В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатых

В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатыхhttps://www.znak.com/2020-06-25/lobbist_progressivnoy_shkaly_ndfl_obyasnil_znak_com_pochemu_putin_vernul_nalog_na_bogatstvo

2020.06.25

В 2001 году во время своего первого президентского срока Владимир Путин отменил в России «налог на богатство», или, говоря профессиональным языком, прогрессивную шкалу подоходного налога. До этого момента чем больше зарабатывал человек, тем выше была ставка его отчислений в бюджет. К примеру, в 2000 году минимальная ставка НДФЛ составляла 12%, максимальная — 40%.

Но Владимир Путин уравнял обязательства и ввел плоскую шкалу налога — одинаковую для всех ставку 13%. Три дня назад, спустя почти 20 лет, президент объявил о возврате к прогрессивной шкале, хотя такой разницы ставок не будет. Объявлено лишь, что налог на доходы свыше 5 млн рублей вырастет с 13% до 15%.

Многие политики и экономисты все эти годы добивались введения в России прогрессивной шкалы подоходного налога, приводя в пример развитые страны, где самые состоятельные граждане платят существенно больше бедных: 37% НДФЛ — в США, 57% в Швеции, 56% — в Японии.

Одним из таких лоббистов был депутат Госдумы Валерий Гартунг, который считает, что одинаковая для всех ставка НДФЛ не только не справедлива, но и губительна для экономики. Журналист Znak.com поговорил с депутатом о причинах и последствиях предстоящих изменений. 

Прогрессивная шкала подоходного налога существовала в России с 1812 года, но в 2001 году Владимир Путин уравнял обязательства бедных и богатых Яромир Романов/Znak.

com

 — Валерий Карлович, Вы несколько лет выступаете за ввод прогрессивной шкалы налога на доходы населения.

И вот Владимир Путин озвучил, что состоятельные граждане, получающие больше 5 млн рублей доходов, будут отчислять государству не 13%, а 15% НДФЛ сверх этой суммы. Это то, чего вы добивались? 

— Отчасти то, чего я добивался. Я рад, что нам (здесь и далее имеется в виду фракция «Справедливая Россия» в Госдуме РФ — прим. ред.) удалось достучаться до президента. Но мне кажется, что надо идти дальше.

Нужно сделать так, чтобы после выплаты подоходного налога люди получали зарплату не меньше прожиточного минимума. Сумму отчислений, которая делает зарплату меньше прожиточного минимума, надо возвращать.

 

— То есть это половинчатое решение? 

— Оно не половинчатое, это первый шаг в данном в направлении. В принципе, прогрессивную шкалу можно сразу сделать огромной — бабахнуть 40%, но тогда убегут все. Я бы к предложению, которое озвучил президент, добавил возврат налога для бедных, о котором сказал выше, а также снизил бы ставку страховых платежей с 30% до 15%, как это сейчас сделано для малого и среднего бизнеса. 

Надо уменьшать нагрузку на фонд оплаты труда, вводя прогрессивную шкалу подоходного налога и снижая ставку страховых платежей. Причем шкалу страховых платежей можно сделать плоской. Сейчас на зарплаты свыше 1,1 млн рублей в год страховая ставка 10%, а до 1,1 млн — 30%. 

— На прошлой неделе в прессу просочились данные, что правительство обсуждает возможность повысить налог для состоятельных граждан. Стало ли для вас неожиданным позавчерашнее заявление президента и озвученные параметры? 

— Да, оно было неожиданным. Мы на днях уже в 14-й раз внесли предложение о вводе прогрессивной шкалы, начиная с доходов больше 24 млн рублей [в год] и увеличения ставки на 2%.

По нашему мнению, потом со 100 млн рублей надо еще 2% налога добавить, и от 250 млн рублей — еще 1%. Таким образом, самые богатые платили бы подоходный налог на 5% больше, чем сейчас,  — то есть 18%.

Люди, которые получают больше 250 млн рублей, — далеко не бедные, таких у нас мало, и они могут себе позволить заплатить такой налог. Возможно, это будет последующим шагом. 

— Почему вы предлагали сумму в 24 млн рублей? 

— 5 млн рублей — это очень большая сумма, если речь идет только о заработной плате. Но если это доход индивидуального предпринимателя, то это уже небольшие деньги. А платить придется сверх 5 млн уже по повышенным ставкам. 

Да, мы предлагали начать с суммы 24 млн рублей. Но учитывая, что по предложению президента ставка увеличится не на 5%, а всего на 2%, то мы считаем, что это приемлемый вариант. 

В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатыхВалерий ГартунгНаиль Фаттахов/Znak.com

— Для регионов порог доходов в 5 млн рублей — достаточно высокий, есть оценки, что принятое решение — не столько экономическое, сколько политическое, так как особого экономического эффекта в регионах от него не будет. Как вы считаете? 

— Оно частично экономическое, частично — политическое. Но самое главное — оно справедливое. 

— Не случится ли так, что через какое-то время всех опять уравняют, повысив НДФЛ с 13% до 15%? Значит ли это, что Россия точно отказалась от плоской шкалы налогообложения?

— Место для глупости и ошибок есть всегда, но я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Я думаю, что поднимать НДФЛ для людей, которые имеют небольшие доходы, нет смысла, это неправильно. Если будет предложен такой вариант, я буду выступать против, потому что для людей, получающих небольшие доходы, нельзя поднимать НДФЛ.  

— После предложения президента удастся ли хоть как-то сократить разрыв в доходах бедного и богатого населения в России? 

— Разрыв в доходах сократится только в пределах статистической погрешности, к сожалению. Это слишком маленький шаг, нужен целый комплекс шагов. Не надо переоценивать масштабов этого действия. 

Если говорить о справедливости, то ставку страховых платежей надо делать плоской для всех, и тогда можно еще немного поднять ставку по НДФЛ для очень высоких доходов.

При этом освободить от уплаты НДФЛ людей, которые получают зарплату на уровне прожиточного минимума.

Вот когда все три решения будут приняты в комплексе, тогда это отчасти повлияет на ситуацию — богатые будут платить немного больше, а для бедных это станет существенным снижением.

— На ваш взгляд, не будет ли сложностей с тем, чтобы «окрасить» поступившие средства и направить их на лечение детей? 

— Сколько было идей с «окрашиванием» денег, но ни одна не сработала. Фонд национального благосостояния создавался специально для софинансирования пенсионных накоплений граждан, а также для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Но прошло несколько лет — и про это забыли. 

Главное в будущем не менять позицию. Если президент сказал, что приоритет — лечение детей, оплата дорогих операций, то так и должно остаться в будущем.

Конечно, стыдно в стране, где в Фонде национального благосостояния накоплено 12 трлн средств, собирать деньги на лечение детей через интернет. Президент правильно на это отреагировал.

Но важно, чтобы человеческая реакция президента закрепилась в поведении чиновников, не забылась через пару лет.  

— Вы всегда были сторонником прогрессивной шкалы налогообложения? Каковы плюсы и минусы каждого из вариантов? 

— Я всегда был сторонником прогрессивной шкалы налогообложения. Мало того, она же раньше была в России. Я начал заниматься бизнесом в 1989 году, когда мы с супругой открыли кооператив. Сначала мы платили 3%, потом по прогрессивной ставке я и 35% НДФЛ платил.

Я прошел через все изменения налоговой системы и не вижу проблем в том, чтобы состоятельные люди платили налоги по повышенной ставке. Более того, все эти годы, когда была плоская шкала, я тратил деньги на благотворительность. Зачем человеку деньги? Чтобы их тратить.

А куда? Чтобы сделать кого-то счастливым, кому-то помочь. 

В плоской шкале налогообложения я не вижу никаких плюсов. Среди стран «Большой двадцатки» только в России плоская шкала налогообложения. В других странах ставки налогов [для богатых] доходят до 80%. Даже после ввода прогрессивной шкалы по заявлению президента в России останется самая низкая ставка подоходного налога.    

  • Плоская шкала налогообложения даже вредна для нашей экономики. 
  • — Почему? 
  • — Если бы у нас были низкими налоги для бизнеса, эффективная система управления, я бы понял — стране не нужны налоги, поэтому они невысокие у всех и ставка НДФЛ у всех одинаковая — 13%. 

Но в реальности у нас бизнес платит сумасшедшие налоги. Чтобы заплатить рабочему 1 рубль зарплаты, ты должен еще 65 копеек бюджету отдать в виде налогов как минимум.

При этом если ты себе забираешь деньги, ты платишь с 1 рубля всего 33 копейки налогов — то есть 33%: 13% НДФЛ плюс 20% налог на прибыль. И это ненормально.

Должно быть наоборот: если ты себе берешь, то платишь 65%, а если рабочему даешь — то 33%. 

В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатыхЛозунги о повышении НДФЛ для богатых часто звучат на акциях протестаЯромир Романов/Znak.com

Так работает система в Германии. Пока деньги находятся в бизнесе, предприятие мало платит налогов, но как только собственник выводит деньги себе в виде дивидендов, он платит серьезные налоги. Таким образом стимулируется оборот денег в бизнесе. Если ты хочешь на себя любимого деньги потратить — пожалуйста, бери без ограничений, но заплати высокий налог.

Германия — мировой лидер в экспорте с развитой промышленностью. Там развиваются технологичные производства, потому что у бизнеса меньше затрат. У нас же низкие затраты только у сырьевиков. У нас сырьевики и финансисты — в шоколаде. Вот мы экономику построили: труба и сберкасса, которая ее обслуживает! А все остальные нищенствуют.

Это что, нормально? Что это за экономика такая? 

Читайте также:  Ветераны Великой Отечественной войны получат денежные и другие подарки ко Дню Победы

— Почему предложения о вводе прогрессивной шкалы так долго отвергались правящей верхушкой? 

— Да они и сейчас отвергаются.

На самом деле то, что предпринял президент, — это не результат аналитической работы правительства, а результат изучения общественного мнения, так как граждане считают несправедливым отсутствие в стране прогрессивной шкалы подоходного налога. И президент прислушался к населению. А вообще было бы правильно, если бы правительство, анализируя экономическую информацию, принимало взвешенные, экономически выверенные решения. Вот с этим проблема. 

— Когда можно ожидать принятия изменений в Налоговый кодекс РФ? 

— Раз президент об этом сказал, думаю, в ближайшее время мы получим проект, внесенный правительством. Видимо, на следующей неделе или через неделю мы его обсудим.  

— В процессе подготовки могут появиться какие-то детали? Интересно, придется ли платить повышенный налог со всех доходов, не только с зарплаты, но и продажи акций, квартиры, с полученных дивидендов? Возможны ли все-таки исключения? 

— Вполне возможно, какие-то нюансы будут, потому что доходы люди получают не только в виде заработной платы, но и от продажи имущества, процентов по вкладам, по акциям. Посмотрим, что внесет правительство, и тогда будем обсуждать.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Правительство вернулось к идее налога для богатых

Последствия коронавируса и самоизоляции для экономики заставили чиновников вернуться к обсуждению повышенного налогообложения обеспеченных россиян. Об этом рассказали Forbes два источника, знакомых с обсуждением этого вопроса, — федеральный чиновник и источник в Госдуме. По словам одного из них, к обсуждению этого вопроса вернулись из-за роста «запроса на социальную справедливость». 

Еще два человека — эксперт, участвовавший в обсуждениях, и источник, близкий к правительству, — сказали, что вопрос разных подходов к налогообложению людей с разными доходами активно обсуждался еще зимой.

Эксперт, участвовавший в обсуждениях, поясняет, что варианты просчитали еще зимой в преддверии послания президента, оно состоялось в январе 2020 года.

«Там более 10 разных вариантов, готовый сценарий есть у администрации президента и правительства, при необходимости его можно просто достать и применить», — поясняет он Forbes. 

Среди возможных вариантов — повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% для состоятельных граждан. Какой порог годового дохода может облагаться более высоким налогом — вопрос открытый.

Среди возможных вариантов — годовой доход в 2-3 млн рублей, говорит источник в Госдуме и эксперт.

 В рассчитанных для администрации президента и правительства сценариях есть также вариант с необлагаемым НДФЛ уровнем дохода в размере прожиточного минимума или даже больше, добавляет эксперт. 

Обсуждения возобновились на фоне резкого роста дефицита бюджета. Глава Минэкономразвития Максим Решетников в конце апреля заявлял, что дефицит бюджета в этом году может составить 5-6 %, такую же оценку в мае давал и ЦБ.

Министр финансов Антон Силуанов в начале мая говорил, что дефицит может составить около 4% ВВП. По словам Силуанова, доходы бюджета по итогам года будут примерно на 4 трлн рублей меньше, чем планировалось.

При этом расходы бюджета вырастут примерно на 1 трлн рублей.

Но, по словам двух собеседников Forbes, речь идет не о том, чтобы увеличить за счет изменения налогов отчисления в бюджет, а о том, чтобы использовать эти деньги для социальных нужд, например на поддержку малоимущих граждан или пенсионеров. 

«Речь идет не об увеличении доходов бюджета, а скорее о социальной справедливости, чтобы те, кто имеет очень низкий доход или временно низкий доход, имели меньшие обязательства перед государством в виде НДФЛ, а те, кто имеет более высокие доходы, имели чуть большие обязательства. Это было бы, наверное, социально справедливо», — поясняет собеседник Forbes, знакомый с обсуждением.

Однако итогового решения пока нет, говорят два источника Forbes. В частности, против этой инициативы выступает Минфин, говорит чиновник. По его словам, позиция Минфина такова: если повышение ставки налога будет небольшим, то и дополнительные поступления от изменения ставки будут небольшие, но при этом  администрирование — сложным. 

Forbes направил запрос в Минфин и официальному представителю премьер-министра, ожидает ответа. 

Власти обсуждают вопрос о введении прогрессивной ставки налогообложения уже не первый год. В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ.

Затем РБК в январе 2018 года писал о том, что в правительстве обсуждают повышение НДФЛ до 15%, и речь шла о повышении налога для граждан с доходами от 7 до 10 млн рублей в год.

В конце 2019 года «Ведомости» писали, что власти могут освободить от обложения НДФЛ доходы граждан в размере прожиточного минимума. 

В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатых

Правительство РФ «отказалось» повышать налог на богатых

В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатых

© СС0 Public Domain

Правительство РФ в настоящее время не обсуждает введение повышенной ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для людей с высоким доходом.

«Этот вопрос не обсуждается», — заявили ТАСС в пресс-службе кабмина.

В России сейчас действует плоская шкала НДФЛ в 13%, но вчера Forbes написал, что в правительстве рассматривают возможность введения прогрессивной ставки налога. Среди возможных вариантов — повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% для состоятельных граждан, чей годовой доход превышает 2-3 млн рублей, отмечает РИА «Новости».

Причем об этом сообщили не только источники Forbes, но и агентства РБК.

Напомним, еще 16 января, на следующий день после отставки правительства Дмитрия Медведева, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан счел целесообразным провести в России налоговую реформу, которая в первую очередь должна коснуться налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом он заявил на Гайдаровском форуме. Как полагает эксперт, «НДФЛ надо переносить с предприятия на человека — чтобы он платил там, где живет, на муниципальном уровне».

Между тем, еще до назначения премьер-министром страны, кандидат на этот пост Михаил Мишустин заявил, что не поддерживает идею введения так называемого налога на богатых, поскольку, на его взгляд, переход на прогрессивный налог в настоящее время неэффективен и неактуален.

Добавим, 1 октября 2019 года стало известно, что Минфин РФ намерен изменить подход к налогообложению обеспеченных россиян, обязав их платить налоги, если они провели в России 90 дней в году и имеют здесь дом, бизнес и личные контакты.

Министерство давно планировало расширить критерии для признания граждан налоговыми резидентами.

Теперь такие меры официально вошли в проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», отмечал РБК.

В настоящее время, чтобы «утратить связь» с Россией и не платить налоги, достаточно провести в стране менее 183 дней в год.

Как пояснял министр финансов Антон Силуанов, многие предприниматели пользуются этим, чтобы не отчитываться ФНС об иностранных активах и не платить налог с нераспределенной прибыли. По его словам, одна из причин ужесточения условий — «чтобы наши бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, к нам возвращались».

Законопроект о повышенном НДФЛ для богатых поступил в Госдуму

Пакет документов о поправках в Налоговый кодекс России, который правительство подготовило для формирования бюджета на три года, поступил в Госдуму.В Правительстве РФ прокомментировали идею повышения НДФЛ для богатых

Председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин заявил, что в приоритетном порядке профильный комитет рассмотрит законопроект о повышении НДФЛ до 15% для богатых россиян.

Он напомнил, что платить по повышенной ставке НДФЛ будут те, чей годовой доход превышает пять миллионов рублей. 15% нужно заплатить только с той суммы, которая превышает установленный лимит в пять миллионов.

«По инициативе президента России Путина средства, которые поступят в бюджет в результате повышения налога, будут адресно направлены на лечение детей, страдающих орфанными заболеваниями. Согласно расчетам, эта сумма составит порядка 60 миллиардов рублей», — привела цитату Володина пресс-служба Госдумы.

Володин назвал это решение справедливым и подчеркнул, что общество его поддержит, в том числе и те, чьи доходы будут облагаться этим налогом.

В минувшую среду, 16 сентября, правительство одобрило проект бюджета на 2021 и плановый период на 2022 и 2023 годы. По словам министра финансов Антона Силуанова, по итогам этого года дефицит бюджета составит около 4,4% ВВП, в следующем году этот показатель снизится до 2,4%, а в последующие два года останется на уровне 1%.

Для закрытия образовавшейся бреши между доходной и расходной частями бюджета правительство подготовило пакет документов для мобилизации доходов.

В частности, предлагается пересмотреть льготы и налоги для нефтегазового сектора, увеличить акцизы на табачную продукцию, ввести в действие увеличенный НДФЛ до 15% на часть доходов, превышающих пять миллионов рублей, а также ввести подоходный налог на проценты с депозитных счетов и вложений в облигации, чьи суммы превышают один миллион рублей.

Часть расплаты: в правительстве обсуждается повышение НДФЛ для богатых

В кабмине обсуждают повышение ставки НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом свыше 3 млн рублей. Об этом «Известиям» сообщили три источника, знакомых с ситуацией.

Впрочем, консенсуса по этому вопросу нет, поскольку чисто экономическая целесообразность такой меры под вопросом, утверждают собеседники. В пресс-службе правительства уверяют, что в профильный департамент эта инициатива не поступала.

С 2001 года, когда была введена единая для всех ставка НДФЛ, Госдума рассмотрела около 10 законопроектов о повышении налога для богатых.

13 пишем, 2 в уме

Рост ставки НДФЛ на 2 п.п. для россиян с ежегодным доходом от 3 млн рублей принесет в казну примерно 60 млрд, уточнил «Известиям» близкий к кабмину собеседник.

Читайте также:  Амнистия для водителей лишенных прав в связи с коронавирусом

По его словам, вырученные средства пойдут на борьбу с бедностью. Повышение налога затронет примерно 1% населения.

Он отметил, что с чисто фискальной точки зрения, большого смысла у такого маневра нет, поскольку дополнительный налог крайне сложно администрировать.

— Человек может получать доходы из разных источников — и каждый в отдельности не будет приносить ему более 3 млн рублей ежегодно. Для работодателя отследить все финансовые потоки своего сотрудника нереально. ФНС может это сделать, но затраты на мониторинг и администрирование будут примерно такими же, как и доходы от повышения ставки, — пояснил собеседник «Известий».

Тем не менее вероятность одобрения прогрессивной шкалы НДФЛ на этот раз значительно выше, чем в предыдущие годы, поскольку нынешняя ситуация — беспрецедентная, добавил другой собеседник «Известий», близкий к правительству.

В пресс-службе кабинета министров на просьбу «Известий» подтвердить обсуждение повышения налога сообщили, что такие инициативы на проработку в профильный департамент не поступали. В Минфине и ФНС на аналогичные вопросы не ответили.

Справка «Известий»

С 1992 по 2001 год в РФ в том или ином формате применялась прогрессивная шкала НДФЛ. В последний раз перед отменой ее корректировали в 1998-м.

Тогда налоговый кодекс предусматривал ставку в 12% для доходов до 50 тыс. рублей, до 150 тыс. россияне перечисляли 6 тыс. и 20% с суммы сверх 50 тыс. рублей. Свыше этого порога налог составлял 26 тыс.

и 30% от суммы более 150 тыс. рублей.

С 2001 года Россия перешла на плоскую шкалу — с тех пор все россияне платят НДФЛ по ставке 13%. После перехода на единый налог его собираемость существенно увеличилась — примерно в семь раз, оценивал в декабре 2016 года Владимир Путин на большой пресс-конференции.

Вопрос 20-летия

С 2001 года депутаты по крайней мере 10 раз вносили законопроекты о возобновлении прогрессивной шкалы НДФЛ. Только в конце 2019 года Госдума отклонила два их варианта — от партий «Справедливая Россия» и КПРФ.

Первые предлагали сохранить действующую ставку для граждан с доходами до 24 млн рублей в год. Для россиян, получающих больше этой суммы, предусматривался налог в 18%.

Вторые инициировали более сложную схему: пониженную ставка в 5% для граждан с доходами до 100 тыс. рублей в год. При годовой «выручке» до 3 млн рублей уровень возрастал до 5 тыс.

рублей плюс 13%, а до 10 млн — 382 тыс. рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн.

Аналогичная конструкция предполагалась для граждан со сверхвысокими доходами: россияне с зарплатой от 10 млн должны были бы платить 1,6 млн рублей плюс 25% с суммы свыше 10 млн.

Оба документа были отклонены под предлогом экономической нецелесообразности и сложности администрирования.

Впрочем, у населения идея возобновления сбора налогов по дифференцированным ставкам пользуется популярностью. По данным опроса ЦСР, опубликованного в конце мая, 61% россиян выступает за прогрессивную шкалу подоходного налога и имущественных налогов.

В феврале глава Минфина Антон Силуанов в интервью РБК отметил, что правительство может вернуться к обсуждению перехода на дифференцированные ставки подоходных налогов после 2024 года.

На тот момент правительство таких маневров не рассматривало, подчеркивал он.

Министр напомнил, что в России уже действуют так называемые налоги на роскошь — прогрессивные ставки налогов на автомобили дороже 3 млн рублей и квартиры стоимостью выше 300 млн рублей и площадью более 300 кв. м.

Аналогичную точку зрения министр высказывал и в мае в интервью «Ведомостям».

— Мы уже фактически ввели прогрессию — налог на процентный доход от больших депозитов. Дополнительные предложения увеличить налоги не рассматриваются, — сообщил он в ответ на соответствующий вопрос.

Ранее был одобрен закон, согласно которому доходы граждан с вкладов объемом более 1 млн рублей облагаются налогом по ставке в 13%. Правила начинают действовать с 2021 года.

НДФЛ — ключевой для регионов источник доходов, он занимает более трети их «выручки», напомнил эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин.

Из-за пандемии, спровоцировавшей увольнения и снижение зарплат, поступления в бюджеты субъектов серьезно сократились, и предусмотреть какой-то способ компенсации было бы логично, отметил он.

Однако повышение ставки НДФЛ для россиян с доходом более 3 млн в год вряд ли решит эту проблему, полагает эксперт.

Он считает, что введение повышенной ставки едва ли возможно в нынешнем году, а в следующем — ситуация с доходной базой российских регионов и муниципалитетов уже может стабилизироваться и не требовать замещения.

Если решение о введении прогрессивной шкалы примут, то скоро появятся инициативы о повышении ставки для более высоких заработков или о введении большей дифференциации в зависимости от уровня годового дохода, добавил партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек. Вместе с тем нынешняя редакция Налогового кодекса не в полной мере учитывает современные возможности контроля за доходами налогоплательщиков и семей, резюмировал он.

В россии задумались о налогах для богатых

Эксперты вернулись к идее увеличить налоги на доходы богачей. В тяжелый для экономики период самое время вспомнить о социальной справедливости и заставить богатых заплатить за бедных. На Западе это обычная практика. Однако Россия до сих пор так и не ввела прогрессивную ставку НДФЛ. И на это были вполне объективные причины.

В Кремле подтвердили, что тема увеличения ставки НДФЛ для обеспеченных граждан обсуждается на экспертном уровне.

«В связи с непростой ситуацией постоянно идет обмен на экспертном уровне и в правительстве, и в администрации президента относительно возможных шагов и в плане антикризисных мер, и в плане мер по стимулированию экономического развития, по поддержке наиболее пострадавших секторов экономики и так далее», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В рамках этого обмена мнениями экспертами высказывается в том числе и эта идея повышения НДФЛ для богатых, подтвердил он. Однако пока окончательных решений на этот счет не принималось, уверил представитель Кремля.

Как оказалось, введение прогрессивной шкалы и повышение НДФЛ для богатых поддерживают сейчас все фракции Госдумы, передает «Интерфакс».

Эта тема накануне была поднята в СМИ. Несколько источников «Форбса» заявили, что во власти вернулись к обсуждению возможности повысить НДФЛ для богатых. Вариантов, как можно это сделать, более десяти. Один из возможных вариантов – повышение ставки НДФЛ для богатых россиян с 13 до 15% с годовым доходом 2-3 млн рублей. Это соответствует ежемесячному заработку в 160-250 тыс. рублей. 

Сейчас размер НДФЛ в 13% един для всех граждан вне зависимости от зарплаты и богатства. Так проще администрировать и собирать налог. Ставка была установлена в России еще в 2001 году. С тех пор не утихают споры о необходимости ввести прогрессивную шкалу: чем больше человек зарабатывает, тем больший налог должен заплатить на благо общества и государства.

Эта идея всплывает с завидным постоянством. До сих пор противники прогрессивной ставки налога выигрывали битву. Но сейчас Россия, как и весь мир, столкнулась с кризисом из-за пандемии и нефтяного обвала. Государству, во-первых, нужны средства, так как дефицит бюджета РФ в этом году, как ожидается, будет довольно высоким — 5-6%. В последние годы России удавалось держать бюджет профицитным.

Во-вторых, в кризис стала остро звучать тема социальной справедливости. Средства, вырученные от роста НДФЛ для богатых, предполагается использовать на социальные нужды, например, на поддержку малоимущих или пенсионеров. Грубо говоря, кризис как раз является хорошим поводом для того, чтобы протолкнуть эту непростую идею с повышением НДФЛ для богатых.

С одной стороны, заставить богатых раскошелиться в сложный для страны период, тем более на помощь нуждающимся, выглядит в глазах многих справедливым. С другой – у налоговой только-только в последние годы повысилась собираемость налогов. Эта служба действительно научилась хорошо собирать НДС, который приносит треть доходов после нефтегазовой ренты.

Не схлопнется ли этот рост доходов из-за поднятия НДФЛ для богатых? Не приведет ли это решение к рекордному оттоку капитала из России? Не обернется ли рост налогов для богатых ударом по экономике вместо желаемой поддержки?

«Прогрессивное налогообложение уже на протяжении многих лет используется в странах с развитой экономической системой. Так государство снижает нагрузку с самых малообеспеченных граждан, которые получают минимальную зарплату, имеют долги и воспитывают детей. Большая часть налогового бремени ложится на людей, зарабатывающих большие суммы. Это и представители крупных компаний, и топ-менеджмент.

Прогрессивный налог не загонит богатых за черту бедности, зато поможет формированию так называемого среднего класса, который является поддержкой государства.

Высокий процент людей среднего класса говорит об устойчивости экономики страны», – считает директор по рыночной аналитике podelu.ru Лилия Федулина.

Поэтому вполне логично, что речь о прогрессивном налоге зашла именно сейчас, в момент кризиса, когда доходы населения снизились, считает она.

Отголоском новых налогов для богатых, кстати, стало решение президента с 2021 года ввести новый налог на доход с банковских вкладов. Тем, кто хранит на счетах более миллиона рублей, придется платить налог 13%, но не с самой суммы вклада, а с процентов с депозитов свыше этого миллиона.

Проблема в том, что администрировать и собирать «повышенные» НДФЛ с богатых станет намного сложнее. И капиталы из России могут потечь в еще большем масштабе за границу. Жерар Депардье не случайно сменил прописку с французской на российскую.

«Сколько средств после повышения ставки будет попадать в бюджет – зависит от самих граждан и их гражданской позиции. Именно по этой причине введение налога в России так много раз откладывалось – нужно было разработать качественные механизмы предотвращения оттока денег за границу. В том числе дополнительные налоги на вывод денег за рубеж», – объясняет Федулина.

Читайте также:  В.В. Путин: в России появятся новые меры поддержки и продлятся старые

Однако налоговая служба сделала серьезный шаг вперед в техническом плане. Благодаря автоматической системе контроля, собираемость НДС в последние годы только растет. Подобной автоматизированной системы контроля личных доходов пока нет в массовом использовании. Однако такие системы разрабатываются и скоро могут быть внедрены.

«Уже есть программа по осуществлению контроля за домохозяйствами. Создается реестр домохозяйств, реестродержателем и информационным оператором этой базы данных будет налоговая служба.

У нее самый мощный блокчейн на эту тему», – рассказывает председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», член генерального совета «Деловой России» Павел Гагарин.

«Это заход налоговой на бизнес с тыла. Если при налоговой проверке предприятия ничего нельзя выявить, то через домохозяйства можно проследить, сколько предприниматель тратит нигде не задекларированных средств. Также можно будет узнать о неофициальных доходах физических лиц, например, от сдачи имущества в аренду или другой деятельности», – поясняет Гагарин.

Иными словами,

благодаря новым технологиям налогового контроля, россиянам будет все сложнее и сложнее скрывать свои «левые» доходы и не платить налоги. И тогда введению прогрессивной ставки НДФЛ уже, возможно, ничего не будет мешать.

«Когда ставку НДФЛ повысят, и люди захотят как-то скрыть свои доходы, то у них будет для этого меньше возможностей – юридических, финансовых и организационных. Потому что налоговый и финансовый контроль у нас становится все более жестким и продолжит ужесточаться», – отмечает Гагарин.

Однако член «Деловой России» считает, что никакой социальной справедливости в этой идее – повышении НДФЛ для богатых – нет. «Я считаю, что это не та мера, которая сейчас нужна для оживления экономики. Потому что, во-первых, эта мера никак не стимулирует людей больше зарабатывать. Во-вторых, она стимулирует заработанное скрыть, чтобы не платить налоги», – считает Павел Гагарин.

Желание государства надавить на бизнес сильнее, чтобы получить больше поступлений в бюджет во время кризиса – вполне понятно. «Однако бизнес-омбудсмен Борис Титов правильно говорит, что надо торговаться. Если вы повышаете НДФЛ, тогда снижайте страховые взносы, например, с 30 до 25%. То есть надо сделать противовес.

Только в этом случае будет хотя бы видимость социальной справедливости. Тогда богатые со своих доходов частично оплатят страховые взносы. А если просто – заработал больше, значит плати государству больше, то это уже не справедливость. Это хорошо для развитых стран со стабильной экономикой.

Но России в данном случае не стоит брать пример с Запада», – считает Павел Гагарин.

Институт экономики роста им.

Столыпина считает, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц возможно при условии снижения страховых платежей Единого социального налога (ЕСН) до 15%. Сейчас ЕСН составляет 30%.

Сюда входят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 22%, на обязательное социальное страхование – 2,9%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

При этом в развитых странах ставка НДФЛ, как правило, варьируется в зависимости от типа дохода и целей дальнейшего использования этого дохода. Например, по словам Титова, ставка обнуляется, если доходы вкладываются в развитие бизнеса, а не в личное потребление. Или человек, как член семьи, имеет право на снижение базовой процентной ставки НДФЛ в зависимости от числа детей в семье.

В России, по его словам, можно обнулить НДФЛ для зарплат в размере МРОТ. Оставить текущую ставку в 13% для зарплат до 500 тыс. рублей в год, а для более высоких зарплат ставка НДФЛ может составить от 20 до 35%. Но только при одновременном снижении страховых выплат.

«Если же просто увеличить НДФЛ, то видимости справедливости не будет. Это будет просто дополнительное залезание в карманы», – резюмирует Гагарин. 

Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Ндфл для богатых может вырасти. хотя правительство идею не обсуждает

С опровержением планов повысить ставку НДФЛ для богатых россиян выступила пресс-служба правительства. Там заявили, что кабмин не обсуждает возможность повышения ставки налога на доходы физических лиц для граждан с высоким заработком.

Тем самым опровергнуты сообщения, появившиеся днем ранее, согласно которым, в правительстве рассматривается вариант повышения ставки НДФЛ с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает 2–3 миллиона рублей в год и более.

Стоит напомнить, что еще в январе Михаил Мишустин в ходе консультаций с думскими фракциями по его кандидатуре на пост премьер-министра выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ.

Уклончивый комментарий относительно идеи повышения НДФЛ для богатых прозвучал из Кремля. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заметил, что сейчас обсуждаются разные шаги в рамках антикризисных мер. «В рамках этого обмена высказываются самые разные точки зрения, в том числе и эта. Пока окончательных решений не принималось», — сказал Песков.

Однако идея нашла поддержку в депутатском корпусе. Прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц поддержали все фракции Госдумы.

Представитель фракции ЛДПР напомнил, что они не раз вносили законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале: «это когда есть ставка ноль процентов для тех, кто получает мало, и есть ставка в разы больше, чем 13%, для тех, кто получает по миллиону в день», — пояснил глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Схожую позицию коммунистов озвучил зампредседателя ЦК КПРФ Юрий Афонин: «Богатые должны платить больше, а бедные, особенно с минимальной зарплатой, должны быть вообще освобождены от подоходного налога», — заявил он. «Справедливая Россия» всегда была за прогрессивную шкалу, — напомнил, в свою очередь, первый зампред ее думской фракции Михаил Емельянов. По его словам, прогрессивный налог должен касаться именно богатых, а не среднего класса. По версии СР, должно быть две планки повышенного налога: 15% для ежемесячного дохода от 2 млн рублей и 25% для тех, чей доход в месяц превышает 10 млн рублей. Оправданным назвал предложение повысить ставку НДФЛ для богатых глава фракции «Единой России» Сергей Неверов.

Самих депутатов инициатива о повышении НДФЛ в том виде, в каком она была представлена СМИ, вряд ли коснется, несмотря на то, что их зарплаты в разы больше, чем в среднем по стране. В 2019 году средняя зарплата депутата Госдумы после налоговых вычетов составляла 350-400 тысяч рублей, в зависимости от индивидуальных надбавок.

Кудрин прокомментировал идею Путина о повышении НДФЛ

Экс-премьер использует высокие результаты партии власти на ЕДГ в свою пользу, сообщает ИА DEITA.RU.

Влияние Дмитрия Медведева во властных кругах снова пошло вверх. После ЕДГ-2020 в центральном аппарате «ЕР» пошли разговоры о серьезном укреплении Медведева, так как элиты довольны процентами, полученными «Единой Россией» на выборах.

Результат достигнут — и теперь совершенно неважно, что в пересчете на количество живых людей, непосредственно отдавших голоса партии власти, показатели существенно хуже выборов пятилетней давности.

Подтверждает возросший авторитет Медведева и глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Он утверждает, что «Медведеву пообещали — у него будет решающая роль в определении кандидатов «Единой России» на будущих выборах в Государственную Думу». Это может серьезно столкнуть лбами тех, кто формирует списки на ГД-2021.

В случае конфликта интересов решающее слово будет именно за Медведевым. И это в то время, когда многие новые и амбициозные силы уже посчитали Дмитрия Анатольевича сошедшим с дистанции. Не тут-то было — российский политический мастодонт еще нанесет ответный удар.

Занимающий нынче формальный пост заместителя председателя совета безопасности Дмитрий Медведев ненадолго ушел в тень, но периодически напоминает о себе. С новой позиции стратега (с зарплатой в 600 тысяч рублей в месяц), Медведев предстает в роли этакого третейского судьи по вопросам как внутренней, так и внешней политики.

Летом Дмитрий Анатольевич неожиданно разразился программой статьей, в которой изложил свое видение борьбы с коронавирусом, международной ситуации в контексте пандемии, способов восстановления мировой и российской экономики, а также общими тезисами касательно дальнейшего сосуществования мирового сообщества. «Голубь мира» вышел эффектным — эксперты сразу заговорили о возможности триумфального возвращения Медведева на главный пост в 2024 году.

Рейтинги доверия, пробившие дно во время премьерства, несколько выправились, и теперь экс-премьер уже не выглядит политическим «андердогом». 

Примечательно, что во время политической дискуссии о новой конституции Дмитрий Медведев выступал против изменений.

С одной стороны выступали спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, а с другой ДАМ.

Первые желали расширить полномочия парламента, а Медведев же требовал оставить все как есть — ибо «конституция — не половая тряпка, чтобы менять ее после каждой пары ботинок».



Кто победил — уже очевидно. Но и грамотный стратег Медведев не стал входить в клинч, избрав позицию «мудрого снеся», что временно затаился и ждет момента. Последние полгода для Медведева с точки зрения политического рейтинга можно считать успешными, а значит и вероятность того, что трансфер будет двигаться по системе «Медведев 2.0», растет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *