Организации территориального общественного самоуправления получат статус НКО

Организации территориального общественного самоуправления получат статус НКО

Граждане, которые объединяются, чтобы решить, как обеспечивать нужды микрорайона или села, должны получить ощутимую поддержку от властей.

Поспособствовать этому могут два законопроекта, которые находятся на согласовании в Правительстве.

Об этом стало известно 10 июля в ходе заседания Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации, которое прошло под председательством вице-спикера палаты регионов Андрея Турчака.

ТОС обретут своё юрлицо

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма организации граждан, которая позволяет при прямом участии населения решать проблемы на уровне муниципалитета, района, группы домов.

Чаще всего люди объединяются для решения проблем благоустройства территории, ремонта и эксплуатации жилья, контроля за торговлей и качеством оказания различных услуг, участия в охране общественного порядка, организации досуга жителей и ряда других.

Как говорят эксперты, это наиболее эффективная форма социального партнёрства и без её развития не представляется возможным совершить прорыв в экономике, социальной и научно-технологической сферах до 2024 года в соответствии с указом Президента России от 7 мая 2018 года.

Читайте по теме Организации территориального общественного самоуправления получат статус НКО

Как отметил вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, ТОС — «это как раз тот механизм, с помощью которого жители могут полноценно участвовать в решении вопросов, которые напрямую затрагивают их повседневную жизнь». Хотя трудностей в работе самоуправления хватает, пути решения надо искать уже сейчас — времени на раскачку не осталось.

Один из вопросов, на который обратил внимание зампред палаты, — из общего числа ТОС в качестве юридического лица зарегистрировано менее 10 процентов. Такая ситуация является следствием имеющихся сложностей, которые во многом должны решить законопроекты, подготовленные в Минюсте.

30 тысяч территориальных общественных самоуправлений насчитывается сегодня в России. ТОС действуют на территории примерно 5,6 тысячи муниципальных образований, представляющих 76 субъектов.

О них рассказал замминистра юстиции Денис Новак. Во-первых, подготовлены поправки в Гражданский кодекс. Согласно им, впервые в истории страны для ТОС вводится отдельная организационно-правовая форма юрлица.

Во-вторых, Минюст предлагает скорректировать закон об общих принципах самоуправления (тот самый, который в 1995 году установил определение территориальной организации самоуправления) и дополнить нормой, в соответствии с которой ТОС должны поддерживаться государством по аналогии с социально ориентированными НКО.

«Сейчас оба законопроекта прорабатываются в Правительстве», — сообщил Денис Новак.

Минфин готовит законопроект о инициативном бюджетировании

В Совете Федерации предлагают также установить правовые нормы, согласно которым ТОС имели бы право участвовать в рассмотрении и обсуждении важных муниципальных правовых актов. А органы местного самоуправления могли бы оказывать содействие в организации обучения работников органов ТОС.

Во многом укрепление института ТОС связано с доверием народа к власти — именно общественники-«самоуправленцы» видят наиболее злободневные нужды на том уровне, который зачастую не виден из высоких кабинетов.

Глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Олег Мельниченко заметил, что мониторинг 56 регионов показал эффективность работы ТОС в решении повседневных вопросов.

«В ряде регионов уже реализуется модель инициативного бюджетирования, когда граждане вправе сами определять направления бюджетных расходов в рамках ТОС. Сейчас Минфин готовит законопроект об инициативном бюджетировании».

В ряде регионов уже реализуется модель инициативного бюджетирования, когда граждане вправе сами определять направления бюджетных расходов в рамках ТОС.

Главы регионов также подтвердили заинтересованность в развитии ТОС.

Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев заметил, что такая форма существует в Пензе более 30 лет, а главы комитетов ТОС регулярно принимают участие в противопожарных рейдах, оказывают помощь в оплате услуг ЖКХ, в организации вывоза мусора и других вопросах. «Люди постепенно начинают осознавать действенность самоуправления», — констатировал он.

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг предложил закрепить законом порядок финансирование ТОС из местных и региональных бюджетов — сейчас это может осуществляться только тогда, если это предусмотрено уставом того или иного муниципалитета.

Тос или не тос » medianko — социальная платформа для нко

Итак Вы, совместно с группой активистов единомышленников решили, что существующее положение дел в вашем районе, где вы совместно все проживаете, не совсем вас устраивает и далеко от того идеала который рисует вам ваше воображение. При этом совсем кстати на глаза попалась публикация о территориальном общественном самоуправлении, ознакомившись с которой единогласно решено заняться улучшением жизни на районе с использованием данного механизма. С чего начать?

Организации территориального общественного самоуправления получат статус НКО

Начать, в первую очередь, надо с формулирования тех недостатков, которые вы видите и считаете необходимым их устранить, либо, как минимум, сгладить.

И как обычно в таких случаях бывает, на ум сразу приходят мысли о наведении порядка во дворе дома, устройстве или ремонте детской и спортивной площадок, посадке деревьев и прочем благоустройстве, в том числе и наведения лоска внутри самого дома.

И если в вашем случае ход мыслей устремился именно по этому коридору, и никакие более масштабные или социально значимые вопросы вас не растревожили, либо нет уверенности что они вам по силам, то объединение по принципу ТОС не для вашего случая. Законодательство предлагает на этот случай более эффективную модель.

И называется она товарищество собственников жилья (ТСЖ). Здесь и четкие правила установлены, и цели будут соответствовать задачам. Другими словами – волнуют проблемы обеспечения жизнедеятельности, лежащие в плоскости жилищно-коммунального хозяйства – как собственники имущества объединяйтесь в товарищество и берите инициативу в свои руки.

Дело в том, что ТСЖ в соответствии с законом создается для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, либо нескольких многоквартирных домах. Иными словами это хозяйствующий субъект в виде управляющей компании. Предмет и цели деятельности ТСЖ – реализация частных интересов.

В случае с ТОС эти цели настолько шире, что становятся диаметрально противоположными. Цели деятельности ТОС – общественные и не связаны с правами собственности, а предметом деятельности являются инициативы граждан во всех вопросах местного значения, а не только в жилищной сфере. Как видим разница принципиальная.

А почему в головах возникла такая путаница, и зачастую люди начинают проводить сравнения ТОС и ТСЖ, подменяя последнее первым, и ища в ТОС каике-то преимущества? Ответ на этот вопрос найдем в нормативной базе определяющей возможные территории для осуществления самоуправления граждан.

А там мы читаем: «подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов …». И сразу в памяти всплывают текущие трубы в подвале, неработающий мусоропровод, дырявый асфальт и многое другое из нескончаемой коммунальной оперы. И, как следствие, с самого начала пути коммунальные проблемы становятся доминирующими, задвигая прочие, не менее важные, на второй план. Поэтому определение целей и задач будущей деятельности, как видим, требует очень скрупулезного и взвешенного подхода.

Итак, имеется стойкое желание принять участие в решении всего спектра вопросов местного значения, начиная от медицинской помощи, обеспечения общественного порядка, организации дополнительного образования, охраны окружающей среды и заканчивая организацией массового отдыха и ритуальными услугами?! Тогда флаг ТОС именно тот, под которым необходимо объединяться.

Организации территориального общественного самоуправления получат статус НКО

Источник — сайт ТСЖ «Сосна» г. Воронеж

Владимир Шумсков: вопросы и ответы по теме ТОС

Владимир Шумсков, активный представитель сообщества территориальных общественных самоуправлений, член правления Ассоциации “Команда ТОС” и ТОС “Спутник Владивостока” поделился своей подборкой вопросов и ответов на тему ТОС.

Вопрос: Скажите, ТОС может осуществлять деятельность с целью получения прибыли?

Да.

Только прибыль при этом должна идти не в карман учредителей, членов или участников ТОС, а на уставную деятельность, направленную на достижение основной цели ТОС, т.е. на самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения на Территории ТОС.

  • Примечание: ТОС создается в двух нормативно-правовых формах:
  • 1) Как общественная организация (ОО) социально ориентированная (СО), опираясь на ГК РФ.
  • Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности (ООС), территориальные общественные самоуправления (ТОС);
  • (Подпункт 2 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).
  • 2) Как некоммерческая организация (НКО);
  • Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(Абзац 1 статьи 12 «Положения о территориальном общественном самоуправлении», принятом Решением Думы города Владивостока от 22 декабря 2005 г. N 157).

«Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика».

    (Пункт 2 статьи 24 ФЗ-7 «Об НКО»).

«Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации». (Пункт 3 статьи 26 ФЗ-7 «Об НКО»).

  1. Поэтому ТОС – это СОНКО – социально ориентированная некоммерческая организация. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31_1 настоящего Федерального закона
  2. (Подпункт 2_1 пункта 2 статьи 2  ФЗ-7 «Об НКО»).
  3. Вопрос: ТОС может существовать исключительно на пожертвования жителей?
  4. Нет, не только. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
    – добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
Читайте также:  Совместное завещание супругов: что это такое, когда вступило в силу, порядок оформления и образец совместного завещания

(Пункт 1 статьи 26 ФЗ-7 «Об НКО»).

Вопрос: ТОС может осуществлять деятельность с целью управления и благоустройства своей территорией?

Да.

При этом, как СОНКО, ТОС может осуществлять управление и благоустройство на участках любой формы собственности, находящихся на Территории ТОС, преследуя свою уставную цель.

Вопрос: Может ли ТОС надеяться на бюджет города Владивостока?

Да.

 «Органы ТОС могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории города Владивостока, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления города Владивостока с использованием средств местного бюджета»;

(Абзац 3 статьи 5 «Положения о территориальном общественном самоуправлении», принятом Решением Думы от 22 декабря 2005 г. N 157).

Вопрос: Дома и земельные участки, входящие в состав ТОС, все в собственности? Если нет, то какой процент муниципалитету принадлежит?

В собственности ТОС могут находиться дома и участки, но они должны быть приобретены только для достижения уставной цели, даже, если они приносят прибыль.

В России существует  долевая (частная) собственность и общая (государственная и муниципальная) собственность.

ТОС осуществляет свою уставную деятельность, направленную на осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения, на основе  общей и долевой собственности одновременно, т.е. на основе «общедолевой собственности». В СССР она называлась «колхозно-кооперативной  собственностью».

Сегодня в России существуют две формы власти: вертикальная и горизонтальная.

  1. Государственная власть (вертикаль власти).
  2. Местное самоуправление (горизонталь власти).
  • В Советском Союзе «частный сектор экономики» на основе частной (долевой) собственности был поставлен вне закона и ушел в «подолье», создав «теневую экономику».
  • «Колхозно-кооперативный сектор» на основе колхозной (общей) и кооперативной (частной) влачил жалкое существование.
  • В то время в обществе господствовал «государственный сектор экономики» на основе государственной (общей, общенародной, социалистической) собственности, а потому у нас господствовали чиновники, бюрократы и партократы.

Народ свою власть (советы, т.е. советскую власть) постепенно  утрачивал.

Почему? Потому что «советы», как форма местного самоуправления (форма народной власти, народовластия), была жестко встроена в систему государственной власти.

Поэтому «советы» с течением времени обюрократились и, в конце концов, стали «властью бюрократов», а не «властью народа». Как выразился известный философ, «слуги народа превратились в их господ».

В 1993 году народ, совершив Перестройку, «исправил эту ошибку».

Сегодня в РФ разрешены все формы собственности. Поэтому существуют открыто и официально (законно) три сектора экономики:

  1. Государственный сектор на основе общей собственности, где власть осуществляют чиновники, бюрократы и партократы.
  2. Частный сектор экономики на основе частной собственности, где господствует власть бизнесменов, корпораций и олигархов.
  3. Некоммерческий/негосударственный сектор на основе общедолевой (муниципально-частной), где господствует власть депутатов, выборных должностных лиц и населения.

Сегодня в РФ местная власть отделена от государственной власти. Поэтому государственная власть в стране заканчивается на губернаторе и краевой (областной) думе.

В деревнях, селах и городах господствует местное самоуправление. Главная функция государственной власти, наряду с другими, – это защита населения страны от внешних и внутренних врагов.

Главная функция местной власти, наряду с другими, – решение вопросов местного значения (ВМЗ).

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».  (Пункт 2 статьи 8 Конституции РФ).

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. (Статья 11 Конституции РФ).

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. (Статья 12 Конституции РФ).

«Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». (Пункт 2 статьи 1 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в РФ»).

«вопросы местного значения (ВМЗ) – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». (Абзац 12 пункта 1 статьи 2 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в РФ»).

Таким образом, население может участвовать в осуществлении местного самоуправления, то есть в решении ВМЗ двояким образом:

  1. Через органы МСУ.
  2. Непосредственно, образуя непосредственные формы участия населения в МСУ.
  1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении изложены в статьях  22 – 33 ФЗ-131.
  2. Примечание:
  3. «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
  4. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) – представительным органом муниципального района.
  5. (Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 556-ФЗ.
  1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
    (Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ.
  2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
  3. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
  4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
    (Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 171-ФЗ;в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 556-ФЗ.Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
  5. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ.
  6. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ.
  7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
    1. установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
    2. принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
    3. избрание органов территориального общественного самоуправления;
    4. определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
    5. утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
    6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
  1. Органы территориального общественного самоуправления:
    1. представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
    2. обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
    3. могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ;
    4. вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
  1. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
    1. 1) территория, на которой оно осуществляется;
      2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
      3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
      4) порядок принятия решений;

      5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

      6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

  2. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
  3. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Таким образом, ТОС (СОНКО) – это элемент системы местного самоуправления, благодаря которому население (народ) Территории  непосредственно принимает участие в решении вопросов местного значения, проявляя собственную инициативу.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций посредством взаимодействия с органамитерриториального общественного самоуправления и фондами местных сообществ

Одним из перспективных направлений поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне является развитие их взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) в решении вопросов местного значения на территории муниципального образования, в развитии общественной активности граждан.

Так, реализация общественных инициатив через органы ТОС позволяет более адресно решать вопросы местного значения, в том числе в социальной сфере.

ТОС являются своеобразной базовой структурой развития местного самоуправления, механизмом объединения, сплочения различных слоев населения и структур власти, способствуют в реализации инициатив населения и играют важную роль в решении проблем местных сообществ.

Рекомендуется обратить внимание на практику создания муниципальных общественных (ресурсных) центров, существующую в городе Перми. Муниципальные общественные центры используются как форма поддержки органов территориального общественного самоуправления (ТОС), общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города (Приложение 5).

Также, в Приложении 6 представлена практика реализации муниципальной программы Щекинкого района Тульской области «Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и развитие территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования Щекинский район», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Щекинский район от 13 января 2014 г. № 1-7, мероприятия которой направлены на развития взаимодействия ТОС, СОНКО и органов власти муниципального районаи повышение активности населения в решении вопросов муниципального значения.

Для поддержки СОНКО на муниципальном уровне также целесообразно использовать технологию фондов местных сообществ (далее — ФМС).

ФМС непосредственно относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям, поэтому они сами выступают объектами муниципальной поддержки СОНКО.

Кроме того, ФМС выступают местными структурами, объединяющими заинтересованные в развитии муниципального образования стороны, включая жителей, другие СОНКО, бизнес, создают институциональную основу для такой деятельности.

В этом отношении работа ФМС часто связана с деятельностью территориального общественного самоуправления.

Появились первые фонды местных сообществ в крупных промышленныхцентрах – Фонд Тольятти (1998) и Фонд развития Тюмени (1999). По данным фонда CAFРоссия[10], сегодня в России около 70 действующих ФМС, в том числе более половины представляют сельские фонды и фонды в удаленных, неиндустриальныхтерриториях.

Фонды в малых городах и сельских территориях в большинстве случаев созданы поинициативе небольшой группы людей или одного активного человека. Обычно в малыхФМС работают 1–2 оплачиваемых сотрудника (директор и бухгалтер), чаще нанеполную рабочую ставку. Основная работа выполняется с привлечением большого числаволонтеров (до 100 человек на крупных мероприятиях).

ФМС привлекают дополнительные средства для решения социальныхпроблем, развивают местную филантропию, привлекают ресурсы из местных источников,активно участвуют в различных региональных и федеральных грантовыхпрограммах. Фонды входят в различные региональные и федеральные сети, чтообеспечивает хороший уровень обмена информацией и технологиями.

ФМС выполняют значимую социальную функцию, реализуют значимые для местного сообществамероприятия, стимулируют общественную жизнь, активность и творчество жителей.

Фонды оказывают значительное влияние на развитие волонтерского движения в своихтерриториях, а волонтеры являются основным человеческим ресурсом для реализациипрограмм фондов.

Волонтерские акции и общественные мероприятия являютсянаиболее распространенными формами работы, их используют до 80% ФМС.

Одним из основных приоритетных направлений деятельностиФМС является благоустройство территорий.

В частности, по данным указанного выше доклада фонда CAFРоссия, благоустройство выступает приоритетом для более 80% ФМС малых городов и сельских территорий.

Фонды инициируют проекты и привлекают ресурсыдля многочисленных мероприятий по восстановлению и ремонту муниципальныхучреждений (библиотек, музеев, домов культуры, спортивных объектов),приводят в порядок парки и другие общественные пространства.

Многообразие форм деятельности ФМС, их знания технологий фандрайзинга, умение найти и включить в работу некоммерческие организации позволяет актуализировать невостребованный потенциал самих жителей, привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы.

Органам МСУ целесообразноинициировать и поддерживать появление таких фондов, обеспечивать тесную взаимосвязьс их работой, оказыватьФМС консультационную поддержку(около 70% ФМС на сегодня регулярно получаюттакую помощь), привлекать их представителей к программам дополнительного профессионального образования сотрудников местных администраций и работников учреждений.

Устойчивость ФМС напрямую зависит от финансовых и материальных ресурсов, которыми располагаетфонд.

По данным опроса CAFРоссии, коммерческие организации являются основными источниками финансирования (по данным докладаCAFРоссии, 76%ФМС отметили этот источник в своем бюджете), гранты некоммерческих организаций ичастные пожертвования получают 57% исследованных ФМС.

Бюджетное финансированиеполучали 38% ФМС из обследованных фондомCAFРоссия, государственные субсидии и гранты – 19%. Органам МСУ целесообразно рассмотреть возможность поддержки ФМС в рамках муниципальных программ поддержки СОНКО.

Органам МСУ целесообразно обеспечить ФМС для работынеобходимые минимальные материальные ресурсы, такие как помещение и оргтехнику (из числа опрошенныхCAFРоссии ФМС сегодня 62% безвозмездно пользуются муниципальными помещениями,и практически все ФМС оснащены необходимыми компьютерами и оргтехникой, однако помещенияв собственности нет ни у кого из исследованных ФМС).

Необходимо повышать роль представителей органов МСУ в попечительских советах ФМС, которыемогут способствовать представлению интересов фонда, привлечению средств ипридавать фонду большую значимость в сообществе.

Почти 80% ФМС в малых городах и сельских территориях сформировали попечительские советы, вкоторые входят представители местной власти, власти, бизнеса и населения, однако активно работаютпопечительские советы лишь в половине исследованных ФМС.

  • Приложения
  • Приложение 1
  • Закрепление механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне в законах некоторых субъектов Российской Федерации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и в государственных программах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций некоторых субъектов Российской Федерации[11]
№ пп Субъект Российской Федерации Закон субъекта Российской Федерации о государственной поддержке СОНКО Меры содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации поддержки СОНКО, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации о поддержке СОНКО Государственная программа субъекта Российской Федерации по поддержке СОНКО Меры содействия органам МСУ в разработке и реализации поддержки СОНКО, предусмотренные региональной государственной программой субъекта Российской Федерации по поддержке СОНКО
1. Красноярский край

131-ФЗ. Территориальное общественное самоуправление

Основные принципы и правила организации местного самоуправления (МСУ) на территории РФ устанавливает №131-ФЗ.

Одним из ключевых аспектов указанного Закона выступает такое понятие как территориальное общественное самоуправление (ТОС), достаточно подробное описание которого содержится в ст. 27 №131-ФЗ.

Размещенные в ней положения дополняются законодательными документами регионального уровня, принятыми во всех субъектах РФ.

Основные положения ст. 27 №131-ФЗ

№131-ФЗ устанавливает, что ТОС представляют собой специфическую форму реализации МСУ. Органы территориального общественного самоуправления создаются в результате самоорганизации населения, которое проживают в одной из частей муниципального образования (МО).

Однако, функции ТОС могут осуществляться и без создания подобных органов путем непосредственно волеизъявления граждан.

Целью деятельности ТОС выступает принятие ответственности за решение вопросов МСУ, предусмотренных действующих федеральным и региональным законодательством.

Важной особенностью ТОС выступает возможность осуществлять деятельность в рамках отдельной части МО, границы которой в пределах муниципального образования устанавливаются исключительно представительным органом этого территориального образования.

Для принятия легитимных решений по вопросам, отнесенным к уровню местного значения, организуется конференция или собрание граждан, живущих на определенной части МО.

По их итогам либо выбираются органы ТОС, наделенные конкретными правами и функциями, либо принимаются прямые решения о волеизъявлении граждан.

Обязательным условием для осуществления органами территориального общественного самоуправления деятельности выступает разработка и регистрация Устава ТОС.

Процедура этого мероприятия устанавливается и регулируется нормативными документами МО.

Решения учредительной конференции, связанные с образованием ТОС, приобретают законную силу в том случае, если они приняты с участием, как минимум, трети граждан, живущих в границах указанной территории.

Полномочия и функции органов управления ТОС

В пункте 7 ст. 27 №131-ФЗ определяются полномочия, которыми обладают конференции/собрания населения. Они реализуют заложенные Федеральным законом принципы ТОС. В число полномочий входят:

  • определение управленческой и организационной структуры органов ТОС, а также их последующее избрание их участников;
  • принятие, а также внесение корректировок в ранее принятый устав ТОС;
  • постановка задач и целей перед избранными органами ТОС;
  • принятие бюджета, учитывающего доходы и расходы ТОС, необходимые для его эффективного функционирования;
  • контроль правильности исполнения соответствующим образом утвержденного бюджета ТОС;
  • рассмотрение отчетов выборных органов ТОС об исполнении возложенных на них функций, оценка работы и принятие необходимых кадровых решений.

Конференция/собрание граждан, исходя из положений №131-ФЗ, считается высшим органом ТОС, обладающим наибольшим количеством полномочий. Однако, для более эффективной работы ТОС создаются органы самоуправления, к функциям которых относятся:

  • представление интересов проживающего на территории населения;
  • практическое воплощение решений, которые были приняты на ранее прошедших собраниях;
  • осуществление различных видов хозяйственной деятельности, целью которой выступает более полное удовлетворение нужд граждан, связанных, например, с благоустройством прилегающих к местам их проживания территорий. Для этого могут заключаться договора с органами МСУ и использоваться средства бюджета МО;
  • внесение в органы МСУ проектов муниципальных правовых актов. Их рассмотрение является обязанностью органов местного самоуправления.

Формы и виды

Установленные №131-ФЗ механизмы работы ТОС могут быть реализованы на различных территориях, выступающих частью МО. К ним относятся:

  • подъезд многоэтажного жилого дома и многоквартирный дом в целом;
  • группа подобных жилых построек;
  • жилой микрорайон, расположенный внутри муниципального образования;
  • сельское поселение и другие подобные территории, на которых проживают российские граждане.

Как уже было отмечено выше, ТОС может быть реализовано в двух формах. Первая предусматривает непосредственное волеизъявление населения путем проведения конференции/собрания, а вторая предполагает формирование и выбор органов ТОС.

Важно понимать, что ТОС района или другой территории может функционировать в двух юридическо-правовых формах:

  • без образования юрлица. Для создания подобного территориального общественного самоуправления достаточно пройти процедуру регистрации устава в представительном органе МСУ, наделенном такими полномочиями. В деятельности ТОС может использоваться финансирование, предусмотренное в бюджете МО;
  • с образованием юрлица. Следующая, более сложная стадия ТОС, предусматривающая создание и регистрацию НКО, то есть некоммерческой организации. В подобной ситуации ТОС, как и обычная организация, получает возможность участвовать в различных проектах и привлекать для этого финансовые ресурсы, полученные в виде грантов и из других подобных источников.

Цели создания ТОС

Главной задачей любого ТОС выступает эффективная реализация прав граждан, которые живут на данной территории, и создание для них более комфортных условий жизни. На практике ТОС доказало свою эффективность при решении следующих задач:

  • повышение уровня благоустройства территории, включая осуществление ремонта проезжей части и пешеходных дорожек, а также устройство специальных игровых и спортивных площадок;
  • решение самых разнообразных вопросов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ;
  • предоставление адресной социально помощи тем гражданам, которые остро нуждаются;
  • постановка и решение задач, связанных с охраной окружающей среды, в том числе путем озеленения территории и устранения источников загрязнения природы;
  • обеспечение сохранности культурных памятников и достопримечательностей.

В настоящее время активно функционирует Общенациональная ассоциация ТОС, официальный сайт которой размещается на http://oatos.ru/. Решение о ее создании было принято 29.01.2016 года в Москве при проведении конференции, в работе которой приняло участие представители из 67 регионов России, а также два ранее созданных юридических лица: Общероссийский Конгресс МО и Всероссийский совет МСУ. Указанный сайт ТОС содержит исчерпывающую информацию о деятельности Ассоциации, реализуемых ею проектах, участниках и нормативно-правовой базе деятельности подобного объединения.

Пошаговая инструкция по созданию ТОС

Грамотный ответ на вопрос, как создать ТОС, зависит от особенностей регионального законодательства, разработанного и принятого в каждом конкретном субъекте РФ.

Однако, общие принципы реализации территориального общественного самоуправления и формирования его органов являются достаточно близкими для всей территории страны.

Они предусматривают последовательное выполнение нескольких этапов.

Шаг №1. Создание ИГ, то есть инициативной группы

Первым этапом описываемой процедуры выступает формирование ИГ. Минимальное количество ее участников равняется 3-м, причем все они должны проживать на данной территории и достичь возраста в 16 лет. Для создания группы проводится собрание, по результатам которого оформляется протокол. В нем отражаются основные пункты повестки, среди которых:

  • избрание председателя собрания, а также секретаря, ведущего протокол;
  • создание инициативной группы для организации мероприятий, целью которых выступает образование ТОС;
  • разработка предложений, касающихся основных принципов последующей деятельности ТОС, включая наименование, границы, устав, наличие органов управления ТОС, кандидатур на включение в их состав и т.д.

Протокол конференции/собрания с указанием решения по каждому пункту повестки становится стартовым документом, необходимым для создания ТОС.

Шаг №2. Определение точных границ ТОС. Выбор времени проведения учредительного собрания/конференции

Как было отмечено выше, полномочия по определению границ ТОС находятся в ведении органов МСУ. Поэтому участникам ИГ необходимо подать соответствующее заявление в муниципальный представительный орган.

На принятие им решения действующим законодательством отводится срок, равный 30 дням.

После получения официальных документов об установлении границ ТОС можно приступать к дальнейшим действиям, главным из которых выступает проведение собрания ТОС.

Шаг №3. Оповещение граждан, живущих в пределах границ территории о дате собрания или конференции

Граждане, проживающие внутри установленных границ ТОС, должны быть извещены о дате проведения учредительной конференции или собрания, как минимум, за 15 суток до его начала.

Оповещение жителей может осуществляться при помощи объявлений в местных СМИ, размещения информации о собрании на различных информационных стендах, в общественных местах, а также поквартирный или подомовой обход населения участниками ИГ или активистами ТОС.

Рекомендуется довести информацию о созыве конференции или собрания ТОС до муниципальной власти, включая администрацию МО и представительный орган МСУ. Для этого по указанным адресам требуется отправить письмо, содержащее необходимые сведения. Лучше всего, чтобы оно было заказным.

Шаг №4. Проведение собрания/конференции

Непосредственной организаций и проведением конференции/собрания занимается созданная ранее инициативная группа. Важным требованием к мероприятию, предусмотренным законодательством, выступает его открытый характер.

Возможность принять участие в нем предоставляется представителям МСУ, органов госвласти, СМИ и т.д. Однако, они не могут вмешиваться в ход мероприятия, а также не имеют права голоса, которым обладают исключительно граждане, проживающие в границах указанной территории.

При этом они должно исполниться, как минимум, 16 лет.

Проведенная таким образом конференция/собрание становится легитимной в том случае, если в ней принимали участие не меньше трети граждан территориального общественного самоуправления. По итогам мероприятия должен быть оформлен протокол, включающий полный список принятых в его ходе решений. В их число обычно входят:

  • избрание руководителя (председателя) конференции/собрания;
  • избрание секретаря мероприятия, функцией которого становится ведение протокола;
  • принятие решения о создании ТОС с указанием его названия;
  • принятие основного документа ТОС – устава;
  • выработка формулировки целей и задач, стоящих перед ТОС, а также приоритетных направлений деятельности;
  • избрание органов ТОС, в том числе руководителя;
  • избрание ревизионной комиссии или другого контролирующего органа ТОС.

Шаг №5. Регистрация устава ТОС в органах МСУ

Следующей стадией создания ТОС выступает официальная регистрация его устава в администрации МО. Для этого руководитель ТОС или назначенное им лицо предоставляет в уполномоченный орган МСУ такой набор документов:

  1. Заявление с просьбой произвести регистрацию ТОС и его учредительного документа в виде устава.
  2. Решение представительного органа МСУ об установлении границ территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.
  3. Протокол о создании ТОС, которое оформлено решением собрания/конференции граждан, проживающих в пределах, определенных предыдущим представленным документов границ.
  4. Устав ТОС, который предоставляется в 2-х экземплярах, прошитых и пронумерованных в соответствии с правилами оформления подобных документов.
  5. Регистрационный лист участников конференции/собрания граждан. В документе обязательно указывается адрес их проживания, а также дата рождения.
  6. Список участников ИГ, в котором в обязательном порядке приводятся адреса их проживания и телефоны для возможных контактов.

Максимальная продолжительность процедуры регистрации устава ТОС составляет не 30 дней. Хотя на практике решение нередко принимается до срока, официально установленного действующей в стране нормативно-правовой базой.

Шаг №6. Регистрация ТОС в Минюсте

После официальной регистрации устава ТОС требуется пройти еще одну регистрационную процедуру, которая осуществляется в региональном управлении Федерального органа власти в лице Минюста. Для этого от уполномоченных представителей территориального общественного самоуправления в соответствующее подразделение министерства подается:

  1. Заявление, составленное по форме, размещенной на официальных сайтах региональных подразделений Минюста.
  2. Устав ТОС, зарегистрированный в органах МСУ. Предоставляется в 3-х экземплярах.
  3. Протокол конференции/собрания граждан, на котором было принято решение о создании ТОС. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  4. Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Шаг №7. Завершающая стадия

На завершающем этапе создания ТОС изготавливается его печать, при необходимости подается заявление в ИФНС о переходе на УСН, то есть упрощенную форму налогообложения, а также подаются документы о созданном ТОС в органы Росстата. Естественно, для нормального функционирования юридического лица требуется открытие расчетного счета в одном из банковских учреждений и заключение договора на расчетно-кассовое обслуживание.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *