Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей — забота государства. Но физические и юридические лица не могут оставаться безучастными в этой деятельности. Законодательством не только определен порядок действий с такими детьми, но и установлены наказания за его нарушение.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

  • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
  • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
  • наступление недееспособности;
  • заболевание;
  • долгое отсутствие;
  • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.

) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст.

122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или орган опеки по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям.

Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении.

В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Малыш может быть устроен в одной из следующих форм:

  • усыновлен;
  • оформлен под опеку (попечительство);
  • передан в приемную семью;
  • зачислен в специализированную организацию, оказывающую услуги воспитания и образования (к примеру, лечебное учреждение, соцзащита, детдом семейного типа и др.).

Этот список открытого характера: возможно устройство детей и в иных формах (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ).

Сироты и дети оставшиеся без попечения родителей: разница понятий, права и льготы

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало — социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Читайте также:  В госдуме предложили продлить дачную амнистию

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Энциклопедия МИП » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

  • Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.
  • Содержание
  • Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:
  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

  1. Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.
  2. Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

  3. Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно.

В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Защита прав детей-сирот. Помощь государства, соц.гарантии

Рассмотрим в чем выражается защита прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

  • Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?
  • Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.
  • На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:
  • Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Кого принято считать сиротами

  1. Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
  2. При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.
  3. Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

  4. Причин для этого может быть несколько:
  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.
Читайте также:  Справка о неполучении алиментов от судебных приставов: где взять справку, образец заявление на получение справки

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

защита прав детей-сирот в сфере образования

законом рф №159-фз предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. при этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • получение второго средне-специального образования.
  • использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. при этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. воспользоваться таким правом студент может один раз в год. при этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. за время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение.  которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. при этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

в медицинской сфере

защита прав детей-сирот в медицине

дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

защита права на трудовую деятельность

для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

при обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

жилищные социальные гарантии

  • право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.
  • если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. в этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

  1. после прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.
  2. право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.
  3. например:
  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, в обязанности которых входит защита прав детей-сирот, и которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

по теме – Права детей, находящихся под опекой

За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки. Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

Для этого есть 2 весомые причины:

  • Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
  • Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.

Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки.

Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.

После наступления 14-ти лет юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.

Льготы и пособия

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства. А также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника).

Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности.

Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

Виды социальной помощи детям-сиротам

Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

  • Материальная помощь – предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
  • Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

Устройство детей без родителей

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка. Чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы.

Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.

Формы устройства детей оставшихся без попечения

  • Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе.
  • Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование.
  • Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:
  • интернаты;
  • приюты;
  • реабилитационные центры;
  • детские дома.

Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:

  • обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
  • выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
  • поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
  • последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

Судебная защита прав детей-сирот

  1. В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд.
  2. Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.
  3. Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд.
Читайте также:  Единая Россия хочет запретить приставам забирать мебель и животных за долги

При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. Истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:

  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.

Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения.

Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.

Учебно-методический материал на тему: «Сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей» | Образовательная социальная сеть

  • Зарубина Наталья Алексеевна, социальный педагог
  • высшая квалификационная категория
  •  «Сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.

Ребенку, находящемуся под опекой, приходится адаптироваться к новым взрослым. Попадая в новую семью, меняя место жительства, он чаще всего и меняет образовательное учреждение.

Первую помощь в социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказывают социальный педагог и школьный психолог. Однако следует отметить, что на первом этапе ведущую роль в адаптации ребенка к образовательному учреждению играет именно социальный педагог.

Прямой обязанностью социального педагога является установление цепочек взаимодействия, как то: связь со школьным психологом, медицинскими работниками, учителями — предметниками (в т. ч. классными руководителями), организаторами, администрацией школы, связь с представителями вспомогательных социальных структур, взаимосвязь с опекунами учащихся.

Социальный педагог должен иметь не только кратковременные задачи на социализацию опекаемого ребенка в школе, но и разъяснить все права и льготы, положенные опекаемому ребенку до достижения совершеннолетия.

Социально — психолого — педагогическая помощь оказывается в ответ на просьбу о помощи самого ребёнка, опекуна, по итогам анкетирования и наблюдения.

Например, в диагностической беседе педагог вместе с ребёнком рассматривает возможные шаги и их последствия в разрешении выявленной проблемы, ребёнок выбирает способ из рассмотренных вариантов, вместе разрабатывается совместный план, а подчас и осуществляется он вместе или рядом с педагогом. После совершённых действий может происходить разбор текущего состояния дела и консультация о дальнейших решениях и шагах.

Сущность педагогической поддержки, заключается в оказании оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Педагогическая поддержка требуется тогда, когда ребенок ощутил потребность, осознал способность к действиям. Он принял решение или уже начал действовать, но в какой-то момент ему не хватило опыта или уверенности.

Вследствие того, что у ребёнка нет рядом родителей, он часто страдает от того, что нет значимого взрослого, который бы поддержал и вовремя направил его по правильному пути, в общении с которым он хоть иногда мог бы сверить свои шаги.

Основные виды социально – педагогической деятельности

 при работе с опекаемыми детьми в школе

  1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель: Отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений.

  • Вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения.
  • Изучение особенностей социальной адаптации детей.
  • Выявление детей группы социального риска.
  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
  • Составление индивидуальных карт социального развития.
  • Диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками.
  • Диагностика отклонений в социальном поведении их причин.
  • Диагностика причин не успешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
  1. Социально-профилактическая работа.

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.

  • Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей.
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
  • Оптимизация общения учащихся с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
  • Работа по адаптации учащихся к широкому социальному окружению.
  • Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.

Профилактика социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, паразитический образ жизни, сексуальные перверсии).

  • Профилактика межличностных конфликтов.
  • Патронаж опекаемых детей.
  1. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.

  • Программа развития житейских умений и навыков.
  • Программа профориентации.
  • Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни.
  • Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Программы коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм).
  • Программы психотерапии акцентуаций характера.
  • Программы коррекции образа «Я».
  • Программы психологической гимнастики.
  • Программы кризисной интервенции в критических ситуациях.

       План работы с опекаемыми учащимися на 2015-2016 учебный год

№п/п Содержание деятельности социального педагога Сроки Ответственные
1. Знакомство с вновь прибывшими опекаемыми учащимися:

  • — изучение личных дел;
  • -оформление индивидуальных карт (пакет документов);
  • — распределение по группам (адаптация, реабилитация, профилактика);
  • — определение детей «группы риска».
Сентябрь Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог
2. Изучение психолого-медико-педагогических и социальных особенностей детей:

  • -наблюдение в урочной и внеурочной деятельности (посещение уроков, кружковых занятий, первичное посещение семей);
  • — беседы с детьми и их опекунами, классными руководителями и другими учителями- предметниками;
  • проведение собрания для опекунов (форма – семинар, «круглый стол», диспут);
  • проведение анкетирования;
  • Диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем.
Октябрь Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, медицинский работник
3. Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики адаптации опекаемых детей:

  • — анкетирование «Адаптация в школе»,
  •  «Профессиональное предпочтение» (помощь в выборе кружковой деятельности);
  • — проведение педагогических консилиумов по проблемам опекаемых детей, которые требуют особого внимания;
  • — ежемесячные встречи с инспекторами ОДН (в рамках работы с детьми «группы риска»);
  • — еженедельная работа с опекаемыми детьми по группам.
Ноябрь – март Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, инспектор ОНД
4. Разработка индивидуально – коррекционного плана работы с целью решения проблем, связанного с социализацией личности опекаемого ребенка.Обеспечение реализации плана. В течение года Социальный педагог, педагог-психолог
5.  Контрольное диагностирование: —    — цветопись настроения;

  • — графические (рисуночные) методы исследования;
  • — опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это…», «Алкоголизм», «Наркомания», «Табакокурение» — методами анкетирования, тестирования);
  • — карты и дневники наблюдений специалистов;
  •  Работа с детьми и подростками «группы риска»:
  • — постоянное наблюдение и своевременная помощь;
  • — еженедельная работа по профилактике, проведение (советов при директоре, встречи с опекунами);
  • — участие в работе комиссии КДН и ЗП;
  • — встречи с сотрудниками МО МВД РФ
  • — проведение профилактической работы через беседы с представителями ОДН, КДН и ЗП и т.д.
  •  — профилактическая работа с детьми, находящимися под опекой, и их опекунами:
  • — направление на психологическое
  •   консультирование в специализированные центры;
  • — проведение консультаций с детьми и  опекунами;
  • — направление в тренинговые группы;
  • — циклы беседы по охране здоровья;
  • — организация семинаров для опекунов.
В течение года Социальный педагог,Педагог-психолог
6. Оказание консультационной помощи детям и их опекунам:

  • — первичное обследование жилищно – бытовых условий с составлением актов посещения семей;
  • — контрольные посещения семей 2 раза в год с составлением актов контрольных посещений семей;
  • — индивидуальная консультационная помощь опекунам (по мере обращения за помощью);
  • — проведение педагогических консилиумов с приглашением на педагогов – предметников, классных руководителей, специалистов отдела опеки и попечительства граждан.
В течение года Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог
7. Способствование формированию благоприятного микроклимата в классных коллективах:

  • — предоставление информации об опекаемых учащихся на совещаниях педагогического коллектива и консилиумах;
  • — анализ работы с опекаемыми детьми по группам (на методических объединениях);
  • — индивидуальная помощь учителям и специалистам сопровождения;
  • — консультативные совещания при директоре со специалистами различного уровня;
  • -исполнение роли защитника интересов учеников в разрешении конфликтных ситуаций;
  • — пропаганда знаний о правах ребенка.
В течение года Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог
8. Координация различных видов социально-ценностной деятельности детей, находящихся под опекой, направленных на развитие социальных инициатив:

  • — участие в городском конкурсе «Почетная семья города Усть-Илимска»;
  • — проведение конкурсов внутри школы;
  • — изучение индивидуально – психологических особенностей детей в связи с выбором профессии;
  • — проведение профессионального консультирования (совместно с психологом);
  • — контроль за предоставлением льгот опекаемым детям на период обучения в школе.
В течение года Социальный педагог, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, организатор
9. Защита и охрана прав опекаемых детей:

  • выявление статуса ребенка (в случае необходимости);
  • — оформление или восстановление документов ребенка;
  • участие в судах (по лишению родительских прав, защите личных и имущественных интересов ребенка);
  • — отслеживание адаптированности детей в семьях опекунов и приемных родителей;
  • — оказание помощи в организации дополнительных занятий по предметам,
  • — оказание помощи в организации дополнительных занятий по интересам ребенка;
  • — подготовке к итоговой аттестации;
  • -помощь в устройстве выпускников школы.
В течение года Социальный педагог, работники опеки и попечительства,  социальной защиты населения, специалисты по охране прав детства, здравоохранения, ПМПК, работники прокуратуры, суда.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *