющие важное, на наш взгляд значение, при определении данной платы не были учтены.

Считаем, что нотариальный тариф за удостоверение сделок с недвижимостью должен устанавливаться в зависимости от уровня платежеспособности населения в конкретном субъекте РФ, а также быть дифференцирован в зависимости от категории плательщика (малоимущие граждане, инвалиды I, II группы; ветераны ВОВ, Герои РФ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ; несовершеннолетние лица; лица, достигшие возраста 80 лет).

Что же касается платы за услуги правового и технического характера, то на наш взгляд, в связи с последними изменениями в законодательстве является целесообразным, установить критерии ее расчета как самостоятельного вида платежа в Основах [11, c.129], а также закрепить в Основах новый механизм ее установления.

Литература:

Организацию системы нотариата и формирования стоимости нотариальных услуг обсудили в Совете Федерации

Заседание «круглого
стола» провела Е. Перминова.

Комитет СФ по бюджету и финансовым
рынкам совместно с Комитетом СФ по конституционному законодательству и государственному
строительству провели «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации
системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового
обеспечения деятельности и ответственности нотариусов».

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

Читайте также:  Минпросвещения и Роспотребнадзор утвердили даты проведения ЕГЭ в 2020 году

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

Александр Башкин

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, финансового обеспечения деятельности и ответственности нотариусов»

Заседание провела заместитель председателя
Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Елена
Перминова.

В обсуждении
приняли участие председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас,
член Комитета
СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин,
Уполномоченный по правам
человека в РФ Татьяна Москалькова, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, Президент Федеральной нотариальной
палаты Константин Корсик, представители
общественных организаций, научного и экспертного сообщества.

Елена
Перминова

отметила, что «круглый стол» организован во исполнение поручения Председателя
СФ Валентины Матвиенко
разобраться с вопросами стоимости нотариальных услуг для населения. «В Совет Федерации
поступило много обращений, граждане говорят о высокой стоимости предоставления
отдельных нотариальных услуг. Им она представляется необоснованно завышенной».

Сенатор пояснила, что конечная стоимость
нотариальных услуг складывается из нескольких составляющих. «Это может быть
госпошлина, нотариальный тариф, оплата услуг правового и технического
характера. Нужно детально разобраться, какая из перечисленных составляющих дает
максимально отрицательный эффект с точки зрения финансовой нагрузки на потребителей и что можно с этим сделать».

Деятельность нотариата практически полностью осуществляется на принципе самофинансирования

Денис
Новак

отметил, что Министерство юстиции уделяет большое внимание обсуждаемой теме.
«Мы внимательно следим и участвуем в совершенствовании законодательного
регулирования вопросов оплаты нотариальной помощи».

Он сообщил, что
деятельность нотариата практически полностью осуществляется на принципе самофинансирования.
«Это предопределяет систему формирования платы за оказание нотариальной помощи,
которая предусмотрена основами законодательства о нотариате.

Оплата состоит из двух частей – нотариальный тариф и плата за услуги правового и технического
характера. С 2005 года размеры нотариального тарифа, или госпошлины не повышались».

По словам Дениса Новака, нотариат за это время должен был для выполнения
своих публичных функций обеспечивать как функционирование деятельности каждого
нотариуса, так и формирование уникального ресурса – Единой информационной
системы нотариата.

«Через эту информационную систему обеспечивается строгий
сквозной учет всех нотариальных действий, что исключает возможность поддельных
документов.

Во‑вторых, с помощью этого информационного ресурса обеспечивается
доступ граждан к проверке сведений о юридически значимых действиях».

Константин
Корсик

подчеркнул, что нотариус – это действующий от имени государства
высококвалифицированный юрист. Небюджетный нотариат действует на принципах
самоуправления и самофинансирования, без каких‑либо затрат со стороны
государства. Он рассказал о структуре
доходов и расходов нотариата, о работе по оптимизации системы оплаты услуг
правового и технического характера.

Татьяна
Москалькова

остановилась на вопросе защиты нотариатом прав и законных интересов граждан. «Я
хотела бы сделать акцент на том, что для нотариата важно два качества – профессионализм
и доступность. Сегодня для доступности много сделано, но мало кто об этом
знает. Я это вижу по своему приему граждан».

Она подчеркнула, что существует большая
система льгот, предоставляемых нотариусом при совершении сделок, — они
распространяются на Героев СССР и РФ, на всех участников и инвалидов Великой
Отечественной войны, на общественные организации инвалидов, многие другие
категории.

Андрей
Клишас

отметил, что система нотариата в России – единственный пример выполнения
публичной функции при расходах федерального бюджета, равных нулю. «Эту систему
в частности, тарифы, нужно приводить в современный, понятный для людей вид», —
убежден сенатор.

По мнению Александра Башкина, есть необходимость закрепления на законодательном уровне термина «услуги правового и технического характера».
«Надо перечислить, что это за услуги, как они формируются, как оказываются.

Тогда
это будет более прозрачно, понятно и для граждан, и для тех, кто применяет эту
норму».

Сенатор предложил наделить Министерство юстиции полномочиями по определению размера платы за услуги
правового и технического характера в зависимости от совершаемого нотариального
действия.

По итогам обсуждения будут подготовлены
рекомендации с учетом высказанных предложений.

Нотариусы перестанут заниматься самодеятельностью и будут работать по общим правилам

Регламент заработает с 1 января 2018 года. Нотариусы больше не смогут навязывать свои условия, можно будет не получать лишние справки и не тратить время на подтверждение данных, которые нотариус найдет сам.

Это большой документ, в котором много специфических терминов. Изучать заранее его не нужно. Но перед походом к нотариусу стоит найти свой раздел и разобраться с документами. Мы объясним самое важное, но это не всё.

Все нотариусы будут работать по общим правилам. Любой человек сможет открыть регламент и грамотно подготовиться к сделке. У него точно не потребуют лишних документов, а что-то нотариус проверит по своим каналам.

Это поможет сэкономить деньги и время. Иногда даже спасет сделку и даст уверенность, что всё честно.

Подтверждать личность заявителю обязательно. Без этого к нотариусу обратиться не получится.

Подойдет не только паспорт, но и временное удостоверение личности, военный билет или загранпаспорт. Студенческий билет или пропуск в бизнес-центр не считаются документами, которыми можно удостоверить личность.

Полный список документов есть в третьем разделе нового регламента. Там же описано, как подтвердить права законного представителя.

Если есть хотя бы что-то из этого перечня, нотариус отказать не сможет.

Место жительства можно подтвердить документами о регистрации. Если регистрации нет, достаточно пояснений: «живу там-то». Отсутствие официальной регистрации — это не повод отказывать человеку в оформлении доверенности или брачного договора.

Тот, кто доверяет, должен подтвердить свою личность документами. А вот информацию о том, кому доверяют, подтверждать документами не обязательно — можно словами. Присутствие человека, на которого оформляют доверенность, тоже не нужно.

Если доверитель занимается бизнесом и это важно для доверенности, нотариус сам проверит информацию по госреестрам.

Так же с завещанием: наследников и список имущества нотариус укажет со слов заявителя. Их паспорта и свидетельства на право собственности не нужны. Информацию о том, какие завещания были раньше, нотариус тоже найдет сам.

У всех нотариусов есть доступ в общие базы: Росреестра, МВД, налоговой и даже некоторых банков. Скоро появится единая база загсов, и к ней тоже дадут доступ нотариусам. Еще есть общедоступные реестры в интернете.

Вот какие данные нотариус в числе прочего может получить из этих источников:

  1. Нет ли заявителя в списке банкротов.
  2. Дееспособен ли продавец недвижимости.
  3. Какая недвижимость есть у человека.
  4. Кто собственник и какие характеристики у конкретного объекта.
  5. Нет ли обременений на доме или квартире.
  6. Претендует ли на недвижимость кто-то еще.
  7. Нет ли заявителя в списке причастных к экстремизму.

Зато без нотариального согласия можно продать общую машину или взять кредит.

Могут. У нотариусов есть доступ в госреестры с данными о юридических лицах и ИП. Можно не заказывать заранее выписку, чтобы подтвердить полномочия директора — нотариус получит ее по своим каналам.

Нотариус может брать деньги только за совершение нотариальных действий — то есть за то, что ему поручило государство и не может сделать никто другой. По закону он имеет право оказывать и технические услуги, но только с согласия клиента.

Если нотариус требует заплатить за что-то еще и отказывается заверять готовую доверенность, это можно оспорить в суде.

Хотя реестр пока официально не работает, нотариусы уже могут его учитывать. Доступ к общим базам есть и сейчас.

После 1 января 2018 года достаточно будет найти нужный раздел в регламенте. Там есть четкий список, какие документы нужны для конкретного действия, а что нотариус найдет сам.

Собирать лишние справки и выписки не придется. И потребовать их нотариус не сможет.

Российские нотариусы снижают тарифы на услуги в интересах граждан

Федеральная нотариальная палата (ФНП) определила предельный размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера. ФНП направила в региональные нотариальные палаты письма, в которых рекомендовала перейти к 1 августа 2016 года на сетку тарификации, по которой определяется предельный размер стоимости оказания нотариусом УПТХ. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Оплата услуг нотариуса состоит из двух частей. Первая – это госпошлина, которую устанавливает государство и размер которой, как правило, очень мал.

Вторая составляющая – это тариф услуг правового и технического характера (УПТХ), который позволяет нотариальной организации обеспечивать самофинансирование.

Размер тарифа определялся самими региональными палатами исходя из экономических показателей субъекта.

Теперь для всех регионов модель тарификации будет унифицирована, хотя тарифы и будут отличаться в зависимости от уровня жизни каждого субъекта. В частности, при расчете размера предельной платы за УПТХ будет учитываться прожиточный минимум на душу населения в конкретном субъекте РФ.

На основании экономически обоснованной системы расчетов тарифа устанавливается верхний предел оплаты для каждого нотариального действия для каждого из регионов страны.В ФНП планируют, что тарифы на УПТХ будут значительно снижены в первую очередь для сделок с недвижимостью – с 8000 до 5000 руб.

В сообщении отмечается, что столичные нотариусы уже привели тарифы в соответствие с новой моделью.За время, прошедшее с момента введения нотариальных тарифов, значительно выросли потребительские цены и размеры зарплаты, а также существенно увеличен размер прожиточного минимума. Согласно данным государственной статистики, среднемесячная зарплата в 2004г. составляла 7023 руб.

, а в 2014г. уже 30 000 руб., то есть выросла более чем в 4 раза. Прожиточный минимум на душу населения в среднем по России в IV квартале 2004г. был равен 2451 руб., а в IV квартале 2014г. — 8234 руб., то есть вырос почти в 4 раза. При этом суммы нотариальных тарифов за последние десять лет не подвергались изменению.

Как отметил председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, «данная система и размеры нотариальных тарифов позволят обеспечить доступность нотариальных действий для граждан и самофинансирование нотариальной деятельности.

Формируется более прозрачная и простая для всех обращающихся к нотариусу лиц система оплаты нотариальной деятельности, экономически обоснованная и не допускающая перегибов. Это будет способствовать дальнейшему развитию нотариата как эффективного института защиты прав граждан».

Читайте также:  Разрешение на снос частного дома на собственном участке: кто выдает, сколько стоит, пошаговый порядок получения разрешения

Также вводятся льготы для нескольких категорий граждан. Согласно планам ФНП, полностью освобождаются от тарифа УПТХ участники и инвалиды ВОВ, для инвалидов первой группы плата за услуги нотариусов снижается вдвое. Несовершеннолетние также освобождаются от платы за УПТХ при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества.

По словам президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, «решением Федеральной нотариальной палаты вводится льгота по уплату тарифа за услуги правового и технического характера — эта плата не будет взиматься при удостоверении сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних».

Это очень важно в свете расширения перечня сделок с имуществом несовершеннолетних, подлежащего, в целях защиты их прав, обязательному нотариальному удостоверению. Например, при удостоверении продажи квартиры стоимостью 1 млн руб., принадлежащей несовершеннолетнему, нотариус взыщет только тариф согласно Налоговому кодексу в размере 0,5% от стоимости квартиры, то есть 5 000 руб.

При этом нотариус проводит необходимый комплекс действий для защиты интересов несовершеннолетнего.

Нотариальные палаты субъектов РФ вправе установить дополнительные льготы, представляемые нотариусами отдельным категориям граждан при оказании услуг правового и технического характера.

08.06.2016

Для обязанностей нотариуса и формирования тарифов предложена единая система

Расширить обязанности нотариуса при совершении им  нотариального действия и  установить единую тарифную систему предлагает законопроект, внесенный в  Госдуму сенаторами Николаем Федоровым, Владимиром Журавлевым, Андреем Клишасом, Владимиром Полетаевым, Максимом Кавджарадзе и  Сергеем Фабричным. Эта инициатива призвана усовершенствовать регулирование нотариата, чтобы оно отвечало задачам, которые государство ставит перед ним при исполнении его конституционных обязанностей.

Прежде всего будущий закон установит, что в  обязательный перечень при совершении нотариального действия войдут все те  действия, которые сегодня фактически совершаются нотариусом практически в  каждом случае.

Это правовой анализ представленных документов, их  проектов, полученной информации, консультирование по  вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на  бумажном носителе образов электронных документов и  информации, полученной в  том числе в  электронной форме, и  др., включая регистрацию совершенных действий в  Единой информационной системе нотариата. Оплата этих действий будет входить в  единый тариф, вместо существующей оплаты услуг правового и  технического характера, к  которым эти действия сегодня относятся. 

Законопроект предусматривает тарифную систему, состоящую из  двух слагаемых: «федерального» и  «регионального» тарифов. Федеральный тариф, как и  сейчас, установлен в  Основах законодательства  РФ о  нотариате и  Налоговом кодексе.

Региональный тариф будет устанавливаться ежегодно отдельно для каждого субъекта  РФ согласно экономически обоснованной формуле, утверждаемой Министерством юстиции РФ. Его задача  — обеспечить соответствие полной стоимости нотариального действия его доступности гражданам, экономическим реалиям и  особенностям социально-экономического положения регионов.

Одним из  важным факторов для исчисления размера этого тарифа по  каждому нотариальному действию является величина прожиточного минимума, ежегодно устанавливаемая для каждого из  регионов.

Принцип нотариальной деятельности  — ее  самофинансирование исключительно за  счет оплаты, взимаемой за  совершение нотариальных действий.

То  есть нотариус полностью несет за  свой счет все расходы: оплачивает работу сотрудников, аренду помещения, компьютерную и  техническую инфраструктуру, расходные материалы и  так далее, включая обязательные расходы на  страхование профессиональной ответственности и  регулярное повышение квалификации. При этом он  не  является предпринимателем, так как совершает нотариальные действия от  имени государства и  не  имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, а  также менять размер взимаемой оплаты, которая строго регулируется законом. Напомним, что нотариус несет полную имущественную ответственность за  свои действия, возмещая гражданам в  полной мере ущерб, если он  причинен по  вине нотариуса.

Государством возложены на  нотариат ответственные задачи защиты прав граждан в  современных условиях.

Поэтому мощная нотариальная цифровая инфраструктура: Единая информационная система нотариата, различные публичные онлайн-сервисы и  реестры, которыми бесплатно пользуются миллионы граждан, весь современный комплекс «электронного нотариата», также созданы и  развиваются за  счет средств нотариата, без каких-либо бюджетных затрат. И  за  счет средств нотариата осуществляют свою публичную функцию как Федеральная нотариальная палата, так и  нотариальные палаты в  каждом субъекте РФ. 

Новая единая тарифная система гарантирует и  сохранение самообеспечения нотариальной деятельности, и  доступность нотариальной помощи для всех граждан страны.

Нотариат должен обеспечить дальнейшую цифровизацию правовой сферы, жизненно необходимую для защиты прав граждан и  бизнеса в  новых форматах «цифровой экономики», создать там безопасные и  удобные сервисы для удаленных и  дистанционных действий, столь востребованных не  только в  будущем, но  уже сегодня. Этим задачам как раз отвечает региональный тариф. 

Ранее эти вопросы обсуждались в  Совете Федерации на  круглом столе «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости услуг, финансового обеспечения деятельности и  ответственности нотариусов», организованном совместно Комитетом Совета Федерации по  бюджету и  финансовым рынкам и  Комитетом Совета Федерации по  конституционному законодательству и  государственному строительству, по  итогам которого были приняты соответствующие рекомендации. 

Как отметил президент ФНП Константин Корсик, «Инициатива сенаторов призвана решить вопрос устранения явных диспропорций, когда в  течение более чем 15  лет деятельность небюджетного нотариата обеспечивалась в  первую очередь за  счет оплаты услуг правового и  технического характера.

Двухкомпонентная тарифная система, которую планируется установить законом, решает все основные задачи: контроль со  стороны государства и  доступность нотариальных действий для граждан, самофинансирование нотариальной деятельности и  ее  дальнейшего развития, соответствие реальной стоимости нотариального действия экономическим реалиям конкретных регионов».

https://notariat.ru/ru-ru/news/dlya-obyazannostej-notariusa-i-formirovaniya-tarifov-predlozhena-edinaya-sistema

Сенаторы внесли в Госдуму законопроект о едином нотариальном тарифе

МОСКВА, 3 июня. /ТАСС/. Законопроект о введении единого нотариального тарифа внесен в Госдуму, он устанавливает более прозрачный порядок оплаты услуг нотариусов и усиливает контроль за экономической обоснованностью взимаемых с населения тарифов за совершение нотариальных действий. Документ размещен в среду в электронной базе данных Госдумы.

Так, согласно законопроекту, вместо существующей платы за оказание услуг правового и технического характера предлагается установить региональный тариф и заместить существующий нотариальный тариф федеральным тарифом. Оба тарифа будут составлять единый нотариальный тариф, который будет обеспечивать экономическую основу частной нотариальной деятельности.

Законопроектом закрепляется на уровне федерального законодательства принцип экономической обоснованности предельных размеров региональных тарифов. Кроме того, Министерство юстиции РФ наделяется полномочием по утверждению формулы расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа.

Также законопроект включает в обязанности нотариуса совершение таких действий, как правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме.

Как пояснил один из авторов инициативы, глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, федеральный тариф является фиксированной частью, которая представляет собой уже установленные в законодательстве суммы тарифов.

«Региональный тариф будет учитывать особенности социально-экономического развития регионов», — сказал сенатор журналистам.

Он уточнил, что существующий принцип формирования платы за услуги правового и технического характера (УПТХ) предлагается положить в основу и для формирования регионального тарифа — он будет устанавливаться нотариальными палатами субъектов РФ в рамках пределов, установленных Федеральной нотариальной палатой. По словам парламентария, учет в формуле расчета величины прожиточного минимума в конкретном субъекте РФ позволит обеспечить экономическую обоснованность предельных тарифов.

Более понятная система оплаты услуг

«Предлагаемая законопроектом система станет более понятной и прозрачной, позволит повысить доступность нотариальных услуг для населения, а также будет способствовать повышению уровня доверия общества к деятельности нотариуса.

Кроме того, принятие данного законопроекта позволит установить необходимый контроль за экономической обоснованностью взимаемых с населения нотариальных тарифов и сохранит возможность выполнения нотариусами возложенной на них публичной функции, осуществляемой на основе самофинансирования», — подчеркнул Клишас.

Он пояснил, что в настоящее время стоимость услуг нотариуса складывается из суммы нотариального тарифа и стоимости УПТХ, если размеры нотариальных тарифов указаны в законе, то порядок определения размера платы за услуги правового и технического характера устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

Как отмечают разработчики законопроекта, у граждан не сложилось четкого понимания относительно содержания УПТХ — «что в них входит, какой порядок их оказания, как формируется размер платы за них».

«Отсутствие четкой регламентации в законодательстве указанных вопросов зачастую приводит к тому, что граждане и юридические лица полагают, что оплачивают услуги, которые фактически не были им оказаны. Кроме того, существующий порядок формирования платы за УПТХ не в полной мере соответствует принципу прозрачности…

несмотря на осуществление нотариусами публичной функции и взимание за нотариальные действия платы, не контролируется государственными органами», — отметил Клишас.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *