Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, основными из которых являются следующие:

1) порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций значительно упрощен:

  • теперь положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на закупки для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) или ее ликвидации. При этом определено право заказчика закупать любые товары, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для осуществления перечисленных в данном пункте действий, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • утрачивают силу статьи 80 — 82 Закона № 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок связи с чрезвычайными ситуациями;

2) до 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой частью 64);

3) суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году контрактов подлежат списанию в установленном Правительством РФ порядке (изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ);

4) в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, пеня будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта (изменения в ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

5) в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением новой коронавирусной инфекцией, а также в иных дополнительных случаях, которые определит Правительство РФ.

При этом необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением (ст.

112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 65);

6) в положения ч. 55 и 57 ст. 112 Закона № 44-ФЗ об «особых» закупках в сфере строительства внесены следующие изменения:

  • исключено условие о том, что указанная норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

Изменения вступили в силу со дня их официального опубликования, т.е. с 1 апреля 2020 г.

Помимо указанных изменений, пояснения заказчикам, как правильно закупить продукцию у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в текущем режиме повышенной готовности в связи с необходимостью предупреждения распространения коронавирусной инфекции, можно посмотреть в видео, подготовленном экспертами Института госзакупок.

Также посмотрите материал, подготовленный экспертами Института в помощь заказчикам: Короткий алгоритм закупок по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с учетом изменений с 1 апреля 2020 г.

Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

Федеральный закон №124-ФЗ от 24 апреля 2020 года: изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в связи с коронавирусом

24 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №124-ФЗ, согласно нормам которого, в некоторые федеральные законы были внесены изменения с целью сохранения устойчивости экономики, когда на территории государства распространяется коронавирусная инфекция. В частности, ряд изменений был внесен в действующие законы, регламентирующие государственные и муниципальные закупки. Основной объем изменений коснулся Федерального закона №44-ФЗ. Эти изменения вступят в силу с 1 июля 2020 года.

Обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств по контракту или договору в срезе Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»

Основным изменением, которое коснулось данного закона, является включение в статью 33 указанного закона новых правил относительно заключения контракта.

Согласно новой части 2.2 статьи 33, с 1 июля у заказчика появляется право установить требование о том, что потенциальный исполнитель обязан обеспечить исполнение своих гарантийных обязательств. При этом заказчик не имеет права установить требование о гарантийных обязательствах исполнителя контракта более, чем десять процентов начальной максимальной цены контракта.

Изменения коснулись также и части 6 статьи 33. Основное изменение коснулось размера обеспечения исполнения контракта, которое должен предоставить исполнитель при заключении контракта.

Данная часть будет работать при условии, что речь идет о закупках закрытым способом, то есть для исполнения гособоронзаказа — заказчик имеет право установить требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения контракта потенциальным исполнителем в размере от 0,5 до 30% от начальной максимальной цены контракта. Однако в этом случае будут некоторые нюансы, а именно:

  • если по контракту предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру такого аванса;
  • если размер аванса по контракту будет выше, чем 30% от начальной максимальной цены контракта, то обеспечение должно быть установлено в размере такого аванса;
  • если условиями контракта предусмотрено казначейское сопровождение, и оно распространяется, в первую очередь, на выплату аванса, то обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, установленном заказчиком в процентном соотношении к начальной максимальной цене контракта, но уменьшенном на размер выплаченного аванса.

Еще одно изменение коснулось тех контрактов и договоров, которые имеют обязательное казначейское сопровождение. Для таких контрактов заказчик имеет право не устанавливать требование об обеспечении исполнения обязательств по контракту. Если же обеспечение будет установлено, то оно должно быть не более десяти процентов от начальной максимальной цены контракта.

Принят закон об упрощении государственных закупок в период пандемии коронавируса

Изменение правил расчета сроков поставки товара для поставщика

Существенные изменения появились в статье 93 Федерального закона №44-ФЗ.

До изменений, предусмотренных статьей 3 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, поставщики были обязаны соблюдать те сроки исполнения контрактов, которые установил в документации к закупке заказчик.

Если документация к закупке не готовилась заказчиком, но была рассылка запросов коммерческих предложений, исполнитель ранее был обязан строго соблюдать те сроки, которые были указаны в таком запросе.

На основании новых положений теперь поставщик или исполнитель имеет право в предварительном предложении в ответ на запрос коммерческих предложений установить свои минимальные и максимальные сроки, в течение которых он может исполнить контракт или договор. Расчет таких сроков должен быть осуществлен в календарных днях, а само предложение должно действовать не менее одного месяца.

Если в предварительном предложении, которое предоставил в качестве ответа на запрос потенциальный исполнитель по контракту, не указано, в каких днях произведен расчет минимальных и максимальных сроков, то по умолчанию сроки считаются в календарных днях.

При этом если у поставщика имеется достаточно товара, который он может предоставить в рамках исполнения обязательств по контракту или договору, то он обязан зарезервировать такой товар на срок не менее одного месяца у себя на складах. Это способствует исполнению взятых на себя обязательств в те сроки, которые поставщик предложил в качестве минимальных и максимальных со своей стороны.

Данные правила должны вступить в действие с 1 октября 2020 года, если не будет внесено дополнительных изменений в данный нормативный акт, в том числе относительно сроков вступления в силу этих правил.

Изменения сроков исполнения договора или контракта по 223-ФЗ

Изменения коснулись и Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данные изменения оформлены в виде статьи 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24 апреля 2020 года. В соответствии с такими изменениями в течение периода, объявленного, как период нерабочих дней:

  • сроки, которые предусмотрены Федеральным законом №223-ФЗ и считаются в рабочих днях, должны определяться в календарных днях. Но при этом суббота и воскресенье в данном случае учитываться не должны, а также не должны учитываться официальные общероссийские праздничные дни (1 мая 2020 года является общероссийским праздничным днем, приходится на пятницу — его в расчетах сроков учитывать нельзя);
  • если последний день определяемого по данному закону срока приходится на нерабочий день, то этот нерабочий день так и остается последним днем срока. В том же случае, если такой последний день срока пришелся на субботу, воскресенье или праздничный день, считающийся выходным (например, 1 мая), то в этом случае последним днем срока будет считаться первый нерабочий день, следующий за таким выходным или всероссийским праздничным днем.

В тех случаях, когда стороны нашли возможность договориться об изменении сроков в связи с неблагоприятной обстановкой, такое изменение сроков возможно, но при условии полного соблюдения правил, предусмотренных действующим законодательством, в том числе Гражданским кодексом (в первую очередь, от изменения сроков в условиях распространения коронавирусной инфекции не должны страдать стороны такого договора).

Действие во времени условий Федерального закона №124-ФЗ от 24 апреля 2020 года

Часть 1 статьи 5 Федерального закона №124-ФЗ от 24 апреля 2020 устанавливает, что он вступит в силу со дня его опубликования. Однако некоторые части и статьи будут вступать в силу постепенно в соответствии с установленным в самом законе регламентом.

Но особого внимания заслуживают положения части 4 данной статьи, которые позволяют сторонам договора или контракта принять самостоятельное решение о том, чтобы положения данного закона распространяли свое действие на уже существующие соглашения.

При этом не должно быть такой ситуации, чтобы использование положений данного федерального нормативного акта ухудшало общее положение сторон соглашения.

Если такого ухудшения нет, то стороны могут использовать данный закон для регулирования своих обязательств до того момента, пока закон не вступил в силу, даже если контракт или договор был заключен до опубликования этого закона.

Если использование норм закона может негативным образом сказаться на положении сторон, участвующих в соглашении, то использовать его можно только в отношении тех контрактов и договоров, которые будут заключены после вступления в силу конкретных используемых норм (например, после 1 июля 2020 года или после 1 января 2021 года).

Такое изменение в общем порядке использования вновь принимаемых федеральных норм права связано с необходимостью сократить риски потери возможности участия в государственных и муниципальных закупках представителей бизнеса.

Читайте также:  Оспаривание отцовства в судебном порядке: порядок оспаривания, образцы исковых заявлений, судебная практика

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Как коронавирус меняет госзакупки: быстрые решения, совместные закупки и открытые данные

1. Экстренное проведение закупок

Многие страны пересмотрели процедуры проведения закупок для экономии времени. В режиме ЧС крайне важно быстро уметь принимать взвешенные решения без ущерба качеству.

Европейская комиссия выпустила руководство для государственных заказчиков, призванное способствовать обеспечению органов государственной власти системой быстрых и эффективных закупок необходимых товаров.

Страны ОЭСР в режиме ЧС проводят закупки на основании положений по осуществлению государственных закупок в чрезвычайных ситуациях, допускающих использование специальных закупочных процедур. Такие положения позволяют закупать необходимые товары напрямую у поставщиков или через предварительно утвержденный список, не прибегая к длительным стандартным процедурам закупок.

В марте 2020 года Великобритания приняла программный документ — руководство по процедурам госзакупок в период пандемии COVID-19. Согласно документу в случае необходимости разрешается проводить стандартные процедуры закупок в сжатые сроки, а также продлевать или изменять условия госконтракта в течение срока его действия.

2. Централизация

Важнейшей мерой по обеспечению продуманной и сбалансированной политики по закупкам в условиях чрезвычайных ситуаций является налаживание механизма централизованной координации закупок. И большое значение здесь играет цифровизация.

Службой государственных закупок Республики Корея было разработано руководство по проведению экстренных закупок, приняты меры по стабилизации поставок и централизованного распределения товаров первой необходимости. Для реализации этих мер крайне полезной оказалась цифровая платформа государственных закупок Республики Корея (Online Shopping Mall).

В сфере госзакупок Италии была обеспечена возможность предоплаты и быстрого принятия решений.

Среди мер назывались механизмы централизованной оценки потребностей в товарах, выбора поставщиков и определения конечных получателей, использование электронного каталога поставщиков.

В ходе кризиса в Италии отдавалось предпочтение заключению прямых контрактов, а не проведению длительных процедур тендеров.

3. Совместные закупки

В 2014 году страны Европейского союза заключили Соглашение о совместных государственных закупках в сфере медицинских контрмер. Суть этого механизма состоит в том, что государства могут выступать как крупный заказчик, что обеспечивает лучшие цены и позволяет осуществлять первоочередные поставки в наиболее нуждающиеся страны.

На апрель 2020 года Евросоюз осуществил четыре закупки, связанные с пандемией COVID-19, с использованием механизма совместных закупок: приобретение медицинских масок, средств индивидуальной защиты, аппаратов ИВЛ и диагностических наборов. Общая стоимость приобретенных СИЗ составила 1,5 млрд евро, стоимость аппаратов ИВЛ – 790 млн. Всего в закупках приняли участие 25 европейских государств.

4. Помощь со стороны международных организаций

Международные организации на глобальном уровне помогают странам отлаживать механизмы проведения закупок. Они оказывают практическую поддержку на всех этапах закупок: от помощи в выборе поставщиков до содействия в проведении торгов, заключении контрактов и мониторинге их реализации.

В начале апреля Всемирный банк запустил механизм COVID-19 Fast Track, который представляет собой набор шаблонов и руководящих указаний, которые включают: 

  • ускоренные механизмы госзакупок: контракты теперь подлежат не предварительному, а последующему рассмотрению Банком для ускорения закупок;
  • ретроактивное финансирование (финансирование расходов, произведенных до момента вступления контракта в силу) может осуществляться в размере до 40% от общей стоимости контракта; 
  • механизмы, позволяющие использовать таможенные документы в качестве подтверждения импорта за последние 12 месяцев.

В период пандемии COVID-19 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявил тендер на поставку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для удовлетворения нужд таких организаций, как ВОЗ, МАГАТЭ, ПРООН, ЮНИСЕФ, Международная организация по миграции, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Важным условием тендера является способность поставщиков немедленно предоставить продукцию со складов для ее оперативного использования в целях противодействия COVID-19.

5. Контроль со стороны ВОА

Transparency International в руководстве по госзакупкам в условиях ЧС отмечает необходимость внедрения дополнительных механизмов контроля наряду с теми, которые предусмотрены национальным и региональным законодательством. Высшие органы аудита активно ведут эту работу и создают специальные механизмы для повышения прозрачности госзакупок, например, портал-агрегатор «Госрасходы» Счетной палаты.

ВОА Панамы сформировал специальную группу по одобрению срочных закупок, организованных в целях борьбы с распространением вируса и на случай чрезвычайных ситуаций. В экстренном режиме группой проводится согласование закупок лекарств, медицинского и лабораторного оборудования.

По итогам последней проверки о ВОА Коста-Рики разработал и запустил портал «Прозрачность государственного управления в условиях чрезвычайной ситуации в связи с COVID-19», на котором размещены актуальная статистика и инфографика о принятых или рассматриваемых в контексте чрезвычайной ситуации законодательных инициативах, в том числе, получивших заключение ВОА, а также статистика по государственным закупкам, одобренным Контрольным управлением в рамках чрезвычайного положения.

С полной версией дайджеста можно ознакомиться по ссылке

Как коронавирус меняет госзакупки: быстрые решения, совместные закупки и открытые данные

Счетная палата РФ подготовила обзор мировой антикризисной практики в контрактных системах развитых стран.

Счетная палата выпустила дайджест государственные закупки в период пандемии COVID-19. В документе рассказывается о том, как пандемия коронавируса может стать дополнительным стимулом для реформирования системы и что нужно сделать, чтобы найти баланс между временем, эффективностью и соблюдением закупочных процедур. Дайджест содержит международный опыт закупок в период пандемии COVID-19.

Согласно материалам Европейской комиссии, улучшение процесса государственных закупок приводит к значительной экономии: увеличение эффективности даже на 1% может сэкономить 20 млрд долларов США в год.

  1. Экстренное проведение закупок

Многие страны пересмотрели процедуры проведения закупок для экономии времени. В режиме ЧС крайне важно быстро уметь принимать взвешенные решения без ущерба качеству.

Европейская комиссия выпустила руководство для государственных заказчиков, призванное способствовать обеспечению органов государственной власти системой быстрых и эффективных закупок необходимых товаров.

Страны ОЭСР в режиме ЧС проводят закупки на основании положений по осуществлению государственных закупок в чрезвычайных ситуациях, допускающих использование специальных закупочных процедур. Такие положения позволяют закупать необходимые товары напрямую у поставщиков или через предварительно утвержденный список, не прибегая к длительным стандартным процедурам закупок.

В марте 2020 года Великобритания приняла программный документ — руководство по процедурам госзакупок в период пандемии COVID-19. Согласно документу в случае необходимости разрешается проводить стандартные процедуры закупок в сжатые сроки, а также продлевать или изменять условия госконтракта в течение срока его действия.

Важнейшей мерой по обеспечению продуманной и сбалансированной политики по закупкам в условиях чрезвычайных ситуаций является налаживание механизма централизованной координации закупок. И большое значение здесь играет цифровизация.

Службой государственных закупок Республики Корея было разработано руководство по проведению экстренных закупок, приняты меры по стабилизации поставок и централизованного распределения товаров первой необходимости. Для реализации этих мер крайне полезной оказалась цифровая платформа государственных закупок Республики Корея (Online Shopping Mall).

В сфере госзакупок Италии была обеспечена возможность предоплаты и быстрого принятия решений.

Среди мер назывались механизмы централизованной оценки потребностей в товарах, выбора поставщиков и определения конечных получателей, использование электронного каталога поставщиков.

В ходе кризиса в Италии отдавалось предпочтение заключению прямых контрактов, а не проведению длительных процедур тендеров.

В 2014 году страны Европейского союза заключили Соглашение о совместных государственных закупках в сфере медицинских контрмер. Суть этого механизма состоит в том, что государства могут выступать как крупный заказчик, что обеспечивает лучшие цены и позволяет осуществлять первоочередные поставки в наиболее нуждающиеся страны.

На апрель 2020 года Евросоюз осуществил четыре закупки, связанные с пандемией COVID-19, с использованием механизма совместных закупок: приобретение медицинских масок, средств индивидуальной защиты, аппаратов ИВЛ и диагностических наборов. Общая стоимость приобретенных СИЗ составила 1,5 млрд евро, стоимость аппаратов ИВЛ – 790 млн. Всего в закупках приняли участие 25 европейских государств.

  1. Помощь со стороны международных организаций

Международные организации на глобальном уровне помогают странам отлаживать механизмы проведения закупок. Они оказывают практическую поддержку на всех этапах закупок: от помощи в выборе поставщиков до содействия в проведении торгов, заключении контрактов и мониторинге их реализации.

В начале апреля Всемирный банк запустил механизм COVID-19 Fast Track, который представляет собой набор шаблонов и руководящих указаний, которые включают:

  • ускоренные механизмы госзакупок: контракты теперь подлежат не предварительному, а последующему рассмотрению Банком для ускорения закупок;
  • ретроактивное финансирование (финансирование расходов, произведенных до момента вступления контракта в силу) может осуществляться в размере до 40% от общей стоимости контракта;
  • механизмы, позволяющие использовать таможенные документы в качестве подтверждения импорта за последние 12 месяцев.

В период пандемии COVID-19 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявил тендер на поставку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для удовлетворения нужд таких организаций, как ВОЗ, МАГАТЭ, ПРООН, ЮНИСЕФ, Международная организация по миграции, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Важным условием тендера является способность поставщиков немедленно предоставить продукцию со складов для ее оперативного использования в целях противодействия COVID-19.

Transparency International в руководстве по госзакупкам в условиях ЧС отмечает необходимость внедрения дополнительных механизмов контроля наряду с теми, которые предусмотрены национальным и региональным законодательством. Высшие органы аудита активно ведут эту работу и создают специальные механизмы для повышения прозрачности госзакупок, например, портал-агрегатор «Госрасходы» Счетной палаты.

ВОА Панамы сформировал специальную группу по одобрению срочных закупок, организованных в целях борьбы с распространением вируса и на случай чрезвычайных ситуаций. В экстренном режиме группой проводится согласование закупок лекарств, медицинского и лабораторного оборудования.

По итогам последней проверки о ВОА Коста-Рики разработал и запустил портал «Прозрачность государственного управления в условиях чрезвычайной ситуации в связи с COVID-19», на котором размещены актуальная статистика и инфографика о принятых или рассматриваемых в контексте чрезвычайной ситуации законодательных инициативах, в том числе, получивших заключение ВОА, а также статистика по государственным закупкам, одобренным Контрольным управлением в рамках чрезвычайного положения.

С полной версией дайджеста можно ознакомиться по ссылке.

Какие законы приняты для противодействия эпидемии коронавируса

Кредитные
каникулы

Граждане и малый и средний бизнес
смогут на полгода получить отсрочку по кредитам и займам, в том числе
потребкредитам или ипотеке. Обратиться за отсрочкой можно будет если доход за минувший месяц стал меньше на 30 и более процентов. Перечень отраслей бизнеса, который
также сможет претендовать на каникулы из‑за сложной экономической ситуации,
утвердит Правительство РФ.

Увеличение
выплат по больничным

Выплаты по больничным листам должны
быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Министерство труда и социальной защиты РФ предложило установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 в размере 12 130 рублей.

Поддержка
семей с детьми

Родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление
о назначении этих выплат на новый срок, а также извещать региональные органы соцзащиты
о смене места жительства и т. д. Выплаты будут производиться автоматически.

  • Отсрочка
    штрафов за долги по ЖКХ
  • Законом предусмотрена возможность не взимать в этом году пени и штрафы в случае просрочки гражданами платежей по коммунальным услугам.
  • Покупка
    лекарств через интернет

У граждан появляется возможность
купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать
необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как
нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях
объявления эпидемий или ЧС.

Читайте также:  Президент РФ Владимир Путин заявил, что ЕГЭ пройдет по всей стране и начнется 29 июня 2020 года

Борьба
со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной
ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих,
сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например,
медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический
запас медикаментов.

Упрощение
регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально
ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет
разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного
поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных
медицинских учреждений к ОМС.

Защита
туристов

Предусмотрена возможность изменения
сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности туроператоров, а также предложен механизм использования таких фондов для возврата средств
туристам по решению Правительства по каждой «закрытой» стране. Туристы, отдых
которых сорвался полностью, получат деньги в полном объеме, а те, чья поездка
не состоялась частично, — часть указанной общей цены в размере,
пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

  1. Возврат
    билетов на отмененные концерты
  2. Появляется возможность, в случае
    введения режима чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, отменять либо переносить культурно-массовые мероприятия, причем гражданам в этой
    ситуации будет возвращена стоимость билетов.
  3. Отсрочка
    проведения техосмотра

Вступление в силу новых правил ТО (видеофиксация и другие новые требования) переносится на 2021 год. Полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет.

Если с года выпуска автомобиля
прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два
года. Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет.

До этого проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз
в год — легковые авто старше семи лет, полностью от процедуры освобождались автомобили
младше трех лет.

Временная
приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получат поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца этого года. Также предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это даст возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия может влиять на их финансовое
состояние.

Отсрочка
переоформления разрешительных документов

Не потребуется в этот период и переоформлять разрешительные документы (лицензии, аккредитации и т. д.) несмотря на истечение сроков действия, срок действия автоматически пролонгируется. Те организации, деятельность которых
приостановлена, например в связи с закрытием торговых центров, смогут получить
отсрочку внесения арендных платежей.

Новые
полномочия Правительства РФ

Правительство наделяется правом
объявлять в стране режим чрезвычайной ситуации или режим повышенной готовности
в случаях распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,
и устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила
поведения при введении РПГ или ЧС.

«Законом предусмотрен и ряд других мер и дополнительных полномочий, которые позволяют Правительству экстренно
реагировать на существующие вызовы, связанные с распространением коронавирусной
инфекции, и сделать все возможное для минимизации ее последствий для людей и нашей
страны», — поясняет Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Кроме того, полномочия по дополнительному установлению защитных мер получают региональные власти.

Оперативное
внесение поправок в бюджет

Правительство наделяется правом
выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. Также предложено обеспечить парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального
Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году
и плановом периоде.

Поддержка
регионов

Губернаторам предоставляются
универсальные инструменты, позволяющие осуществлять дополнительное финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с устранением последствий распространения
коронавирусной инфекции. Также регионы освобождаются от погашения в 2020 году
бюджетных кредитов.

Высвобождающиеся средства станут источником финансирования
дополнительных мероприятий социально-экономического характера, в том числе
связанных с профилактикой и устранением последствий распространения
коронавируса.

Кроме того, законом увеличивается срок предоставления
казначейских кредитов на пополнение остатков средств региональных бюджетов с 90
до 180 дней и смягчаются ограничения на привлечение долговых обязательств.

Штрафы
за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение
цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс.
рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной
выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период
такой реализации, но не более одного года.

Штрафы
за нарушение карантина

В статье 6.

3 КоАП «Нарушение
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения» устанавливается административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, действующих в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего
опасность для окружающих, а также в период карантина предусмотрены штрафы для граждан от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей, для
юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного
наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности
на срок до 90 дней.

В случае если указанные нарушения
повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат
признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс.
рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500
тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также вводится новая статья 20.6.1
КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее
возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил
поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима
повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения
ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Если указанные действия (или
бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет
налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10
до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100
до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения
или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности
повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются
санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных
лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для
юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное
приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.
Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок
лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение
санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц,
предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Штрафы
за распространение фейков о коронавирусе

За распространение в СМИ и интернете
ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности
населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств
предусматривается наложение штрафа на юридических лиц от 1,5 млн до 3 млн рублей. Если распространение фейков привело к смерти человека, причинение вреда
здоровью или имуществу, или массовое нарушение общественного порядка штраф составит
от 3 млн до 5 млн рублей. За повторное нарушение штрафы могут достигать 10 млн
рублей.

Также за фейки предусмотрена
уголовная ответственность для граждан.

Если публичное распространение заведомо
ложной общественно значимой информации повлекло по неосторожности причинение
вреда здоровью человека, то предусматривается повышенная уголовная
ответственность в новой статье 207.2 УК. За такое деяние грозит штраф от 700
тыс. до 1,5 млн рублей, либо принудительные работы до трех лет, либо лишение
свободы до трех лет.

Если
то же деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие
последствия, то наказание грозит в виде штрафа от 1,5 млн до 2 млн рублей,
либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы до пяти лет.

«Важно
подчеркнуть, что речь идет о распространении заведомо недостоверной информации,
то есть когда лицо осознает недостоверность информации и тем не менее
осуществляет ее распространение под видом достоверных сообщений», — подчеркнул
Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Госзакупки в период пандемии: что ждет бизнес?

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-2019 привносит в жизнь предпринимателей существенные изменения.

Особенно остро затрагивается сфера госзакупок (в частности, применение федеральных законов № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе) и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)), где преобладает жесткое регулирование, не позволяющее, как в правоотношениях между обычными коммерческими организациями, изменять условия исполнения обязательств по желанию сторон, а также заключать договор или отказаться от его заключения в любое время.

В связи с этим объявленная президентом «нерабочая неделя», а затем и «нерабочий месяц» в период и без того сложных условий деятельности породили массу вопросов со стороны заказчиков и участников закупочных процедур. Уполномоченные органы регулярно дают разъяснения, которые влекут очередные корректировки законодательства.

«Нерабочие» недели

Положениями указанных законов предусмотрены правила проведения конкурентных закупок, включающие в том числе определенные сроки, исчисляемые как в рабочих, так и в календарных днях. Это и стало основной загвоздкой при проведении некоторых видов закупок, формально подлежащих осуществлению исключительно в рабочие дни.

При первоначально объявленной «нерабочей» неделе (с 30 марта по 3 апреля) Минфин России опубликовал Разъяснения от 26 марта 2020 г.

№ 24-06-08/24077, в которых указал на необходимость следовать буквальному содержанию норм Закона о контрактной системе, а именно: если закон содержит требования о сроках проведения закупок, исчисляемых в рабочих днях, торги подлежат переносу на ближайший рабочий день (например, при проведении конкурсов). При невозможности внесения изменений в закупочную документацию Минфин разрешил отменить закупку со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы.

В остальных случаях (общие процедуры проведения аукционов и пр.), когда законом предусмотрены сроки, исчисляемые в календарных днях, закупки проходят без изменений.

Во избежание злоупотреблений со стороны заказчиков, а также непредвиденных неполадок (задержек) и излишних действий по отмене (изменению) закупочных процедур Минфин Письмом от 27 марта 2020 г.

№ 24-06-08/24649 обязал электронные торговые площадки в автоматическом режиме переносить сроки проведения торгов и подачи ценовых предложений.

Особое внимание ведомство уделило процедуре выдачи банковских гарантий: банкам рекомендовано размещать информацию о выдаче гарантий в кратчайшие сроки, а участникам закупок напомнили о возможном затягивании сроков получения гарантии, что следует учитывать при участии в торгах.

  • В отношении закупок, проводимых в соответствии с Законом о закупках, в указанном письме содержались аналогичные ранее данным разъяснения: применять в соответствии с буквальным толкованием норм.
  • Продление «нерабочего» периода до 30 апреля вновь породило неясность: применение ранее данных разъяснений очевидно не могло устроить заказчиков, поскольку перенос почти всех закупочных процедур практически на месяц фактически приостанавливал не только их деятельность, но и деятельность субъектов – участников госзакупок, чей бизнес порой строится исключительно на обеспечении государственных (муниципальных) нужд, а также отдельных видов юрлиц.
  • Также возникла масса ситуаций, когда заказчики, руководствуясь первыми разъяснениями Минфина, переносили торги на следующую за «нерабочей» неделю – с 6 апреля, которая впоследствии вошла в «нерабочий» месяц.

Несмотря на то что о продлении «нерабочего» периода президент объявил 2 апреля, первое разъяснение относительно осуществления закупочных процедур появилось на сайте ФАС России лишь 6 апреля (Письмо от 5 апреля 2020 г. № МЕ/28054/20 «О работе операторов электронных площадок до 30 апреля 2020 года»).

Читайте также:  Приемная кампания в вузы в 2020 году начнется в июне, не дожидаясь результатов ЕГЭ – 24.05.2020

В названном документе содержалось указание электронным торговым площадкам функционировать в обычном рабочем режиме.

Кроме того, еще 3 апреля Минпромторг России потребовал обеспечения беспрепятственного проезда транспорта для доставки грузов, что косвенно подтвердило невозможность приостановления закупочных процедур, поскольку госорганы должны были гарантировать бесперебойность поставок товаров (продукции).

С 6 апреля вступило в силу Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г.

№ 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым приравняло рабочие дни, указанные в Законе о контрактной системе, к календарным.

Также членам закупочных комиссий заказчиков было позволено работать удаленно – без составления протоколов на бумажных носителях и собственноручного подписания. Таким образом, правительство, невзирая на ранее данные Минфином разъяснения, учло реалии ограничений в условиях пандемии COVID-19.

Отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживает указание правительства на предоставление заказчикам возможности увеличить сроки исполнения обязательств при условии направления проекта контракта победителю закупки. Подобные «поблажки» в обычных условиях антимонопольные органы расценивают как предоставленные конкретным хозяйствующим субъектам необоснованные преимущества.

Данные выводы были обусловлены тем, что срок исполнения обязательств, обозначенный в закупочной документации, является сдерживающим фактором для принятия субъектом решения об участии (неучастии) в торгах: более длительные сроки для поставщиков привлекательнее.

Однако в ежедневно меняющихся в сторону большего усложнения условиях реализации закупочных процедур (включая исполнение контрактов) смягчение жестких антимонопольных требований к торгам представляется резонным.

В то же время в обсуждаемом постановлении не даны ответы на вопросы, возникающие в связи с Законом о закупках, в связи с чем заказчики вынуждены применять его по аналогии.

Следует отметить, что мэром г. Москвы 10 апреля было анонсировано приостановление в период с 13 по 19 апреля в Москве всех закупочных процедур, кроме неотложных.

Изменения в Законе о контрактной системе

С 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, существенно смягчивший применение положений Закона о контрактной системе в столь нестабильный период.

Во главу угла поставлены изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика. Существенным пробелом законодательства о контрактной системе, который стал серьезным препятствием для обеспечения нормальной жизнедеятельности организаций и граждан, явилось отсутствие в Законе возможности проведения закупок для предотвращения катастрофических ситуаций.

Норма п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в действительности позволяла провести неконкурентную закупку исключительно после наступления непредвиденного события: для ликвидации его последствий.

Но как быть, если на осуществление полноценной закупки нет времени, а чрезвычайная ситуация наступит в любом случае? Если раньше подобных примеров не возникало, то сейчас, когда возникла острая необходимость в обеспечении организаций (и не только медицинских) товарами первой необходимости для снижения риска распространения заболеваемости, пробел стал очевидным.

Для его устранения Закон о контрактной системе был дополнен случаями закупки у единственного поставщика, в том числе в целях предупреждения возникновения ЧС, признаком которой признается введение режима повышенной готовности.

До конца текущего года субъекты малого и среднего предпринимательства могут быть освобождены от обязанности предоставлять обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (в случаях, если аванс не предусмотрен).

Для данных субъектов такие «поблажки» существенны: им и в обычное время проблематично получить средства для предоставления обеспечения по госконтрактам, не говоря о кризисном периоде, когда банки не решаются лишний раз кредитовать малый бизнес.

Однако завышенные ожидания банков в отношении обращающихся к ним субъектов не должны препятствовать участию в закупках и исполнению контрактов – порой именно высокий процент обеспечения исполнения контракта – помеха для участия в торгах.

Согласно поправкам в Закон участники торгов освобождаются от штрафных санкций, которые по общему правилу должны быть начислены в случае нарушения обязательств.

Указанные изменения также представляются резонными, поскольку нарушения (например, сроков поставки товара) сейчас обусловлены не недобросовестностью поставщика, а в большинстве случаев – изменениями законодательной базы, влияющими на логистику, производственный процесс и пр.

Новеллы предоставили заказчику право изменять сроки и цены контракта, если это вызвано невозможностью исполнения из-за пандемии. Данное право может быть реализовано только при наличии письменного обоснования и решения высшего органа исполнительной власти – для нивелирования рисков безосновательного ограничения конкуренции.

Форс-мажор

Несмотря на положительные, на первый взгляд, тенденции, сквозь каждую норму «красной нитью» проходит необходимость обосновать реальное влияние пандемии на конкретную ситуацию при исполнении госзаказа, что на практике оказалось не так просто.

По-прежнему проблематичным остается доказывание возникновения обстоятельств, не позволяющих исполнить контрактные обязательства: отсутствие товаров на рынке, нарушение обязательств со стороны третьих лиц и пр. не являются основаниями для освобождения от ответственности.

В действительности они обусловлены именно непредвиденными обстоятельствами в виде пандемии: ежедневно меняющееся регулирование (например, издание актов о срочной закупке учреждениями определенного профиля конкретных товаров) влечет рост спроса на товар, увеличение производственной нагрузки на заводы, затягивание ими сроков выпуска продукции и, как следствие, – дефицит на рынке.

Однако данные причины не принимаются госзаказчиками в качестве непредвиденных обстоятельств.

Многие из них по-прежнему требуют сертификаты Торгово-промышленной палаты РФ, фиксирующей возникновение форс-мажора, забывая о том, что ТПП подтверждает обстоятельства непредвиденной силы по внешнеэкономическим сделкам и в существенно долгие сроки (до 14 календарных дней). По последним отчетам ТПП, более 96% обращений за сертификатами остаются без удовлетворения.

3 апреля ФАС России, МЧС России и Минфин выпустили совместные разъяснения № 24-06-05/26578/№219-АГ-70/№МЕ/28039/20, подтвердив, что распространение коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Эти выводы уполномоченные органы связали с возможностью проведения закупки у единственного поставщика, отсрочки (списания) штрафных санкций.

  1. В условиях проблематичности доказывания форс-мажора с документальной точки зрения и отказа заказчиков «войти в положение», несмотря на объективные препятствия по нормальному функционированию поставщиков на рынках, насущным остается вопрос о наиболее «карательном» последствии неисполнения обязательств по госконтрактам – попадании в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
  2. ФАС высказалась на этот счет крайне лаконично еще 18 марта в Письме № ИА/21684/20, указав, что позиция о характеристике пандемии в качестве форс-мажора подлежит обязательном учету при рассмотрении обращений заказчиков о включении сведений о хозяйствующих субъектах в РНП.
  3. В заключение отмечу, что в настоящее время обсуждается так называемая «антимонопольная амнистия» для субъектов малого и среднего бизнеса, предложенная 6 апреля Уполномоченным по защите прав предпринимателей, цель которой – предоставить своеобразную «индульгенцию» от включения в РНП.

Госдума приняла закон об упрощении процедуры госзакупок для предприятий

17 апреля 12:46 • ТАСС

Госдума приняла во втором и в третьем чтениях закон, упрощающий процедуру госзакупок для предприятий и облегчающий доступ к госзакупкам для юридических лиц в связи с необходимостью снижения нагрузки на бизнес в период сложной экономической ситуации.

Документ был оформлен как поправки ко второму чтению законопроекта о закрытии данных по гособоронзаказу.

Основные положения

Закон предполагает повышение с 300 тыс. до 600 тыс. руб. предельного размера закупки, которую заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, а также устанавливает, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика (сейчас действует предельная норма в 5%)

Предусматривается, что установление в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требования об обеспечении гарантийных обязательств является не обязанностью, а правом заказчика. Эта норма вступит в силу 1 июля 2020 года.

При этом размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Меняются размеры обеспечения исполнения контракта — в общем случае они устанавливаются в размере от 1/2 процента до 30% начальной (максимальной) цены контракта, а если контрактом предусмотрена выплата аванса, то не менее чем в размере аванса.

Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению в размере начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.

Заказчик получает право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.

В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Закон меняет порядок проведения госзакупок в связи в установлением на территории РФ в 2020 году нерабочих дней из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

В течение таких нерабочих дней сроки, предусмотренные законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, учитываются в календарных днях, при этом суббота и воскресенье не считаются. Если последний день срока, исчисляемого в соответствии с этим законом, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случаев, если последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем).

Как подчеркнул ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин, документ призван дать послабление серьезное предприятиям, которые участвуют в торгах и подают свои заявки.

«Если раньше требовалось резервирование ресурсов, и это все, безусловно, ложится нагрузкой на бизнес, то сейчас эти дополнительные нагрузки мы откладываем до лучших времен и считаем, что правильным было бы поддержать наши предприятия, которые будут участвовать в реализации проектов, упростив процедуры и тем самым обеспечив им доступ на рынок государственных услуг», — сказал он.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *