Цены на продукты будет регулировать государство

Цены на продукты будет регулировать государство

портал мэра и правительства Москвы/Евгений Самарин

  • Президент автономной некоммерческой организации «Институт отраслевого питания» Владимир Чернигов прокомментировал Москве 24 идею ввести продовольственные карточки в России.
  • Ранее в ООН предложили внедрить в России систему продовольственных карточек, чтобы повысить и стабилизировать доход малообеспеченных семей.
  • По словам Чернигова, случившиеся потрясения, связанные с пандемией коронавируса, существенно повлияли на экономическую доступность продуктов питания для отдельных категорий населения, особенно беднейших: многодетных, малоимущих.

«Этот экономический доступ может быть обеспечен путем введения сертификатов, карточек, талонов – разные названия.

Но ошибкой является аналогия с карточками в голодные годы, поскольку по ним распределялись ограниченные ресурсы продуктов.

Сейчас вопросов такого распределения и ограничения в физическом продовольствии (наличии продуктов в магазинах. – Прим. ред.) просто нет», – объяснил эксперт.

Предоставление продовольствия в натуральном виде, а для этого нужен сертификат, талон, карточка – способ повысить продовольственную доступность основных видов продуктов, которые нужны наиболее уязвимым слоям населения. Категории этих слоев можно определять разным образом: по уровню дохода, по составу семьи… Мне кажется, что такой государственный инструмент необходим, его необходимо внедрить как работающий.

Владимир Чернигов

президент АНО «Институт отраслевого питания»

Кроме того, эксперт объяснил, что система продовольственных талонов обеспечит не только адресную поддержку, но и целевое использование средств.

«Найдутся те, кого надо поддержать. Именно путем обеспечения какими-то базовыми или специальными продуктами. Наличие таких инструментов, как карточки, спокойно решит эту задачу. Государство будет уверено, что именно те, кому нужно, получат то, что нужно, чем просто будут куда-то отправлены деньги», – заключил эксперт.

Ранее директор отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) для связи с Российской Федерацией Олег Кобяков в разговоре с «Московским комсомольцем» предложил ввести в стране продуктовые карточки.

«К внедрению аналогичной системы в России я лично отношусь положительно. Это позволит людям, которые станут получателями такого рода помощи, планировать свои расходы, а также меню на несколько дней вперед, зная, какие базовые продукты они смогут получить от государства», – рассказал Кобяков.

По словам специалиста, голод остается одной из важнейших глобальных проблем, которая тормозит развитие человечества и препятствует переходу на рельсы устойчивого развития. По данным ФАО, в мире голодают 680 миллионов человек. За последние пять лет количество голодающих растет по 10 миллионов человек в год, а пандемия коронавируса может добавить еще порядка 130 миллионов человек.

При этом специалист заверил, что в обозримом будущем россиянам голод не грозит. «Россия входит в число стран, покончивших с хроническим голодом как с явлением. Это огромное историческое достижение для страны, население которой за последнее столетие не раз сталкивалось с масштабным голодом», – объяснил Кобяков.

По данным российского национального обзора достижения Целей устойчивого развития, количество голодающих в стране в 2019 году составило 1,6% – цифра в пределах статистической погрешности.

При этом часть россиян сталкивается с проблемой нехватки продовольствия.

К таким категориям относятся те, кто потерял работу или кормильца, одинокие пожилые люди, многодетные семьи и представители других незащищенных слоев населения.

Назад к пустым прилавкам: чем опасна инициатива «Единой России» ввести госрегулирование цен

Понятно, что предложение депутатов ограничить рост цен на продукты вызвано благими побуждениями. Однако мы помним, чем вымощена дорога в ад. Логика у депутатов логика проста: лимоны, имбирь, чеснок резко подорожали, значит, необходимо госрегулирование цен. Вот как, оказывается, очень просто можно решить проблему. Уверены, что это есть правильное решение? Я совсем не уверен.

Кстати, буквально на днях правительство уже ввело госрегулирование цен на медицинские маски. Соответствующее постановление от 3 апреля 2020 года №431 касается распространения респираторов, масок, марли, медицинских перчаток и комплектов медицинской защиты.

Вводится предельная наценка для розничной торговли на продажу этих изделий. Наценка эта не должна превышать 10 копеек (?!) за единицу товара. Определено и то, что для каждого этапа «товаропроводящей цепи» наценка не может превышать 10%.

Ну а федеральным оператором всей этой истории назначена корпорация «Росхимзащита».

Про «10 копеек» — это серьезно. Можете проверить.

Ничему нас история не учит. И сегодня в той же Москве медицинские маски купить непросто, а уж будет-то… Ведь главная проблема с масками даже не в том, что они подорожали, а в том, что их вообще трудно найти. Теперь ввели еще и госрегулирование цен. И все это происходит в критический период, когда чрезвычайно важно, чтобы не было товарного дефицита.

Теперь замахнулись на продовольствие.

Возникает два вопроса к депутатам — инициаторам введения госрегулирования цен на продукты питания. Первый вопрос: известно ли депутатам, что госрегулирование цен с большой долей вероятности приведет к дефициту товаров?

Объясню, почему так произойдет, и извините за банальности. Когда из благих побуждений начинают регулировать цены, уменьшая, естественно, величину торговой наценки, то продавать эти товары становится невыгодно.

Да и производители не стремятся выпускать эти товары, понимая, что могут начаться проблемы со сбытом.

Лучшее доказательство — опыт советской плановой экономики, когда именно госрегулирование цен являлось ключевой причиной тотального товарного дефицита.

Второй вопрос: известно ли депутатам, предлагающим ввести госрегулирование цен на продукты питания, что сегодня уже существуют механизмы сдерживания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров? Складывается такое впечатление, что депутаты просто не в курсе этого.

Тогда напомню, что постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года №530 были утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В перечень этих товаров включены: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной и ржано-пшеничный и пр.

Ну да, там нет имбиря, лимонов и чеснока, рост цен на которые вызвал возмущение депутатов. Но там есть действительно все товары первой необходимости.

Мы знаем, почему вдруг взлетели цены на имбирь: потому что он якобы спасает от коронавируса. А завтра распространится слух, что какие-нибудь семечки от этого спасают, и цены на них тоже взлетят. Цены на семечки тоже будем регулировать?

Судя по тому, что предложения от депутатов–единороссов регулировать цены на продукты прозвучало, я сильно сомневаюсь, что они в курсе уже существующих у государства возможностей регулировать цены на продовольственном рынке.

Существующий порядок достаточно прост. Он заключается в следующем.

Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости устанавливаются правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более.

Поэтому если действительно будет необходимость подрегулировать цены на социально значимые продовольственные товары, все возможности сегодня есть, не надо ничего придумывать.

Депутаты, предложившие ввести регулирования цен на продукты питания, не только продемонстрировали собственную недостаточную осведомленность об уже имеющихся сегодня соответствующих возможностях. Продемонстрировали они еще и, скажем так, недопонимание текущего момента.

Сегодня экономика страны стремительно вошла в «коронавирусный» кризис. А тут еще и мировые цены на нефть обвалились, что для России по-прежнему очень и очень чувствительно.

Люди сидят на карантине, многие остались без доходов, неопределенность будущего запредельная.

И вот в такой момент, представьте себе, могут еще и продовольственные товары оказаться в дефиците из-за того, что кому-то захотелось ввести госрегулирование цен на них.

Но ведь это просто прямой путь к созданию социально взрывоопасной ситуации.

Депутаты, конечно, знают, что идея госрегулирования цен на продукты питания имеет шансы найти поддержку у немалого числа людей. Да, такая вот ситуация: сколько лет прошло с эпохи тотального госрегулирования и пустых прилавков, а идея жива.

Это, думается, и объясняет, почему сегодня рождаются подобные предложения. Только в такие критические моменты, как пандемия коронавируса, представители власти должны значительно более ответственно подходить к выработке решений.

Пандемия — совсем не подходящее время, чтобы с помощью сомнительных инициатив пытаться получать какие-то электоральные дивиденды.

Цены на продукты будет регулировать государство

Что будет с торговлей, если государство начнет регулировать цены

23 декабря 2008, 00:00

4178 просмотров

Кризис замедляет мировую инфляцию и ускоряет российскую. А власти, которые сами поддержали ускорение, повысив тарифы естественных монополий, задумались теперь, как же сдержать розничные цены. Госрегулирование на первый взгляд самая простая мера.

Когда же и вводить его, как не в кризис? Об этом просит Минсельхоз, «за» высказывались спикер Сергей Миронов, депутат Анатолий Лисицын, региональные чиновники. Есть и на что ориентироваться: в начале 2008 г. заморозку цен на продовольствие государство уже организовывало.

Регулированию могут подвергнуться прежде всего цены на базовые продукты питания.

Вопрос — к чему это приведет.

На социальные продукты розница обычно держит минимальные цены. Ведь по ним покупатель судит об общей дороговизне магазина. В Auchan, например, даже вывешен список из нескольких десятков продуктов, продающихся чуть ли не по советским ценам.

Ритейлер может вообще не делать наценку на такие товары, уверяет председатель совета директоров сети АБК Владислав Егоров. Дорожать их заставляет просто рост себестоимости.

Как же тогда регулировать? Есть два варианта: бороться с подорожанием, поддерживая всю цепочку — от производителя до прилавка, или просто фиксировать цены в приказном порядке. Первый вариант сложен и дорог. А второй откровенно плох. На таком конкурентном рынке, как ритейл, регулировать цены бессмысленно.

По сути, это возврат к плановой экономике, считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. От удорожания производства все равно не спастись: роста тарифов никто не отменял. Социальные продукты могут остаться в продаже по прежним ценам за счет резкого снижения качества или стать дефицитом.

Елизавета Никитина
48 (138) 22 декабря 2008

Что будет с торговлей, если государство начнет регулировать ценыКризис замедляет мировую инфляцию и ускоряет российскую. А власти, которые сами поддержали ускорение, повысив тарифы естественных монополий, задумались теперь, как же сдержать розничные цены. Госрегулирование на первый взгляд самая простая мера. Далее

Статья относится к тематикам: Retail, Кризис. Точка бифуркации

Подписывайтесь на наши новостные
рассылки,
а также на каналы 
Telegram

 и 
Яндекс.Дзен

, чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.

Кризис замедляет мировую инфляцию и ускоряет российскую. А власти, которые сами поддержали ускорение, повысив тарифы естественных монополий, задумались теперь, как же сдержать розничные цены. Госрегулирование на первый взгляд самая простая мера.

Читайте также:  Условия брачного договора: для заключения, в содержании

Когда же и вводить его, как не в кризис? Об этом просит Минсельхоз, «за» высказывались спикер Сергей Миронов, депутат Анатолий Лисицын, региональные чиновники. Есть и на что ориентироваться: в начале 2008 г. заморозку цен на продовольствие государство уже организовывало.

Регулированию могут подвергнуться прежде всего цены на базовые продукты питания.

Вопрос — к чему это приведет.

На социальные продукты розница обычно держит минимальные цены. Ведь по ним покупатель судит об общей дороговизне магазина. В Auchan, например, даже вывешен список из нескольких десятков продуктов, продающихся чуть ли не по советским ценам.

Ритейлер может вообще не делать наценку на такие товары, уверяет председатель совета директоров сети АБК Владислав Егоров. Дорожать их заставляет просто рост себестоимости.

Как же тогда регулировать? Есть два варианта: бороться с подорожанием, поддерживая всю цепочку — от производителя до прилавка, или просто фиксировать цены в приказном порядке. Первый вариант сложен и дорог. А второй откровенно плох. На таком конкурентном рынке, как ритейл, регулировать цены бессмысленно.

По сути, это возврат к плановой экономике, считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. От удорожания производства все равно не спастись: роста тарифов никто не отменял. Социальные продукты могут остаться в продаже по прежним ценам за счет резкого снижения качества или стать дефицитом.

Елизавета Никитина
48 (138) 22 декабря 2008

Что будет с торговлей, если государство начнет регулировать ценыКризис замедляет мировую инфляцию и ускоряет российскую. А власти, которые сами поддержали ускорение, повысив тарифы естественных монополий, задумались теперь, как же сдержать розничные цены. Госрегулирование на первый взгляд самая простая мера. Далее

Что будет с торговлей, если государство начнет регулировать ценыhttps://www.retail.ruЧто будет с торговлей, если государство начнет регулировать ценыhttps://www.retail.ru/news/chto-budet-s-torgovley-esli-gosudarstvo-nachnet-regulirovat-tseny/2020-10-072020-10-07

public-4028a98f6b2d809a016b646957040052

Будет ли государство регулировать стоимость продовольствия в стране

Гречка, по поводу которой, как выразился президент Дмитрий Медведев, «развился некоторый психоз», и прочие продукты питания стали главным вопросом в повестке заседания Госсовета. Глава государства пригрозил суровыми мерами спекулянтам, пытающимся вздуть цен на продовольствие под предлогом аномальной засухи.

По мнению Медведева, объективных предпосылок для роста цен в стране нет. Ряд правительственных чиновников и представителей бизнеса придерживаются противоположной точки зрения. Отсюда возникло расхождение во взглядах на методы решения возникшей проблемы.

«Наша Версия» проанализировала различные варианты того, как государство будет вмешиваться в продуктовое ценообразование.

В минувший четверг президент Дмитрий Медведев собрал на заседание Госсовета в Саратове представителей профильных ведомств, бизнеса и региональных властей, чтобы обсудить проблему сдерживания цен на продовольствие. В результате продолжительной летней засухи погибла значительная часть урожая, что, в свою очередь, породило волну слухов о неизбежном росте цен на основные продукты питания.

Особенно это заметно было на примере гречки, вокруг которой возник какой-то нездоровый ажиотаж. Запасливые граждане, испугавшись, что продукты вскоре подорожают, кинулись скупать крупу в невероятных количествах. Торговые сети воспользовались внезапным интересом к гречке и начали повышать цены.

Но это не охладило пыл охочих до крупы граждан, что спровоцировало ещё больший рост цен. К настоящему моменту во многих регионах стоимость гречки в магазинах выросла в два и более раза по сравнению с прошлым месяцем.

По мнению замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрея Цыганова, покупательский бум вызван во многом субъективными причинами. «Люди, которые в жизни не ели гречки, вдруг бегут в магазин и покупают её мешками по 10 кг», – говорит он.

Министр сельского хозяйства Елена Скрынник, участвовавшая в заседании президиума Госсовета, списала «гречневый ажиотаж» на генетическую память россиян, которая заставляет их стремиться «к максимальным запасам продуктов в условиях появления негативной публичной информации».

То же происходит и с другими продуктами, но в более скромных масштабах. При этом представители власти особо подчёркивают, что реальных оснований для бурной инфляции нет.

Елена Скрынник заявила, что «цены на зерно и муку последние два года снижались на 30–35%, при этом стоимость хлеба выросла на 8–10%». Иными словами, зависимость между стоимостью хлеба и стоимостью зерна и муки очень условная.

Поэтому, по словам министра, «рост цен на хлеб в ряде регионов на 10–20% имеет спекулятивный характер».

Президент успокоил граждан, заверив, что запасов продовольствия в стране достаточно и хватит на всех. Урожай этого года должен составить 60 млн тонн зерна плюс порядка 21–25 млн тонн имеется в закромах. Этого хватит с избытком для удовлетворения внутреннего спроса. «Ни в молоке, ни в мясе, ни в сахаре недостатка тоже не будет», – уверил президент.

Дмитрий Медведев пригрозил спекулянтам суровыми мерами. «С теми, кто занимается взвинчиванием цен, с теми, кто занимается получением необоснованной прибыли, должны разбираться Генеральная прокуратура, Федеральная антимонопольная служба и служба по тарифам», – предупредил российский глава.

Контрольные органы вопросом ценообразования занялись задолго до прямого президентского указания. По словам Андрея Цыганова, наибольшее количество нарушений выявлено в хлебобулочной отрасли. Так, московским хлебопёкам начали предлагать муку по ценам на 80-100% выше, чем по предыдущим контрактам.

Сговоры были выявлены и на рынке гречневой крупы. Управление ФАС по Омской области возбудило дела в отношении ряда региональных поставщиков; в Башкирии, Воронежской, Брянской, Вологодской, Ивановской областях идут проверки. В Новосибирске возбуждено дело по необоснованному повышению цен на молоко.

По итогам заседания Госсовета был принят ряд решений, которых, как полагает руководство страны, будет достаточно для сдерживания продуктовой инфляции.

В то же время общемировые показатели скорее свидетельствуют об обратном. По сведениям Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, стоимость мясной продукции достигла 20-летнего рекорда.

Так, цены на мясо в августе выросли на 16% по сравнению с прошлым годом.

Директивно регулировать цены власть пока не намерена, но нельзя исключать, что при сохранении нынешней тенденции придётся прибегнуть к более радикальным мерам. Президент велел создать комиссию по мониторингу и оперативному реагированию на изменения конъюнктуры продовольственных рынков, которой и предстоит вмешаться в случае возникновения нештатных ситуаций.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Цены будет устанавливать государство

У государства есть все основания вмешаться в вопрос ценообразования на продовольственном рынке. Закон о торговле устанавливает возможность замораживания цен на 90 дней, в случае если наблюдается их рост более чем на 30%.

И хотя сведения государственных институтов зачастую сильно разнятся с тем, что наблюдают покупатели в магазинах, даже официальные цифры свидетельствуют о прохождении порога.

Так, по данным Генпрокуратуры, цены на гречневую крупу перевалили за критическую отметку как минимум в трёх регионах: Башкирии – 38,7%, Марий Эл – 35,7% и Рязанской области – 34%. По мнению депутата Госдумы Ирины Яровой, установленные в рамках закона полномочия «должны быть не только формализованы, но иметь и дальше последствия».

Государство обязано приглядывать за рынком продовольствия. «Когда начинают говорить о либеральной свободе рынка, этим пытаются прикрыть собственную выгоду, – полагает г-жа Яровая. – Вы знаете, спекуляции на биржах тоже прикрываются разными умными заключениями, под которые подводятся даже научные теории».

Вероятность: 20%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Снять напряжённость помогут косвенные меры

Нынешняя политика федеральной власти касательно цен на продовольствие была достаточно чётко обозначена на Госсовете. Руководство страны намерено в первую очередь сосредоточиться на первопричинах проблемы, а не на конечных ценах в магазинах.

Так, будет оказана помощь аграриям и пострадавшим от неурожая регионам, а к тем, кто занимается спекуляциями на страхе, применят санкции. В целом чиновники не намереваются проявлять какую-то повышенную активность. «В августе средненедельные темпы инфляции ускорились. Это прежде всего связано с засухой.

Вводить какие-либо ограничения, на мой взгляд, нецелесообразно», – заявила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина, выступая на Госсовете.

«Меры, которые позволят сохранить нарушившийся баланс на продовольственном рынке, – это закупки зерна и других сельхозкультур для госнужд, помощь фермерам, а также субсидии на горюче-смазочные материалы, страховые выплаты пострадавшим от засухи, – перечисляет заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов. – Государственное регулирование цен в данном списке стоит на последнем месте. Оно может возникнуть там, где нет других способов, это вынужденное вмешательство, по каждому чиху его не вводят».

Вероятность: 50%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: «Невидимая рука рынка» расставит всё по местам

Хотя на Госсовете не было принято радикальных решений, не все идеи государства нашли поддержку. Ретейлеров беспокоят предложения о расширении полномочий антимонопольной службы по контролю над ценами. Государство требует от бизнеса проявления большей сознательности, но ничего не предоставляет взамен. Такой подход, по мнению ряда экспертов, лишь усугубит проблему.

«Любой контроль над ценами приведёт к росту цен на другие товары, так как производители должны будут компенсировать потери. ФАС должна следить за тем, чтобы не было ценовых сговоров, а государственное регулирование цен – ещё один шаг в «светлое» прошлое под эгидой Госплана. Рынок всё расставит на свои места!» – убеждён начальник отдела аналитики Forex Club Андрей Диргин.

Использование административного ресурса чревато издержками, что наглядно показала «заморозка» цен в 2008 году. Именно из-за неё розничные цены в России не просто подросли, но и задержались на высоком уровне, несмотря на снижение оптовых цен. А на время «заморозки» свои потери по так называемому социальному хлебу торговцы просто компенсировали с помощью других товаров.

Вероятность: 30%

Озвучена цена талонов на продукты для бедных россиян — МК

Пандемия нанесла серьезный удар по самым незащищенным слоям населения. По этой причине депутаты вновь вернулись к идее внедрения продовольственных карточек в стране. Только называть такие талоны решили иначе.

Законодатели объявили о скором создании продуктовых сертификатов, чтобы помочь малоимущим. Тема обсуждается в обществе уже лет пять, но до реализации дело так и не дошло. Власти опасаются, что бюджет не выдержит такой нагрузки, поэтому все время откладывают проект в долгий ящик.

Эксперты рассказали, дойдет ли помощь до нуждающихся на этот раз.

Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что депутаты активно работают над созданием продуктовых сертификатов для малоимущих, чей среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум трудоспособного населения, установленного в регионе. Соответствующий законопроект уже направили в кабмин. Сумма сертификата, по замыслу авторов идеи, составит 25% от размера прожиточного минимума — около 3–4 тыс. рублей.

О необходимости введения карточек заговорили еще в 2015 году. Правительство дало поручение Минпромторгу разработать концепцию проекта. На его реализацию планировалось выделять 200–300 млрд руб. в год. Однако инициатива быстро захлебнулась: как говорится, «денег нет, но вы держитесь». Сейчас, на волне коронакризиса, денег вроде бы снова нет, но идея ожила.

Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович считает, что введение продуктовых сертификатов — полезный маневр с точки зрения борьбы с бедностью.

Читайте также:  Исковое заявление о восстановлении срока принятия наследства – образец 2020 года

«13% населения находятся за чертой бедности — это почти 20 млн человек, — рассказывает он. — Да, будет огромная нагрузка на бюджет. Но если даже сумма в итоге сократится до 1,5–2 тыс.

рублей на каждого в месяц, самым незащищенным слоям населения станет проще и легче жить».

Наверняка средства для реализации программы найдутся, так как сертификат поддержит не только население, но и бизнес, у которого за счет «продуктовых карточек» вырастут продажи продуктов питания, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Сумма в размере 25% от прожиточного минимума позволит людям приобретать наиболее нужные продукты питания — крупы, муку, сахар, чай, хлеб. Это немало, если граждане получают доход ниже уровня прожиточного минимума, — говорит Деев. — Вследствие этой меры у граждан высвободятся средства на покупку других нужных товаров, что очень актуально».

Согласно данным Росстата, число граждан, которые имеют доход ниже величины прожиточного минимума, составляет примерно 19,9 млн человек, или 13,5% населения страны. Соответственно, это потенциальные получатели продуктовых карточек.

«Если взять среднее значение сертификата — 3,5 тыс. рублей, то ежемесячно потребуется порядка 70 млрд рублей из бюджета, чтобы всем выдать данный сертификат. Соответственно, в год это порядка 840 млрд рублей. Сумма нереальная для бюджета», — убежден ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

Но, по его мнению, данная мера, несмотря на большие бюджетные расходы, необходима. После череды кризисов 2008, 2014, 2020 годов благосостояние россиян резко сократилось и продолжает падать до сих пор.

«Самые бедные слои населения пострадали от кризисов значительно больше, чем россияне со средним доходом, — продолжает Капустянский. — Это обусловлено тем, что неимущие большую часть дохода тратят на продукты и товары первой необходимости, а это товары, которые больше всего подвержены инфляции. То есть продуктовая инфляция выше официальной в 3,6%».

Аналитик считает, что в текущих условиях любая помощь будет идти в плюс и даже эти 3–4 тыс. рублей в месяц позволят людям решить ряд важнейших вопросов.

Директор отделения Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО) для связи с Российской Федерацией Олег Кобяков ранее в интервью «МК» говорил, что продовольственные талоны рано или поздно появятся в России.

Главное — выдавать именно сертификаты на продукты, а не реальные деньги. «В выдаче реальных денег есть свои опасности, например элемент коррупции: средства могут не дойти до получателей.

Другая проблема: некоторые маргинализированные семьи могут не всегда целевым образом расходовать деньги, которые предназначались на приобретение продуктов», — рассказал он.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28382 от 6 октября 2020

Заголовок в газете: Малоимущим добавят на чай

Часто задаваемые вопросы

Категория:

Розничная торговля

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.

2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

На территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли непродовольственными товарами.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно, цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.

2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна.

Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле).

Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными.

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.

2009 ? 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле). Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

Читайте также:  Судебный приказ о взыскании алиментов: образец заявления на выдачу, порядок подачи заявления, отмена и возражение на судебный приказ

ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции. Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 ? 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен. В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.

Закон о торговле не предусматривает прямого исключения применения положений данного Федерального закона к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности аптечных организаций.

Вместе с тем правовой статус аптечных организаций в Российской Федерации определяется, в том числе Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В настоящее время ведется работа по подготовке поправок в Закон о торговле в целях соответствующего урегулирования вопроса о прямом исключении деятельности аптечных организации из сферы применения Закона о торговле.

По мнению ФАС России, в указанных условиях имеющейся неопределенности правового регулирования антимонопольными органами в отношении аптечных организаций не могут проводиться проверки, касающиеся соблюдения указанными организациями положений Закона о торговле.

С учетом изложенного, ФАС России и территориальными органами не будут проводиться проверки, касающиеся соблюдения указанными организациями положений Закона о торговле, в том числе в части взаимоотношений поставщиков продовольственных товаров и аптечных организаций по продаже и приобретению продовольственных товаров (включая биологически активные добавки).

Рынки услуг розничной торговли детским питанием и детскими товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. В настоящее время не выявлены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на указанных товарных рынках.
Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.

02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.

1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в соответствии в которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая концентраты).

Таким образом, по вопросу регулирования цен на продукты питания для детей ФАС России рекомендует заявителям обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства.

При этом, цены на детские непродовольственные товары согласно законодательству Российской Федерации не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцом самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Кроме того, большая часть непродовольственных детских товаров, реализуемая на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

Также в настоящее время Министерством промышленности и торговли Российской Федерации реализуется «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», которая направлена на:
— создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на рынке;
— развитие инновационного и экспертного потенциала российских производителей детских товаров;
— повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей.
ФАС России сообщает, что в случае наличия у заявителя информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, заявитель может обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики — это система типовых мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер. Их проводят в жизнь правомочные государственные учреждения и общественные организации для того, чтобы стабилизировать или приспособить существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям рынка.

Цели государственного регулирования цен

Регулирование цен со стороны государственных органов должно производиться для осуществления следующих целей:

  • Преодолеть инфляционные ожидания производителей;
  • Обеспечить относительную стабильность цен;
  • Создать систему льгот и преференций для российских производителей продукции;
  • Использовать государственное предпринимательство с целью роста производства определенных видов продукции и воздействия на уровень цен;
  • Оказать поддержку отечественным предприятиям, в частности экспортерам конкурентоспособных товаров на мировых рынках;
  • Обеспечить финансовую помощью в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетной и льготной банковской ссуды с целью поддержки требуемого уровня цен по отдельным видам продукции (услуг), а также по отдельным производствам и отраслям;
  • Стимулировать экономический рост и содействовать прогрессивному сдвигу в структуре экономики;
  • Поддержать беднейшие слои населения и др.
  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Замечание 1

Необходимость вмешательства государственных структур в процессы ценообразования основана на том, что свободно функционирующий рынок не всегда гарантирует безопасность и справедливость.

Способы регулирования цен со стороны государства

Все способы регулирования цен государством делятся условно на прямые и косвенные (директивные и экономические).

В состав способов директивного (прямого) регулирования ценообразования можно включить установку фиксированных цен. Так, в любой стране приняты фиксированные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта.

Еще один способ директивного воздействия состоит в установке предельных (максимальных и минимальных) цен.

Примером установления предельных цен может быть сфера электроэнергетики, так в стране устанавливаются предельные уровни тарифов на оплату энергии, которую потребляет население. Еще один пример — это минимальные цены на водку, ликероводочные и другие алкогольные изделия крепостью более 28 градусов.

Государство действует на цены с помощью формирования базовых цен и установления предельных коэффициентов их изменение. Такую систему в частности используют при расчете тарифов на услуги связи. Установка всех коэффициентов происходит дифференцированно в соответствии с: видами услуг, категориями потребителей, временем суток, днями недели, способами обслуживания и др.

Органы государства используют и способ индексации цен. Например, такое ценообразование широко применяется в процессе регулирования тарифов на железнодорожные перевозки грузов.

Есть еще несколько способов регулирования цен со стороны государства:

  • Формирование предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (таким образом, например, происходит регулирование торговых надбавок к ценам на продукты питания первой необходимости и лекарственные препараты);
  • Установка предельного уровня рентабельности (примером может быть расчет ставок оплаты за пользование вагонами и контейнерами, который осуществляется при учете обеспечения 25 % уровня рентабельности грузовых перевозок);
  • Установление гарантированных цен (так, предусмотрена возможность использовать гарантированные закупочные цены в случае реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству).

Результаты государственного регулирования цен

Вмешательство государственных органов в рыночное ценообразование часто можно свести к принудительной установке цены на уровне ниже, чем рыночное равновесие спроса и предложения.

В качестве объяснения подобного вмешательства выступают, в первую очередь, социальные проблемы, включая ограниченный доступ к потребительским благам или ресурсам, неравенство в доходах и др.

Тем не менее, история показала, что еще никогда не удалось решить хотя бы одну из данных проблем с помощью вмешательства государства в механизм ценообразования.

Результаты контроля цен могут быть различными, но все они, особенно, которые применяются долгое время, имеют отрицательный эффект в экономической и социальной сфере. Последствия выражаются товарным дефицитом, нехваткой и недопроизводством продукции. Все эти факторы негативно отражаются на обществе в целом.

Замечание 2

Государство не раз пыталось решить проблему бедных слоев общества и защитить их путем установления принудительно низких цен. Тем не менее, вопрос не был решен, так как недопроизводство и дефицитность стали «уводить» имеющуюся продукцию в теневой (спекулятивный) сектор.

Установка низких цен принудительным методом приводит к возникновению теневых рынков, в которых дефицитная продукция реализуется по более высоким ценам, что обусловлено спекулятивной надбавкой. Для социально незащищенных групп данная продукция и цены становятся еще более недоступными, при этом количество неплатежеспособных граждан растет.

Контроль цен способен вести также к сокращению производства, возникновению теневой экономики в разных областях.

Как известно, особенность теневых структур заключается в их «неуловимости», в особенности для официального налогообложения со стороны государства.

По этой причине такие субъекты сокращают реальную возможность социальной защиты граждан и бюджетных отраслей, так как не платят налоги.

В качестве наиболее очевидных последствий разрушенного равновесия цен выступают очереди покупателей за дефицитными товарами, социальная напряженность и общественное недовольство правительственной политикой. Здесь необходимо принятие таких мер, как рационирование и нормирование потребления недостающей продукции, ее распределение по талонам (специальным карточкам) и др.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *