Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Каждому гражданину присвоят уникальный неизменяемый номер, а всю информацию сконцентрируют в одной базе: так удобнее, считает правительство.

Федеральный закон «устанавливает правовые основы формирования и ведения единого Регистра, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении Российской Федерации». В связи с постоянными и массовыми утечками персональных данных из разных государственных БД создание единого реестра позволяет уверенно предположить, что количество таких утечек уменьшится — ведь информация теперь будет сконцентрирована в одном месте и достаточно будет одной утечки. В общую базу сведут примерно 30 показателей из 12 ведомств (среди них ЗАГСы, МВД, Пенсионный фонд и другие). Как подчеркнули авторы закона в пояснительной записке, создание федерального ресурса о населении «позволит обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России». Кроме того, государство получит более полную информацию о населении, о поло-возрастном составе, уровне образования и так далее. Этого своего рода перепись населения, которая обновляется практически в режиме реального времени. Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Единый реестр предоставляет расширенные возможности по моделированию различных сценариев социального воздействия на население. Но это только фундамент: его нужно дополнить более полными профилями, которые можно получить из социальных сетей. Возможно, в будущем граждан попросят привязать свои аккаунты в социальных сетях к персональным идентификаторам для упрощения аналитики.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Виталий Колесников ранее заявил, что единый реестр поможет рассчитать доходы граждан. По его словам, сейчас в России «нет нормального объективного счётного понятия семьи, домохозяйства».

Однако, пояснил замруководителя ФНС, доход семьи можно будет рассчитать, используя данные о семейных связях из единого регистра.

« можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае».

Какая информация будет в базе

Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение и так далее. Ниже полный список.

Сведения о физическом лице

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Идентификаторы

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
  • учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Заметим, что электронное досье в единой базе не содержит номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина.

Кто её будет вести

Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из регистра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии.

Спецслужбы тоже будут иметь доступ к единой базе данных.

Каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только к своей части: «Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть сведения о человеке, которые не касаются его компетенции», — пояснил глава думского комитета по СМИ Александр Хинштнейн, комментируя принятый в третьем чтении законопроект.

Будут в регистре и закрытые части, в которых планируется хранить данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб. Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Сведения о гражданине могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя. Также федеральные органы исполнительной власти будут обязаны направлять сведения о выдаче и замене документов, выдаче вида на жительство, удостоверения беженца, разрешения на работу и т. д.

Как она будет храниться

Центр обработки данных, в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области. Глава ФНС Даниил Егоров пояснил, что вся информация физически будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных.

Как обеспечат защиту

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. В ведомстве заверили, что информационная безопасность будет на самом высоком уровне. Кроме того, в регистре нет никаких биометрических данных, а также телефонов, налогов, имущества, штрафов.

Вместо прямого хранения данных в реестре будут прямые ссылки на личные кабинеты гражданина на портале госуслуг, в налоговой службе и в Пенсионном фонде. Персональная информация хранится уже там: почта, адрес, телефон, налоги, имущество и др. Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.

Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

Закон принят несмотря на определённые возражения со стороны отдельных представителей общественности и даже некоторых силовых структур.

Например, аналогичный законопроект о «цифровом профиле гражданина» ранее был забракован в ФСБ. Специалисты Федеральной службы безопасности отмечали, что «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации».

На это указали несколько десятков учёных, которые направили открытое письмо в администрацию президента РФ, правительство, Совет Федерации и Госдуму. На изъяны Единого регистра населения указывали и сами парламентарии.

Например, депутат Николай Земцов обратил внимание на поспешность, с которой принимается законопроект: «Законопроект требует широкого обсуждения, парламентских слушаний, общественных слушаний, работы с экспертами. И мы не можем понять, зачем такая спешка. Никакими обстоятельствами вот этой пандемии, коронавирусной инфекции он не обусловлен. То есть это никак не связано. Нам хотелось бы обсуждения. Потому что речь идёт об очень важных вещах», — сказал Земцов.

Фнс создает особый регистр, чтобы контролировать доходы российских семей

20.04.2020, Пн, 11:08, Мск , Владимир Бахур

Поправки в законопроект о создании единого регистра сведений о населении во втором чтении в Госдуме внесли уточнения в части хранимой информации, по защите данных и взаимодействию с другими ГИС. Оператором выбрана ФНС, озвучены сроки запуска.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о создании в России единого федерального информационного регистра сведений о населении. Оператором регистра назначена Федеральная налоговая служба (ФНС), которая будет обязана обеспечивать защиту персональной информации регистра.

Основой регистра сведений о населении станут 8 млн записей госреестра актов гражданского состояния, формируемого в облачных дата-центрах ФНС с октября 2018 г.

, около 540 млн актовых записей, сохранившихся в России с 1926 г.

, а также сведениями МВД России, данные баз Минобороны, Минобрнауки и государственных внебюджетных фондов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на слова замглавы ФНС Виталия Колесникова.

На основе регистра, регулярно пополняемого ФНС и 12 остальными поставщиками данных по примерно 30 видам сведений, предполагается создать «золотой идеальный профиль», который, по словам Колесникова, станет не дублированием других ГИС, а приведением «всех систем к одному знаменателю».

По его словам, регистр вводит понятие «идентификатора» – признака совокупности сведений о человеке в государственном информационном ресурсе. С помощью реестра и данных других ведомств ФНС сможет выстраивать семейные связи россиян и затем, в частности, рассчитывать среднедушевой доход или доход по каждому домохозяйству.

«Жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства», – отметил замглавы ФНС. По его словам, точная идентификация граждан поможет «поставить любые контроли, любые пороги» и оказывать адресную социальную помощь.

Дата-центр, хранящий и обрабатывающий сведения регистра, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.

Комитет Госдумы по информационной политике, ИТ и связи внес в законопроект на этапе второго чтения 16 поправок. Еще 30 поправок было отклонено.

В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой 17 сентября 2019 г. с поручением представить поправки к следующему слушанию.

Помимо внесения поправок, федеральная база сведений о гражданах также переименована в «регистр». Ранее она называлась «реестром».

Учет персональных данных

В единый информационный реестр будут включены базовые сведения и дополнительные идентификаторы о физическом лице.

К базовым сведениям документ относит фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и смерти, пол «и в случае его изменения иной пол», реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС и ИНН.

К дополнительным данным для внесения в регистр отнесено семейное положение и родственные связи (сведения о родителях, супруге и детях).

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре

Заместитель руководителя ФНС Виталий Колесников

  • Впервые в данных реестра появился идентификатор гражданства, где помимо российского, также будет фиксироваться факт наличия гражданства или подданства иностранного государства (или государств), а также документов, дающих россиянам право постоянного проживания в иностранном государстве, и данные о выходе из гражданства или отказе от ПМЖ другого государства.
  • В список идентификаторов также включены сведения о постановке на учет в налоговом органе (в том числе, для самозанятых и индивидуальных предпринимателей), данные о постановке на воинский учет, информация о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, сведения о постановке на учет в службах занятости.
  • Дополнительно в регистр также будут заноситься данные об обучении, образовании и/или квалификации с указанием видов, номеров и других сведениях об удостоверяющих документах, плюс сведения о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени или звания.
  • В регистре также будет присутствовать идентификатор учетной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации.
  • Такие данные как наличие транспортных средств, зарегистрированные юридические лица и информация о владении оружием, решено не включать в перечень сведений реестра.
Читайте также:  Опекунов запретят штрафовать за отсутствие регистрации по месту жительства

Права и свободы «отдельных физических лиц»

В новой редакции законопроекта представлен переработанный и дополненный пункт об «обособленном» учете отдельных физических лиц. Причиной создания и ведения такого «регистра в регистре» называются цели «обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц».

В документе отсутствует конкретика по группам физических лиц, в отношении которых будет производиться «учет в обособленном порядке».

Документ предлагает вести такой учет в соответствии с законодательством «о государственной защите отдельных физических лиц».

Особенности обособленного учета в федеральном регистре сведений о населении, как и было сформулировано в первой редакции законопроекта, будут определяться Президентом России.

Обособленный порядок учета имеет отношение к защите «отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — отметил замглавы ФНС Виталий Колесников в интервью агентству «Интерфакс».

В настоящее время в России действует ряд законов, определяющих государственную защиту для физических лиц, таких как судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов; потерпевшие, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства («защита свидетелей»). Защита физических лиц также определена законом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Дополнительные поправки

Список изменений законопроекта включает требование по обеспечению непрерывности ведения, полноты, актуальности и достоверности сведений реестра.

Список документов, на которых базируется правовое регулирование учета сведений о населении, расширен законом о гостайне.

В документ добавлены требования о приведении уже существующих государственных информационных систем (ГИС) в соответствие с единым регистром сведений о населении.

В документе появилось требование по использованию усиленной цифровой подписи при формировании и ведении регистра для подтверждения подлинности и целостности записей. Порядок использования усиленной цифровой подписи будет определяться Правительством России.

В пункте о содержании регистра, помимо сведений о гражданах России, впервые упомянуты «иностранные граждане и лица без гражданства» (в предыдущей версии они упоминались как «иные лица» – прим. CNews), а также «получившие временное убежище».

В новой редакции законопроекта впервые отмечена возможность предоставления гражданам и их законным представителям прав на получение информации из регистра через единый портал госуслуг или региональные порталы. Ранее таким правом предлагалось наделить только государственные и муниципальные органы.

Родителям, лишенным родительских прав, установлен запрет на доступ к сведениям о несовершеннолетних детях. Кроме того, граждане или их законные представители теперь могут обращаться с запросом на внесение изменений в свою персональную запись регистра.

Впервые в документе появился подпункт, декларирующий возможность использования базы данных реестра для совершения нотариальных действий.

Сроки внедрения

Предполагается что основные нормы закона будут введены в действие начиная с 1 января 2022 г. Переходной период, на время которого устанавливаются особенности создания, ведения, формирования и использования регистра, предлагается установить со дня опубликования закона до 31 декабря 2025 г. Ряд норм закона может вступить в силу только с 1 января 2024 г. и с 1 января 2025 г.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Как будет создаваться единый реестр граждан

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре

В последнее время в самых разных ведомствах создаются разнообразные реестры — и в ЗАГС, и в налоговой службе, и в нотариате. Проблемой таких реестров является разрозненный характер содержащихся в них данных и несогласованность между ними. Поэтому к 2025 году планируется создать единый реестр граждан, который объединит информацию из уже существующих реестров различных ведомств.

Такой реестр будет содержать обобщенную информацию о всех гражданах России.

Основу нового банка данных составит информация из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС) и сведения, содержащиеся в информационных системах министерства внутренних дел. Остальные сведения поступят в реестр из других информсистем, в частности, из Федеральной налоговой службы (ФНС). 

Проблемы создания единого реестра

Можно выделить несколько основных проблем, которые возникают в части создания единого реестра и организации его работы.

Первая из них состоит в недостаточном распространении среди граждан электронной подписи — как простой, так и квалифицированной, что обусловлено сложным способом ее получения.

Помочь в разрешении этого вопроса может построение сети пунктов выдачи электронной подписи гражданам на базе филиальной сети «Почты России» и развитие проекта облачной цифровой подписи.

Вторая проблема состоит в том, что сегодня ни одна из представленных на ЕПГУ госуслуг не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова — то есть полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, не являются госуслугами в полном смысле этого слова, являясь информационными сервисами.

Отсутствие единой методологии перевода госуслуг в электронный вид — одно из основных препятствий, которое не позволяет обеспечить уровень формализации госуслуг, необходимый и достаточный для их однозначной интерпретации в процессе подготовки и оказания услуг в автоматизированном виде.

В результате процесс перевода госуслуг в электронный вид свелся в большинстве регионов к разрозненным действиям по заполнению реестров услуг, а также по разработке упрощенных сервисов, поверхностной формализации административных процедур, заказу электронных форм для порталов госуслуг.

Информационный профиль гражданина

В июле 2019 года Правительство России одобрило проект закона «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Говоря простыми словами, появится электронный список всех граждан страны.

Причем в реестре будут не просто ФИО и даты рождения, но важная юридическая информация, например, номера СНИЛС, данные о семейном положении, прописка и многое другое. Старые добрые переписи населения станут историей, все данные о людях будут в режиме онлайн стекаться в большой государственный компьютер.

Предлагается создать единый информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении страны, оператором которого станет налоговая служба. Законопроект детально прописывает, какие органы будут обязаны предоставлять информацию в реестр, но при этом в СМИ можно встретить информацию об утечках данных из электронных ресурсах.

В интернете появлялись базы данных с номерами телефонов, персональными данными граждан, пропиской, а также банковские базы данных. Такие базы данных могут использоваться мошенниками в преступных целях.

Например, с переходом на электронную форму сделок, удостоверяющих право собственности на недвижимость, государство столкнулось с фактами мошенничества, когда без участия физического лица оформлялась электронная цифровая подпись и совершались сделки по реализации недвижимости. В результате в законодательном порядке были внесены поправки, ограничивающие электронную форму сделки.

Кроме того, жизнь человека становится максимально прозрачной. В настоящее время многие люди страдают от того, что потенциальный работодатель получает дополнительную информацию из социальных сетей, сайтов судов и приставов и отказывается брать на работу потенциального кандидата из-за проблем, которые фактически не касаются добросовестности труда работника.

Существует и еще одна проблема, а именно — налоговая.

Поскольку ведение реестра поручено налоговому органу, то соответственно, налоговая служба будет следить за доходами граждан, за покупками в магазинах, ведь в налоговую службу стекаются и данные в отношении кассовых чеков, а современные технологии банковских платежей позволяют четко установить, кто осуществлял какие покупки.

Так, налоговый орган получит возможность контролировать покупки физических лиц, а также связывать эти покупки с уплатой налогов работодателем. Но такие возможности появятся только после объединения различных реестров. Однако потенциально такие возможности появятся у проверяющих.

Уже сейчас и без создания единой базы данных многие сталкиваются с навязчивыми звонками, письмами на мейлы и надоедливыми продавцами, которые берут данные номеров телефонов из баз данных, при этом данные попадают к таким продавцам часто без согласия их владельцев.

Конечно, сегодня законодательство в части защиты персональных данных усиливается, появляются новые штрафные санкции, но на практике часто защита персональных данных имеет условный характер и не позволяет обезопасить себя от несанкционированного вторжения в личную жизнь.

Какую опасность несет Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР)

Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»  несет в себе серьезнейшие риски. Его нельзя принимать в нынешнем виде.Такую точку зрения в своей статье и в эфирах на радио и ТВ высказывает ведущий специалист в области IT-индустрии и искусственного интеллекта  Игорь Станиславович Ашманов.

Источник: РОЕМ © Игорь Ашманов

Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье

Этот текст представляет собой записку, которую я на прошлой неделе направлял разным организациям и людям, имеющим отношение к правам человека и развитию ИТ в нашей стране.

  В ней рассматриваются политические, правовые и технические риски законопроекта ПФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации…» (далее – Законопроект или ЕФИР).

Сейчас законопроект прошёл два чтения, с третьего чтения его вернули обратно в Госдуму; третье чтение планируется 21-го мая, в четверг. Скорее всего, законопроект будет принят.

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестреВ законопроекте декларируется создание ЕФИР – единого федерального регистра, содержащего сведения о гражданах в единой базе данных, управлять которой будет Федеральная Налоговая Служба. Создаваться ЕФИР должен постепенно, вступить в строй полностью – примерно к 2024-2025 году.

Изучение текста законопроекта приводит к заключению, что в текущем виде он создаёт серьёзные риски для прав граждан России, нарушает существующие федеральные законы. Подробнее – ниже.

1. Общие соображения

  1. Значение законопроекта. Этот законопроект – не проходной, не технический, его значение – огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков (о которых ниже). Это очень важный законопроект, по существу – конституционного уровня.
  2. Частная жизнь и Конституция.

     Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая (или переопределяя) положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом – ниже в разделах 3 и 4.

  3. Новый вид власти – цифровой.

     С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти – цифровой власти над данными граждан.

    Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре:

    1. эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица,
    2. граждане РФ не делегировали им эту власть над собой,
    3. есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные (каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте – см. ниже). Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных.
  4. Правовые риски. Граждан в законопроекте просто забыли, в том числе – несовершеннолетних. Гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом. Законопроект прямо упраздняет 152-ФЗ о персональных данных, создаёт правовой нигилизм в отношении частной жизни и персональных данных граждан. Об этом ниже в правовом разделе 4.
  5. Проект несёт очевидные технические риски. Сбор данных в одном месте, кроме удобства для оператора (ФНС), несёт риски утечек, компрометации данных и использования служебного положения. О этом ниже в разделе «Технические риски».
  6. Процедура проведения законопроекта – неправильная. Его «протаскивают» поспешно, «под шумок», без общественных слушаний. Для проекта такой значимости это недопустимо.
  7. Обоснование законопроекта очень слабое. Фактически, сторонник и «двигатели» законопроекта в Пояснительной записке и в публичных выступлениях говорят только «ну это же будет очень круто – знать всё про всех!», «иметь наиболее достоверные и полные данные о всех!», «больше собирать налогов!». Нет аргументов, почему не годится текущее положение, когда ведомства обмениваются данными, держа частичные персональные данные граждан в своих ведомственных базах. Эта невнятица и привязка к фискальным задачам ФНС влечёт большие политические риски для власти. Об этом ниже – в разделе 2 о политических рисках.

2.   Политические риски

  1. Публичные обоснования законопроекта – негодные. Обоснования в Пояснительной записке и в прессе сводятся к облегчению сбора денег с населения, а также к тому, что «иметь полные и достоверных данные обо всех гражданах – очень хорошо». Это легко увидеть, посмотрев тексты.

    В пояснительной записке в качестве основания для создания нового закона даётся ссылка на Указ Президента РФ от 2016 об усилении платёжной дисциплины. То есть по сути, прямо сказано, что закон нужен для собирания большего количества денег с населения. В глазах населения это будет выглядеть издевательством, особенно в текущей ситуации.

    Упоминаемые в Пояснительной записке «борьба с мошенниками» или «помощь неимущим» очень плохо сочетаются с целями повышения собираемости налогов и с управлением ФНС. Сбор данных Налоговой службой делается в целях помощи немущим? В восприятии населения ФНС занимается не раздачей денег, а сбором, получается двойная насмешка.

  2. Официальная публичная риторика в поддержку законопроекта – негодная. Высказывание замначальника ФНС, что «такое сосредоточение всех данных поможет оценить совокупные доходы домохозяйств, число нуждающихся семей в стране.

    Это стало особенно актуально в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда необходимо оказывать адресную помощь именно тем, чьи доходы упали из-за кризиса», опять же, звучит просто насмешкой, издевательством (ведь в самом законопроекте написано, что закон в принципе планируется ввести в действие до 23-го года, когда про коронавирусную инфекцию все забудут. Это просто неуклюжая попытка обмана).

По сути, никаких разумных объяснений того, зачем нужен новый закон, гражданам не предлагается.

  1. Процедура проведения законопроекта – негодная. Текущая процедура продвижения законопроекта вызывает очень много нареканий. Это делается быстро, кулуарно, без обсуждения в прессе, под шум о коронавирусе, без широкого общественного обсуждения. Это несёт в том числе большие политические риски для власти в РФ.Почему не проведены общественные слушания?
  2. Присвоение номерного идентификатора человеку вступает в противоречие с позицией РПЦ. Законопроект игнорирует позицию РПЦ, принятую Архиерейским Собором РПЦ 04.02.2013:

«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учёта персональных данных и личной конфиденциальной информации».

Можно ожидать дальнейшего возрастания недовольства как верующих, так и религиозных организаций.

Вывод: принятие законопроекта будет медийным аналогом пенсионной реформы. С точки зрения медийного и политического воздействия на умы граждан РФ создаётся ещё один сильный повод для разжигания ненависти к власти и чиновникам, к дальнейшему «расторжению общественного договора» между властью и народом.

Возможно, властные политтехнологи сейчас обещают инициаторам законопроекта, что «мы всё заровняем, всё будет тихо», как они обещали при продвижении Пенсионной реформы. Это неправда: Пенсионная реформа ещё свежа в памяти, нанесла мощный удар по лояльности граждан. Сейчас гражданам будет дан ещё один серьёзный повод для недоверия и ненависти к власти.

3. Юридические риски и противоречия

  1. В законопроекте имеются явные нарушения Конституции РФ:
    1. По ч. 1 ст. 24 Конституции «Сбор, хранение, использование … информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Если сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту данных, за некоторыми обоснованными исключениями, то Законопроект легализует сбор и обработку эти данных в постоянном режиме без согласия граждан (ст.8 Законопроекта). Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни»

Реестр доходов семей для ФНС: что включает, цели создания, когда начнет действовать

В последнее время появилось сразу несколько инициатив по систематизации сведений о россиянах в единые реестры данных – в частности, в общий реестр сведений о гражданах, реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, а также реестр доходов семьи.

???? Что такое реестр доходов семей

В апреле 2020 года ФНС инициировала процесс создания специального реестра с перечнем доходов семей.

Реестр доходов россиян – это совокупная база данных обо всех доходах семьи, в рамках которой сведения о поступлениях в адрес каждого гражданина будут объединены по домохозяйствам (семьям). На основании сведений об отдельных россиянах появится возможность выстраивания родственных связей между ними. База будет дополнением к общему реестру информации о россиянах.

Предполагается, что, помимо суммы доходов каждого члена семьи, в реестр попадут сведения об имуществе граждан и крупных расходах.

???? Зачем и кому нужно контролировать семейные расходы и доходы

Реестр доходов россиян ставит целью избавить россиян от бумажной волокиты при оформлении пособий и иных мер государственной поддержки.

Возможно, помощь от государства в перспективе будет назначаться автоматически без подачи заявления и сбора комплекта документов.

Уполномоченные инстанции будут видеть, что доходы семьи находятся ниже порогового значения и установят ей положенные доплаты и иные меры господдержки.

Создание реестра также направлено на противодействие правонарушениям и мошенничеству при оформлении пособий, уплате налогов и сборов. Он будет способствовать улучшению собираемости налогов в региональные бюджеты.

Реестр доходов выступит важным источником статистических сведений. Сведения о доходах будут сгруппированы по домохозяйствам, что позволит судить о материальном положении семей и пороге бедности. Правительству сборная информация позволит разрабатывать новые направления государственной поддержки семей.

Безработица 2020. Прогнозы, размер пособияЧитатьСоциальный контракт для многодетных и малоимущих семейПодробнееЧто такое трудная жизненная ситуация и куда обращаться за помощьюСмотреть

Сейчас статистика о материальном положении семьи является косвенной, и доходы считаются по информации о покупках и сбережениях граждан и редко отображают реальное положение дел.

???? Содержание реестра. Сведения о крупных расходах

Пока содержание реестра окончательно не определено. Предполагается, что реестр будет содержать в единой базе сведения о доходах семьи:

Также из реестра можно будет получить сведения о крупных расходах (например, на покупку квартиры или автомобиля) семей.

Как вы относитесь к идее создания Реестра доходов семей для налоговой?Положительно.Отрицательно.Не определился.

???? Ответственный за формирование и ведение

Ответственной за ведение единого реестра станет ФНС. Сведения о доходах будут поступать в единую базу данных из различных источников:

  • из ФНС (на основании отчетности работодателей по 2-НДФЛ и отчетности предпринимателей);
  • из ПФР о размере пенсионных отчислений;
  • из Центра занятости о пособиях по безработице;
  • из УСЗН о назначенных пособиях и компенсациях;
  • из Росреестра: о госрегистрации недвижимости;
  • из прочих источников.

???? Кто будет иметь доступ к информации

Большие опасения среди россиян вызывает сохранность сведений о доходах. Ведь в случае незащищенности сведений о гражданах мошенники или рекламодатели получат широкий круг сведений о составе семьи, материальном состоянии, адресе проживания и пр.

Инициаторы создания реестра предполагают, что сведения для повышения уровня защиты не будут храниться в онлайн-базах. Они будут переданы в правительственную систему без доступа к сети.

С данными из реестра смогут ознакомиться только региональные и муниципальные представители власти. Сведения для статистических учреждений будут передаваться исключительно в обезличенном формате.

Возможно, что сами граждане смогут иметь доступ к сведениям о себе на портале Госуслуг и смогут вносить корректировки.

Перейти на Госуслуги.

❗ Вступление в силу

В ближайшее время будет создан аналогичный реестр, содержащий сводные сведения о российских гражданах, но пока без учета платежеспособности. 21 мая 2020 года Госдума в окончательном третьем чтении приняла Закон «О едином федеральном информационном регистре…». Этот реестр будет содержать данные россиян из разных источников Минобороны, МВД, ФНС, Минобрнауки, ФНС, внебюджетных фондов.

Регистр каждого гражданина будет содержать его ФИО, дату и место рождения, СНИЛС, пол, ИНН, сведения о гражданстве и семейном положении. Реестр начнет работать с 2022 года в тестовом режиме, а полноценно применяться – с 2025 года.

Какие 4 налоговые льготы можно получить от государстваЧитатьКакие доходы физлиц учитывает налоговаяСмотреть

Предполагается, что совокупный реестр доходов начнет действовать после 2025 года, когда будет создана общая база данных, и данные о финансовых поступлениях дополнят ее новой информацией. Но целесообразность формирования базы доходов под вопросом. Инициатива уже подверглась критике со стороны общественности за нарушение принципов сбора персональных данных и неприкосновенности частной жизни.

Таким образом, реестр доходов семей — это инициатива Налоговой службы по созданию единой базы доходов домохозяйств. В нее будут поступать сведения обо всех доходах и расходах населения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении :: Общество :: РБК

В пояснительной записке к проекту было сказано, что реестр поможет сократить сроки оказания госуслуг и мошенничество с обязательными платежами, например, при уплате налогов.

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ее сотрудников, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян.

Однако сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении.

Хинштейн уточнял, что спецслужбы России смогут запрашивать информацию из базы.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечал, что любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, а руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман указывал, что важна защита самого механизма обращения к информации базы.

Ранее на электронном ресурсе Change.org появилась петиция, которая назвала создание единой базы данных «угрозой национальной безопасности».

Авторы заявили, что добавление персональных данных россиян в реестр без их согласия нарушает Конституцию и влечет риски «криминального характера».

В петиции сказано, что к личной информации граждан смогут получить доступ «враги России» и различные злоумышленники.

Несколько известных артистов, в том числе Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко, записали видеообращение против создания единого федерального регистра. Крючкова, в частности, сравнила создание регистра с введением нумерации заключенных в концлагерях.

«Мы не цифры», — сказала Крючкова, отметив, что жертвами закона в первую очередь станут дети, которых с детства начнут приучать к «тотальному контролю». С концлагерем сравнил регистр и Розенбаум, по словам которого, присвоение номеров обезличивает людей, низводя тех «до скотского положения», что вряд ли устроит граждан.

Михайлов призвал президента России Владимира Путина не подписывать закон о едином федеральном регистре в связи с угрозами, которые тот создает.

2 июня вопрос о создании единого федерального регистра стал поводом для конфликта соведущих программы «Полный контакт» Владимира Соловьева и Анны Шафран. Последняя критиковала идею регистра, что закончилось ее уходом из программы.

Позднее Шафран в интервью RTVi заявила, что закон о регистре, в том числе в связи с возможностью утечки данных, представляет «серьезные риски и угрозы» для внутренней жизни России, связанной с безопасностью граждан, неприкосновенностью частной жизни, с угрозами мошенничества и так далее.

Госдума приняла закон о едином реестре для граждан. Что это значит?

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о создании единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ.  Зачем он нужен и какая информация в него попадет?

Как пояснил каналу РБК депутат, глава думского комитета по СМИ, экс-советник главы Росгвардии  Александр Хинштейн, в новой базе данных будут храниться сведения о россиянах. В частности, ФИО, дата рождения и смерти, пол, семейное положение и гражданство.

Можно ли будет использовать эту информацию в том числе для наведения справок? Безусловно. Спецслужбы тоже смогут обращаться за этой информацией. У силовых ведомств должен быть к этому доступ, не вижу в этом ничего дурного, — говорит Хинштейн.

Хинштейн добавил, что значительная часть базы формируется за счет силовых ведомств, в частности, МВД и Минобороны. Кроме того, силовики и сейчас имеют доступ к данным о россиянах.

Однако вопрос использования реестра сотрудниками силовых структур пока не регламентирован и будет дополнительно прописываться во внутренних документах. Также информация будет поступать в регистр и из других ведомств.

В целом предполагается, что в реестр будут поступать 30 видов сведений от 12 поставщиков. При этом каждое из них будет иметь доступ только к своей части.

Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть сведения о человеке, которые не касаются его компетенции, — пояснил  Александр Хинштейн.

В регистре будут и закрытые части, в которых планируется хранить данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб.

Вести единую базу данных будут сотрудники Федеральной налоговой службы. Ранее глава ведомства Виталий Колесников говорил, что создание реестра позволит определять доходы каждого домохозяйства.

Реестр позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи, которые будут нужны именно в данном случае, — приводит слова Колесникова Interfax.

Центр обработки данных (ЦОД) сведений регистра населения будет находиться в городе Городец Нижегородской области.

Во время пандемии Госдума приняла законопроект о цифровизации населения: в ЕФИР уйдут все данные на каждого россиянина

Во время пандемии коронавируса Госдума РФ практически незаметно 17 апреля приняла во втором чтении правительственный законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ», включающий в себя всю полную информацию о каждом гражданине страны — от рождения до смерти.

Этот проект со звучной аббревиатурой ЕФИР будет содержать все данные на каждого человека, собранные из всех информационных систем России.

Пока в этот, по словам авторов, «золотой идеальный профиль» войдут около 30 видов сведений о человеке: ФИО, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН, семейное положение, все данные о физическом лице, об образовании, о всех местах его работы, сведения о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, сведения о регистрации в качестве ИП, о постановке на воинский учет, регистрация в системах ОМС, соцстраха и пенсионной системе, документы об образовании/учебе, квалификации, о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени/звания, сведения о всех родственных связях и т.д.

Основу ресурса составят более 500 млн записей актов гражданского состояния, начиная с 1926 года. Но так как цифровизация предполагает собрать вообще все данные о человеке, включая медицинские карты, истории болезни, всю информацию из баз МВД, Минобороны, Минобрнауки, внебюджетных фондов и т.д., то проект ЕФИР вскоре может открыть доступ государства ко всей информации о россиянах.

В последние годы почти на каждом заседании правительства обсуждалась масштабная цифровизация страны.

Был принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержден национальный проект «Цифровая экономика России 2024» и т.д.

Принятый законопроект депутаты доработали, переделав его более чем на треть, внеся 16 поправок и засекретив часть регистра со сведениями о лицах, находящихся под госзащитой или под государственной охраной.

Единый регистр может вступить в силу уже с 1 января 2022 года. Его держателем станет Федеральная налоговая служба (ФНС), но сведения о платежеспособности граждан, о доходах и налоговых поступлениях в него не попадут, заверили в ведомстве.

Со дня официального опубликования закона и до 31 декабря 2025 года установлен переходный период, в течение которого будут отрабатываться особенности создания и ведения регистра о населении, формирования и использования содержащихся в нем сведений.

В пояснительной записке к проекту говорится, что его реализация позволит улучшить качество госуправления, сократит сроки оказания госуслуг, повысит эффективность борьбы с мошенничеством в части получения мер соцподдержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Доступ к сведениям о себе в регистре получит каждый гражданин, поэтому после вступления закона в силу гражданам не нужно будет каждый раз заполнять сведения о себе при получении госуслуги, а работа властей в части прогнозирования социально-экономического развития страны и регионов, адресного оказания поддержки станет проще и точнее.

Как заявил на пленарном заседании Госдумы глава комитета по информполитике, депутат Александр Хинштейн, эта инициатива является «первым шагом к цифровизации» российского общества. «В условиях коронавирусной инфекции очевидно, что нам такого закона не хватает», — сказал Хинштейн.

Замруководителя ФНС Виталий Колесников также сослался на ситуацию с коронавирусом, отметив, что «жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы (на фоне введения ограничений в связи с коронавирусом), что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства. Соответственно, мы не понимаем, какой среднедушевой доход семьи, как оказывать адресные меры социальной поддержки, чем мы сейчас пытаемся заниматься. И собственно, как это оценивать, не забирая какие-либо данные у человека, у членов его семьи».

С октября 2018 года все записи актов гражданского состояния уже совершаются в едином «облаке» в центрах обработки данных ФНС, которая стала оператором единого реестра.

«Вот эти 8 млн записей и еще 540 млн (мы конвертируем все актовые записи, которые сохранились на территории РФ с 1926 года — эту работу мы заканчиваем к концу года), вот этот реестр ЗАГС наряду со сведениями МВД России станут основой единого реестра населения, в котором будет рождаться так называемый «золотой профиль» по данным этих двух ведомств, который будет включать в себя основные идентификаторы личности, включая паспорт, место рождения и так далее…, и идентификаторы других информационных систем. Это ни в коем случае не дублирование, а это приведение всех систем к одному знаменателю. Соответственно, реестр населения будет рождать так называемый «золотой идеальный профиль», который будет обогащаться сведениями 12 остальных поставщиков. Примерно 30 видов сведений, которые они будут давать», — сообщил замглавы ФНС Колесников на заседании комитета Госдумы, где рассматривался соответствующий проект закона.

По оценке одной из крупнейших аудиторских компаний мира KPMG, основная цель создания регистра заключается в более точном определении групп лиц, которым нужна адресная помощь государства.

В фискальных целях эту базу данных можно будет использовать, если указать в ней имущество, которым владеет человек, его накопления и активы в российских и зарубежных банках и нефинансовых организациях (остатки на счетах, стоимость портфелей ценных бумаг, страховки и т.

п.), а также расходы — как минимум по тратам через банковские счета и снятие наличных, пишет «Коммерсант».

Таким образом, можно будет сопоставить официально декларируемую доходную часть и расходы, а в случае существенного расхождения и отсутствия достаточных доходов других членов семьи и близких родственников задать вопросы об источнике доходов.

Напомним, идея цифровизации общества в последнее время обсуждается постоянно — у нее становится все больше как сторонников, заявляющих, что это поможет контролировать ситуацию во время глобальных катаклизмов, подобных нынешнему, так и противников, отмечающих, что население в конце-концов попадет в «цифровой концлагерь».

Бывший депутат Госдумы, экс-первая ракетка мира Марат Сафин даже напрямую связал охватившую планету вспышку пандемии коронавируса с заговором теневого мирового правительства с целью чипирования людей через вакцину.

Сафин, будучи общественным советником по вопросам спорта председателя Госдумы VII созыва Вячеслава Володина, заявил, что «с вирусом все не так, как рассказывается, но народ же верит во все, в страшилки по телевизору». «Просто скоро будем ходить с чипом.

Весь мир же посадили домой, так что все работает», — добавил он.

«Есть ребята покруче мировых лидеров, которые реально хозяева денег, хозяева мира, и они это могут легко провернуть. Можно называть это теневым правительством, можно как угодно. Я думаю, мы даже не догадываемся, что они существуют.

Ротшильды и Рокфеллеры — это раскрученные имена, а за ними еще кто-то стоит», — подчеркнул Сафин. «Я думаю, что людей готовят к чипизации. Билл Гейтс еще в 2015 году рассказал, что у нас будет пандемия, следующий враг — вирус, а не ядерная война. Они провели симуляцию на Давосском форуме, как все будет.

Я не думаю, что Билл Гейтс такой предсказатель — он просто знал», — уверен Сафин.

Ранее основатель Microsoft Билл Гейтс, ушедший из компании ради новых проектов, связанных с цифровизацией и вакцинацией населения, действительно заявлял о необходимости создания цифровых сертификатов для выздоровевших от коронавируса. «В конечном итоге у нас будут цифровые сертификаты, которые покажут нам, кто выздоровел, кто недавно проходил тестирование, или, когда у нас будет вакцина, кто ее получил», — написал Гейтс в Reddit.

О том, что цифровые сертификаты для переболевших коронавирусом уже почти готовы, сообщила организация Covid-19 Credentials Initiative (CCI), объединяющая свыше 60 компаний и НКО из разных стран.

Сертификаты будут основаны на технологии блокчейн и недавно одобренном Консорциумом Всемирной паутины (W3С, организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для интернета) стандарте Verifiable Credentials («удостоверяющие документы», стандарт описывает выпуск и проверку любой информации и документации в цифровом формате, которая криптографически подтверждается и публикуется в блокчейне).

С помощью таких сертификатов переболевшие смогут подтверждать, что излечились от болезни и сдали положительный тест на антитела. В перспективе сертификаты будут выдавать и прошедшим вакцинацию от коронавируса.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *