Уголовная и административная ответственность за распространение ложной информации о коронавирусе

Уголовная и административная ответственность за распространение ложной информации о коронавирусе С апреля 2020 года в России действует уголовная ответственность за публичное распространение недостоверных сообщений о коронавирусе (Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ). Верховный Суд РФ разъяснил, в каких случаях граждан могут привлечь к ответственности за подобные деяния.

Уголовная ответственность за ковид-фейки

Сейчас уголовная ответственность по статье 207.1 УК РФ установлена за публичное распространение заведомо ложной информации о коронавирусе, принимаемых властями ограничительных и санитарных мерах, связанных с коронавирусом, а также методах защиты от него.

Публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого СМИ, мессенджеров (WhatsApp, Viber и др.), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок и т.д.

Данные действия могут грозить физлицам одним из следующих наказаний:

  • штраф в размере от 300 000 до 700 000 рублей;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • ограничение свободы на срок до трех лет.

Как видно, наказания достаточно суровые. Однако уголовная ответственность наступает далеко не за все ковид-фейки.

Кого могут наказать за фейки о коронавирусе

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства по противодействию коронавирусу (утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020), признал, что не за все фейки граждане должны отвечать по УК РФ.

Так, уголовная ответственность наступает именно за распространение заведомо ложной информации о коронавирусе под видом достоверной. О придании ложной информации вида достоверной могут свидетельствовать:

  • ссылки на компетентные источники и исследования;
  • ссылки на якобы достоверную статистику;
  • ссылки на несуществующие законы и подзаконные акты;
  • ссылки на высказывания публичных лиц и пр.

Также о придании фейкам вида достоверной информации будет свидетельствовать использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к конкретным событиям.

Еще одно обязательное условие для привлечения к уголовной ответственности – осведомленность о недостоверности распространяемой информации. Ответственность за фейки о коронавирусе наступает только в тех случаях, когда физлицо достоверно знает, что распространяет лживую информацию.

Если гражданин перепостит на своей странице недостоверную информацию, в объективности которой он не сомневается, ответственности он не понесет. Будет считаться, что он сам действовал под влиянием заблуждения и никакого злого умысла на совершение преступления не имел.

Кого не накажут за ковид-фейки

Исходя из всего вышесказанного, распространение недостоверной информации о коронавирусе не повлечет уголовной ответственности в следующих случаях:

  • когда лицо постит в интернете свое собственное мнение о коронавирусе и принимаемых в связи с пандемией ограничительных мерах;
  • когда недостоверная информация о коронавирусе распространяется без каких бы то ни было попыток завуалировать ее под объективные сведения (без указания на чьи-то официальные слова, законы, указы и так далее);
  • когда гражданин под влиянием заблуждения размещает в публичном доступе якобы достоверную информацию, поступившую от третьих лиц, или ссылки на подобную информацию.

Иными словами, гражданин не должен иметь умысла на перепост откровенного фейка и доведения его до сведения других лиц.

Источник: канал БУХ.1С в Яндекс.Дзен 

Как избежать наказания за обсуждение коронавируса в социальных сетях

Фото pixabay.com

Россияне в связи с пандемией коронавируса рассказывают в соцсетях о своих тревогах, шутят и публикуют непроверенную информацию. Страхи, ироничные посты, мемасики могут стать причиной штрафов.

Генпрокуратура, изучая публикации, шуток не понимает. А депутаты Госдумы работают над введением штрафов за распространение в интернете или СМИ фейковых новостей об эпидемии.

А почему нельзя о таком говорить? У нас свобода слова!

Неточная информация о болезни и ее распространении может посеять панику. А паника ведёт к непредвиденным последствиям, которые могут отразиться и на вас.

Достаточно вспомнить относительно безобидное недавнее явление: в некоторых регионах россияне начали скупать гречку и туалетную бумагу в ожидании карантина. Такие панические настроения могут рождаться на ровном месте. А устрашающие и непроверенные сообщения о коронавирусе способны их множить многократно. Вас же за эти сообщения могут привлечь к ответственности.

Как понять, где информация настоящая, а где фейковая?

Чаты в мессенджерах и группы в соцсетях — не самый лучший источник информации в принципе. За исключением тех, которые относятся к официальным ведомствам. Самое простое, что вы можете сделать для проверки очередного странного сообщения, — зайдите на несколько сайтов местных СМИ. Например, на «Свободные» 🙂 Изучите, что там пишут о предмете ваших переживаний.

Если вам этого мало, посетите ресурсы, которые занимаются борьбой с пандемией. Например, стопкоронавирус.рф или сайт Роспотребнадзора.

fn-volga.ru

Самоизоляция. Можно ли передвигаться по городу на автомобиле и автобусе, и как выехать за город?

Самоизоляция и транспорт: личный и общественный. На дачу пока можно, затраты на проездной обещают компенсировать.

Что мне грозит за распространение фейков?

Госдума хочет штрафовать юрлица за распространение фейков о коронавирусе через СМИ или интернет на сумму от 1,5 до 3 миллионов рублей. Если ложная информация привела к чьей-то смерти, массовому нарушению общественного порядка, навредила здоровью людей, то от 3 до 5 миллионов.

Это их проблемы! Или меня тоже могут наказать?

Могут. Обычных людей наказывают тоже. Например, в Саратовской области молодого человека, который разместил на своей странице в социальной сети информацию о перекрытии моста Саратов-Энгельс, нашла полиция. Это сообщение оказалось ложным. Ему грозит штраф до 100 тысяч рублей. За передачу сообщения о «дезинфекторах-грабителях» можно получить аналогичное наказание.

Какая еще информация признана недостоверной?

  • О введении режима ЧС или военного положения
  • О концентрации войск вокруг населенных пунктов якобы для их закрытия
  • О дезинфекции с вертолетов и самолетов
  • О массовых увольнениях и массовых заражениях
  • О занижении властями реального числа заболевших или умерших граждан, тайных захоронениях и т.д.

Надо помнить, что за распространение недостоверной информации можно даже лишиться свободы на срок до пяти лет.

Могут ли наши власти перегнуть палку в борьбе с фейками?

Конечно, могут, и вы это прекрасно знаете.

Следственный комитет России завел уголовное дело против сатирика Александра Торна по подозрению в «распространении под видом достоверных сведений заведомо ложной информации» о пандемии коронавируса. Об этом сообщается на сайте СК РФ во вторник, 7 апреля.

На самом деле это пародия, в аккаунте Торна указано, что он сатирик.

В самом ролике говорится, что вирус – «Это была операция теневого мирового правительства — ну, масоны, надеюсь, это понятно — чтобы все говорили только о вирусе и правда о том, что Земля не круглая, перестала распространяться».

Так что будьте, пожалуйста, аккуратны в своем общении. Большой брат следит за вами.

Мы собираем ответы на важные вопросы в период самоизоляции. Все материалы публикуются в проекте «Коронавирус в вопросах и ответах». Информация будет постоянно обновляться.

Госдума ужесточила наказание за фейковые новости о коронавирусе и нарушение карантина — Новости на TJ

За нарушение карантина можно отправиться в тюрьму на семь лет, а за публикацию фейков — до пяти лет.

Госдума приняла поправки об ужесточении наказания за нарушение карантина и фейковые новости. Об этом сообщается на сайте нижней палаты. Теперь за публикацию ложной информации о коронавирусе гражданам грозит штраф до 2 миллионов рублей или 5 лет тюрьмы, а за нарушение карантина — штраф до 2 миллионов рублей или до 7 лет заключения.

Поправки к уголовному и административному кодексам приняли сразу во втором и третьем чтении. Наказание будет зависеть от последствий совершённых действий. Самым серьёзным станет смерть человека.

Ужесточение административной ответственности

Власти внесли поправки в статью 6.3 КоАП о нарушении в области сасанитарно-эпидемиологического благополучия.

Штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия в случае невыполнения требований властей:

  • для граждан – штрафы от 15 000 до 40 000 рублей (ранее от 100 до 500 рублей);
  • Для должностных лиц – штрафы от 50 000 до 150 000 рублей (ранее от 500 до 1000 рублей);
  • Для индивидуальных предпринимателей – штрафы от 50 000 до 150 000 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • Для юридических лиц – штрафы от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ранее от 10 000 до 20 000 рублей).

Штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия, если действия повлекли за собой смерть человека:

  • Для граждан – штрафы от 150 000 до 300 000 рублей;
  • Для должностных лиц – штрафы от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – штрафы от 500 000 до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на период до 90 суток.

Кроме этого, в КоАП появилась новая статья 20.61 о невыполнении правил поведения при чрезвычайных ситуациях или угрозе их появления. Подобный режим сейчас действует в Москве.

Штрафы за невыполнение правил поведения при чрезвычайных ситуациях или угрозе их появления:

  • Для граждан – от 1000 до 30 000 рублей;
  • Для должностных лиц – от 10 000 до 50 000 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • Для юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей.

Штрафы за невыполнение правил поведения при чрезвычайных ситуациях или угрозе их появления, если это повлекло за собой смерть человека:

  • Для граждан – от 15 000 до 50 000 рублей;
  • Для должностных лиц – от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • Для индивидуальных предпринимателей – от 500 000 до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Для юридических лиц – от 500 000 до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого, власти ужесточили наказание за распространение ложных новостей (статья 13.15 КоАП) о коронавирусе.

Теперь за распространение недостоверных сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, юридическим лицам грозит штраф на сумму от 1,5 до 3 миллионов рублей.

В случае, если действия юрлиц повлекло за собой смерть человека, то штраф составит от 3 до 5 миллионов рублей.

За повторное распространение фейковых новостей, для граждан предусмотрен штраф в размере от 300 000 до 400 000 рублей, а для должностных лиц — от 600 000 до 900 000. Для юрлиц — от 5 до 10 миллионов.

Ужесточение уголовной ответственности

Госдума также внесла поправки в статью 236 УК РФ. Изменения касаются нарушения санитарно-эпидемиологических правил. Если нарушение привело к массовому заболеванию или угрозе его возникновения:

  • Наказывается штрафом на сумму от 500 000 до 700 000 рублей, либо лишение свободы на срок до 2 лет;
  • Если это привело к смерти человека — штраф от 1 до 2 миллионов рублей, либо лишение свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительные работы на срок от 3 до 5 лет;
  • Если это привело к гибели двух и более лиц — принудительные работы на срок от 4 до 5 лет или лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.
Читайте также:  Банкротство физических лиц при ипотеке (единственное жилье) в 2020 году

Также появилась уголовная ответственность за распространение фейковых новостей, которые представляют угрозу гражданам России. Также это распространяется на публикацию ложной информации о принимаемых мерах безопасности.

  • Наказывается штрафом на сумму от 300 000 до 700 000 рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до года, либо лишением свободы сроком до 3 лет;
  • В случае причинения вреда здоровья человеку — штраф от 700 000 до 1,5 миллионов, либо исправительные работы до 1 года, либо принудительные работы или лишение свободы до 3 лет;
  • Если это привело к смерти человека — штраф от 1,5 до 2 миллионов рублей, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

#новости #covid19 #законы

Штрафы за распространение информации о коронавирусе: ложной, фейковой

Срочно нужна помощь юриста? Звоните бесплатно по номеру 8(800)350-23-68

Пандемия COVID-19, объявленная ВОЗ из-за ситуации с коронавирусом 2019-nCoV, несомненно волнует большинство людей планеты.

Такие общественно значимые происшествия всегда сопровождаются распространением паники, огромным потоком информации – официальной, частной, экспертной, и, к сожалению, нередко недостоверной.

В условиях реальной угрозы здоровью граждан, вброс дезинформации может иметь плачевные последствия, поэтому ответственность за распространение таких данных закреплена законодательно.

О штрафах за фейки о коронавирусе и поговорим в данной статье.

Об изменениях в законодательстве

Приняты поправки, значительно увеличивающие ответственность за распространение заведомо ложных сведений, в т.ч. о ситуации с коронавирусом. Дальнейший материал актуализирован в соответствии с введенными изменениями.

Что такое «недостоверная общественно значимая информация»?

Рассматриваемая проблематика входит в сферу регулирования административного законодательства. Основные положения указаны в частях 9, 10, 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15 КоАП РФ. На основании этих сведений и распространенных речевых форм определяем, что жаргонизм «фейк» (от англ. fake – подделка, фальшивка, обман) в официальном юридическом поле означает:

Заведомо ложная информация, имеющая общественную значимость, распространяемая под видом достоверной, и потенциально являющаяся опасной для отдельных людей, общества, государства и т.д., если она не подпадает по действие уголовного законодательства, регулируется ст.13.15 КоАП РФ.

Описание угроз и их последствий, которые делают недостоверную информацию общественно значимой, четко обозначены в ст.13.15 КоАП РФ:

  • эпидемии;
  • эпизоотии.
  • причинение вреда жизни / здоровью;
  • причинение ущерба имуществу;
  • возникновение массовых беспорядков;
  • угроза общественной безопасности;
  • создание помех работоспособности (или ее полному прекращению):
    • объектов жизнеобеспечения;
    • транспортной инфраструктуры;
    • социальной сферы;
    • кредитных организаций;
    • объектов энергетики, промышленности или связи.

Обратите внимание, что подобный перечень указан и в Примечании к ст.207.1 УК РФ (о ней подробнее далее), где он характеризует «Обстоятельства, представляющие угрозу жизни и безопасности граждан», т.е. по факту саму возможность применения этой статьи.

Соответственно, если создаваемая фейком угроза не подпадает под одно из этих определений, статья применяться не может, что не означает отсутствия возможностей использования других норм законодательства – например, государственной безопасности, однако к ситуации с коронавирусом они практически не применимы.

На кого распространяется ответственность?

В административном законодательстве указано, что нормы ст.13.15 КоАП применимы для ложной информации, распространяемой в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях.

Соответственно, в данную категорию могут попасть все печатные и электронные издания, сайты, вне зависимости от типа их регистрации, мессенджеры, социальные сети, действующие в их рамках группы, сообщества и т.д.

В случае личных страниц, блогов, персональный аккаунтов в социальных сетях привлекается непосредственно автор материала – фейка, в случае СМИ – руководство издания.

Другими словами, в эту категорию попасть может практически каждый, однако для этого ложная информация должна соответствовать двум вышеприведенным условиям: быть заведомо неверной и нести общественно значимые последствия.

Еще один важный момент – слово «распространение». От большого числа различных политиков поступали комментарии, что под распространением понимается авторство и размещение, но не репост.

Однако, будьте осторожны, комментарий – не закон, а в ст.13.15 КоАП четко указано на распространение.

Но и здесь не стоит забывать, что статья применима только при доказательстве, что человек заранее (заведомо) знал о ложности сообщения.

upd. 30.04.20. Разъяснение Верховного суда

Недавно Верховный суд Российской Федерации выпустил специальный обзор, посвященный вопросам правоприменительной практики в условиях коронавируса. Среди основных положений, связанных с распространением фейков, указано:

  1. И статьи 207.1 / 207.2 УК РФ, и ст.13.15 КоАП РФ (подробнее о статьях далее) могут быть применены в условиях ситуации, создавшейся из-за коронавируса.
  2. К уголовному праву (ст.207.1 УК РФ) относятся случаи публичного распространения заведомо ложной информации о COVID-19, в том числе:
    • о самом вирусе / заболевании;
    • о мерах, предпринимаемых по борьбе с ними;
    • способах защиты.
  3. Публичным распространением является не только публикация в СМИ или интернете, но и (в том числе):
    • выступление на митинге, собрании;
    • распространение листовок;
    • вывешивание баннеров, плакатов и т.п.

Кроме этого ВС РФ подтвердил, что основное отличие административной ответственности за фейки о К-вирусе от уголовной по статьям 13.15 КоАП РФ и 207.1 УК РФ заключаются в преднамеренности действий и уровне общественнозначимых последствий.

Например, распространение фейков с целью вызвать массовые беспорядки, провокации паники среди населения, нарушения правопорядка – могут квалифицироваться по ст.207.1 УК РФ, а при наличии жертв и по ст.207.2 УК РФ.

Какой закон предусматривает наказание за распространение фейковых новостей?

В соответствии с принятыми изменениями, недостоверные сведения могут попасть под следующие нормативные акты:

  • Статья 13.15 КоАП РФ – вышеуказанные нормы административного права.
  • Статья 207.1 УК РФ – публичное распространение фейков, представляющих угрозу жизни / безопасности граждан.
  • Статья 207.2 УК РФ – то же, но с тяжелыми последствиями.
  • Часть 1 ст.237 УК РФ – искажение информации, создающее опасность жизни или здоровью людей.

Кроме этого могут быть использованы и другие нормы, например, статья о клевете и т.п.

Ответственность за распространение ложной информации о коронавирусе

Размер штрафов за распространение фейковой информации про коронавирус установлен достаточно высокий. По мнению парламентариев, принимавших данные поправки в КоАП, это должно стимулировать не нарушать закон. В любом случае величина санкция возрастает в зависимости от последствий, а также количества правонарушений по данной статье.

УсловияСтатья КоАПШтрафы
Первое нарушение, создающее угрозы ч.9 ст.13.15
  • Для граждан: 30 – 100 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 60 – 200 тыс. руб.
  • Для юр.лиц: 200 – 500 тыс. руб.
Повлекшее создание угроз / помех или второе правонарушение части девятой ч.10 ст.13.15
  • Для граждан: 100 – 300 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 300 – 600 тыс. руб.
  • Для юр.лиц: 500 тыс. – 1 млн руб.
Распространение фейков в СМИ и интернете под видом достоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты от таких обстоятельств ч.10.1 ст.13.15 Только для юридических лиц: штраф от 1 500 000 до 3 000 000 руб.
То же, что в ст.10.1, но повлекшее смерть, ущерб здоровья, имуществу, общественному порядку и т.п. ч.10.2 ст.13.15 Только для юридических лиц: штраф от 3 000 000 до 5 000 000 руб.
Повторное нарушение по ч.10, 10.1 и/или 10.2 ч.11 ст.13.15
  • Для граждан: 300 – 400 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 600 – 900 тыс. руб.
  • Для юр.лиц: 5 – 10 млн руб.

Кроме того, все статьи для физических и юридических лиц предполагают возможность конфискации «предмета административного правонарушения».

Предусмотрена ли уголовная ответственность за распространение слухов?

Кроме существовавшей и ранее 237-ой статьи УК РФ, недавно были введены новые нормы, нашедшее отражение в ст.207.1 и 207.2. Данные несколько перекликаются друг с другом, но новые положения более точно указывают именно на фейки. Разберем каждую статью отдельно.

Сокрытие или искажение информации

Нормы ст.237 УК РФ в ее первой части, говорят о случаях, когда информация скрывалась или искажалась, что привело к печальным последствиям, но само сокрытие / искажение произвело лицо, обязанное обеспечивать этой информацией людей или органы, для устранения таких последствий.

То есть здесь речь скорее может идти о чиновниках, должностных лицах, и практически невозможно было применение статьи для СМИ, блоггеров, частных лиц. Поэтому и потребовались новые. На всякий случай напомним, что санкции по ч.1 ст.237 УК РФ, это штраф до 300 000 руб., или принудительные работы до 2 лет, или лишение свободы до 2 лет.

Публичное распространение опасных фейков

Это уже новая статья – 207.1 УК РФ, и направление ее действия более определенное. Применяется при одновременном наличии следующих факторов:

  • Информация заведомо ложная.
  • Распространен фейк публично.
  • В результате возникла угроза безопасности или жизни людей.

В качестве наказания может применяться штраф от 300 000 до 700 000 рублей (или зарплата / доход за 12-18 месяцев), обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 12 месяцев или ограничение свободы до 3 лет.

Опасные фейки с серьезными последствиями

Случаи фейков, которые привели к проблемам со здоровьем или смерти, вынесены в отдельную статью – 207.2 УК РФ. Наказания за причинения вреда здоровью выглядят так:

  • Штраф от 700 000 до 1 000 000 руб., или
  • Исправительные работы – до 1 года, или
  • Принудительные работы – до 3 лет, или
  • Лишение свободы – до 3 лет.

Если преступление привело к смерти или иным тяжелым последствиям:

  • Штраф от 1 500 000 до 2 000 000 руб., или
  • Исправительные работы – до 2 лет, или
  • Принудительные работы – до 5 лет, или
  • Лишение свободы – до 5 лет.

Размер штрафа в обоих случаях может рассчитываться от дохода виновного: до 18 месяцев в первом случае или от 18 до 54 месяцев во втором.

Можно ли применять статью о клевете?

Что касается применения статьи за клевету, то и она подразумевает не только ложные сведения, порочащие честь и достоинство, но и заведомое знание подозреваемого о недостоверности таких сведений.

В правоприменительной практике по ст.128.1 УК РФ доказать изначальное знание ложности сведений довольно сложно, т.к. человек мог искренне верить в предоставляемую информацию, или основываться на недостоверных фактах, которые считал настоящими (т.н.

«добросовестное заблуждение»).

В нашем контексте можно привести такой пример. Человек А, почерпнув информацию в СМИ, сообщил в соцсети, что Человек Б инфицирован. Человек Б здоров, и посчитал это клеветой. Однако привлечь Человека А по ст.128.1 УК РФ будет непросто, т.к.

Читайте также:  Соцзащита сможет получать сведения о доходах граждан через налоговую инспекцию

основывался он на сведениях постороннего источника. С другой стороны, со СМИ, изначально опубликовавшем фейк, может быть отдельное разбирательство, в котором многое будет зависеть от того, знали ли заведомо сотрудники издания, что публикуют ложь.

То есть инициировать разбирательство на основании ст.128.1 УК РФ лицо, считающее себя пострадавшим, может. Однако перспективы такого дела, без привлечения к процессу квалифицированного адвоката, довольно туманны.

Есть ли ответственность за шутки про коронавирус?

Еще один довольно сложный аспект – шутки в интернете по поводу коронавируса. Поступала ложная информация, что ничего подобного делать нельзя под угрозой наказания. Напрямую таких положений в законах нет. «Обещание» не штрафовать за шутки дают и некоторые депутаты Федерального собрания РФ.

Однако здесь нужно быть предельно аккуратным:

  1. Обещания депутатов «к делу не пришьешь» — правоохранительные органы оперируют нормами законов, а не чьими-то обещаниями.
  2. Само понятие «шутка» довольно размытое, и что именно может подразумеваться под ним – спорный вопрос.

Соответственно, размещение или репост какого-нибудь мема о коронавирусе юмористического содержания в интернете вряд ли приведет к ответственности. А вот откровенный фейк, подпадающий под действие вышерассмотренных статей КоАП и УК РФ, шуткой представить не удастся. В процессе будут использованы лингвистические и другие экспертизы.

Кто будет определять фейки и штрафовать?

Это очень интересный вопрос. Относительно административного законодательства право признавать информацию фейком возложена лично на Генерального прокурора и его заместителей.

То есть определять наличие заведомо недостоверной информации доверено ограниченному кругу лиц, и исключительно федерального уровня.

Несогласные с решением компетентных чиновников могут оспорить его в суде.

Сможет ли Генпрокурор и его заместители охватить все информационное пространство? Неверное, нет.

Поэтому полномочия возбуждать административные дела по ч.9, 10, 10.1, 10.2 и 11 ст.13.

15 КоАП РФ имеет не только полиция (обладающая ими практически во всех случаях административных правонарушений), но и Роскомнадзор.

При этом обязательным является оповещение прокуратуры в течение 24 часов с момента составления протокола, а решение по таким делам, в частности о назначении штрафа, принимает суд.

Измененная статья 151 УПК РФ теперь указывает, что предварительные следственные действия по статьям 207.1 и 207.2 УК РФ проводит Следственный комитет.

Процедура блокировки ресурса в случае обнаружения фейков

Это отдельная процедура, прописанная в ст.15.3 ФЗ №149. В общих чертах процесс выглядит так:

  1. Уполномоченные лица обнаруживают сведения, которые признают недостоверными – фейком.
  2. Оформив происшествие соответствующим образом, Генпрокуратура отправляет требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к ресурсу, разместившему фейк.
  3. Роскомнадзор обращается к редакции / управлению ресурса, которое обязано незамедлительно прекратить доступ посетителей к данной информации.
  4. Если требование не исполнено, Роскомнадзор обращается к провайдеру данного ресурса, требую запрета на доступ ко всему сайту издания.
  5. Если издание решит выполнить требование Роскомнадзора, и удалить конкретную фейковую информацию, его работоспособность будет восстановлена.

Относиться это может как к крупным изданиям, так и к страницам в соцсетях. В отдельное правовое поле выведены только агрегаторы новостей, т.к. их деятельность регулируется своими законодательными нормами.

Заключение

Есть ли ответственность за фейки о коронавирусе? Есть, и как видите порой весьма серьезная. Но и различных нюансов и процессуальных сложностей во всех подобных делах немало.

Разобраться без профессионального адвоката может быть затруднительно, да и есть ли смысл пускать дело на самотек, когда получить первую консультацию юриста можно совершенно бесплатно? Для этого всего лишь нужно позвонить по вышеуказанным номерам, или написать о своей проблеме через специальную форму под этой статьей.

Дождитесь ответа. Получите рекомендацию. Защищая свое здоровье от коронавируса, не забывайте и о защите своих прав.

Была ли статья полезной?

Вс разъяснил порядок привлечения к уголовной ответственности за фейки о коронавирусе

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Верховный суд России разъяснил, что нельзя привлекать к уголовной ответственности граждан, занимавшихся распространением недостоверной информации относительно коронавирусной инфекции, если они совершили свое противоправное деяние до 1 апреля 2020 года. Об этом говорится в документах, размещенных на сайте суда.

«Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях статьи 207.1 или статьи 207.

2 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия»), если деяние совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 года, в том числе в случаях, когда общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 207.2 УК РФ, наступили в период действия нового уголовного закона», — сказано в обзоре судебной практики по применению законодательства и мер по противодействию распространению в РФ коронавирусной инфекции.

В документе также подчеркивается, что если распространение заведомо ложной информации начало происходить до 1 апреля и продолжалось после него, то человека можно привлечь к уголовной ответственности только за те действия, которые были совершены начиная с 1 апреля 2020 года. «При этом обязательным условием ответственности по статье 207.2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями», — отмечается в обзоре судебной практики.

Разница между уголовной и административной ответственностью

В документе также уточняется, что фейки о ситуации с новой коронавирусной инфекцией становятся уголовно наказуемым деянием, если создают реальную общественную опасность.

Поясняя разницу между уголовной и административной ответственностью за распространение в СМИ или интернете заведомо недостоверной информации о коронавирусе под видом достоверных сведений, Верховный суд пояснил, что действия физического лица могут квалифицироваться по статье 207.1 УК РФ в случаях, когда распространение такой заведомо ложной информации — об обстоятельствах распространения новой инфекции, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты — с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, для нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности».

Публичный характер распространения заведомо ложной информации «может проявляться не только в использовании для этого СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, но и путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.», пояснил Верховный суд.

Разница в применении административной ответственности по ч. ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. ст. 207.1 и 207.

2 УК РФ заключается в лице, привлекаемом к ответственности: административная ответственность установлена только для юридических лиц, а граждане, в том числе должностные лица и руководители юридического лица, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

При этом привлечь к уголовной ответственности за фейки можно лишь за деяния, совершенные после 1 апреля 2020 года — после вступления в силу закона, вводящего статьи о распространении фейков в УК. «При этом обязательным условием ответственности по статье 207.

2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями», — подчеркивается в обзоре.

Поправки в Уголовный кодекс

1 апреля президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в Уголовный кодекс РФ о лишении свободы на срок до пяти лет за распространение гражданами заведомо ложной информации, которое привело к тяжким последствиям. Соответствующий закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации на внеочередном пленарном заседании.

Согласно этим изменениям в законодательство, за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности вред здоровью человека, вводится наказание в виде штрафа в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей или в размере дохода за период до 18 месяцев либо в виде исправительных работ до года, принудительных работ или лишения свободы до трех лет.

Если распространение фейков привело по неосторожности к смерти человека или иным тяжким последствиям, речь будет идти о штрафе в размере до 2 млн рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет, исправительных работах на срок до двух лет, принудительных работах или лишении свободы на срок до пяти лет.

Применение ст. 207.1 и 207.2 УК РФ за фейки о коронавирусе

Верховный Суд России дал разъяснения судам о применении новых ст. 207.1 и 207.2 УК РФ за фейки о коронавирусе, которые появились в Уголовном кодексе с 1 апреля 2020 года. В этом обзоре приводим нюансы привлечения к уголовной ответственности по данным статьям, которые учитывают судьи.

Также смотрите:

Статья 207.1 предусматривает уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Согласно примечанию к ней, такими обстоятельствами признаются ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь):

  • человеческие жертвы;
  • нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • значительные материальные потери;
  • нарушение условий жизнедеятельности населения.

Как видно, в ст. 207.1 УК РФ про коронавирусную инфекцию (COVID-19 и т. п.) ничего не сказано. В связи с этим, возникает вопрос: относятся ли обстоятельства распространения коронавируса (COVID-19) на территории России к «обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан».

По мнению, ВС РФ – да.

Поскольку распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. На противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий.

Отграничение от административной ответственности

В случаях распространения физлицом в СМИ, а также в соцсетях заведомо недостоверной информации о коронавирусе под видом достоверных сообщений, его действия подпадают не только под ст. 207.1 УК РФ, но и ч. 9 и 10 ст. 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» КоАП РФ.

Каковы же критерии разграничения административной ответственности по ч. 9 и 10 ст. 13.15 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. 207.1 УК РФ?

Согласно позиции ВС РФ, действия физлица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния по ст. 207.

1 УК РФ, когда имеет место публичное распространение под видом достоверной заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

В том числе об обстоятельствах распространения коронавируса в России и/или о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Читайте также:  Как вступить в наследство после смерти мужа: по завещанию и без завещания, кто имеет права на наследство и как оно делится, порядок оформления и необходимые документы

Такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, цели и мотивов (например, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка) представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности.

При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого средств массовой информации и Интернета, соцсетей, но и путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.

А критерий разграничения административной ответственности по ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ и уголовной по ст. 207.1 и 207.2 УК – субъекту правонарушения:

  • по административке – только юрлица;
  • по уголовке – граждане, в т. ч. должностные лица, руководители организации.

Ответственность по ст. 207.1 и 207.2 УК РФ до 1 апреля 2020 года

Какие штрафы предусмотрены за распространение ложной информации о коронавирусе?

Несмотря на то, что пандемия коронавируса распространяется по планете не первый месяц, реальное количество жертв от него пока не так велико. Но основные потери связаны не с самим вирусом – а с возможной паникой из-за недостоверной информации о текущей эпидемиологической ситуации. И потому распространение фэйков иногда не менее опасно, чем распространение самого вируса.

Разберёмся какая ответственность предусмотрена за распространение ложной информации о коронавирусе и кто может наказывать виновных.

Что такое «недостоверная общественно значимая информация»?

В марте 2019 года были приняты поправки к ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В них был введён термин «заведомо недостоверная общественно значимая информация». Она определяется следующим образом:

  • Информация, распространяемая под видом достоверных сведений.
  • Имеющая отношение к возможной угрозе жизнью, здоровью, имуществу граждан, общественной безопасности, работе жизнеобеспечивающей инфраструктуры, транспорту, энергетике, связи, промышленности или кредитно-финансовых организаций.
  • Распространителю информации известно, что эти сведения являются ложными. Закон не предусматривает ответственности за ошибку – только за умышленную ложь.

Аналогичный запрет предусмотрен и для призывов к участию в массовых беспорядках, несанкционированных акциях или экстремистских действиях.

На кого распространяется ответственность?

Привлечь к ответственности могут:

  • Электронные СМИ. Исключение – сайты, работающие как агрегаторы новостей: такой ресурс не имеет реальной возможности фильтровать поступающую информацию и проверять её на соответствие истине. Сайт могут зарегистрировать как СМИ по его собственному заявлению, либо по результатам проверки.
  • Владельцев блогов и аккаунтов, имеющих более 3000 посещений в сутки.
  • Владельцев соцсетей, где распространяется информация.
  • Информаторов, сообщающих заведомо ложную информацию. Например, если человек позвонил на горячую линию соответствующего органа и сообщил о заведомо ложном случае заражения – он будет привлечён к ответственности.

Какой закон предусматривает наказание за распространение фейковых новостей?

Ответственность была введена с помощью закона N 149-ФЗ. Он предусматривал внесение изменений в ст. 15.3 ФЗ «Об информации…». В соответствии с ним с 2019 года вводится ответственность за фейковые новости, распространяемые публично.

Сам же закон содержит ссылки на ст. 13.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за злоупотреблением правом на свободу информации, который гарантирован Конституцией РФ.

Ответственность

Законодательство не препятствует распространению информации: право на свободу информации – одно из тех прав, которые гарантированы россиянам Конституцией РФ, имеющей прямое действие.

Однако закон предусматривает наказание за распространение сведений, которые заведомо являются ложными. Таким образом, распространять информацию можно – но нельзя сознательно лгать.

КоАП РФ предусматривает за первое заведомо ложное сообщение следующее наказание:

  • Для граждан – штраф от 50 до 100 тыс. рублей.
  • Для лиц, занимающих руководящие должности – от 60 до 200 тыс. рублей.
  • Для организаций в целом – от 200 до 500 тысяч рублей.

Повторное сообщение или распространение в СМИ фейков

Если правонарушение совершено с помощью ресурсов, имеющих статус СМИ, либо же во второй раз, наказание будет более жёстким:

  • Для обычных граждан – от 100 до 300 тыс. рублей.
  • Для руководителей – от 300 до 600 тыс. рублей.
  • Для организаций – от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Если ложь повлекла за собой смерть человека или иные тяжкие последствия

Если из-за фейка кто-то погиб, всерьёз пострадало здоровье, был причинён ущерб инфраструктуре или состоялось массовое нарушение общественного порядка, ответственность становится ещё более жёсткой:

  • Для обычных граждан – от 300 до 400 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц – от 600 до 900 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц – от 1 до 1,5 млн рублей.

Предусмотрена ли уголовная ответственность?

В некоторых случаях ответственность за фейк может быть не административной, а уголовной. Это касается случаев, когда ложная информация касается не просто ситуации в целом, а чести или достоинства конкретного лица, ответственного за борьбу с эпидемией или санитарную безопасность.

В этом случае речь может идти о применении ст. 128.1 УК РФ. Она предусматривает уже не только штрафы (причём в значительно большем размере, чем по административным делам), но и о более суровых наказаниях:

  • В общем случае – обязательные работы сроком до 160 часов.
  • Если использовались СМИ – работы до 240 часов.
  • Если применялось служебное положение – работы до 320 часов.
  • Если же речь ведётся именно о заражённости опасным для окружающих заболеванием (таким, как коронавирус) – обязательные работы до 400 часов. Штраф же может составить до 3 млн. рублей.

Многие пользователи соцсетей беспокоятся из-за того, что всевозможные шутки, анекдоты, мемы и прочая заведомо несерьёзная информация будет тоже наказываться по этому закону. Так ли это?

На самом деле, ответственности за шутки не предусмотрено. Авторы законопроекта гарантировали, что, несмотря на призывы не создавать панику, ответственность не коснётся тех, кто просто шутит.

Главное основание, с которым связана ответственность по закону – это не просто ложность, но её заведомость, а также прямой умысел на распространение именно ложных сообщений.

Если человек распространял информацию, которая никак не может быть признана истинной, а выражена в гротескной или гиперболической форме, однозначно не предполагающей серьёзного отношения – ни штрафа, ни более серьёзных санкций ожидать не стоит.

Тем не менее, власти не рекомендуют слишком остро шутить: некоторые шутки могут считаться не фейком, но призывом к экстремистским действиям.

Кто будет определять, что фейк, а что нет?

Определять, что является достоверной информацией, а что заведомым фейком, призваны надзорные ведомства. Прежде всего это Генеральная прокуратура РФ и подчинённые ей структуры. При этом критериями опасности, связанной с заведомо ложными сведениями, будут выступать:

  • Новостная повестка.
  • Характер события, вокруг которого может возникнуть волна фальшивок и ложной информации.
  • Возможные последствия распространения ложности.

При этом если новость, даже потенциально опасная для общественной безопасности, будет подкреплена доказательствами, вероятность признания его общественно опасным фейком будет крайне незначительна. Тем более, что законодательство предусматривает и возможность обжаловать в суд решение о штрафе или блокировке ресурса.

Штрафы за распространение заведомо ложных сведений налагает суд. Обратиться в него могут надзорные органы, к которым относятся прокуратура и Роскомнадздор.

Процедура блокировки ресурса

В целом алгоритм работы по фейкам выглядит следующим образом:

  1. Генеральная прокуратура замечает ложную информацию. Сделать это она может сама (если на фэйк наткнётся один из прокурорских сотрудников), так и по сообщениям от заинтересованных граждан или общественных организаций: согласно ФЗ «О прокуратуре РФ», сотрудники органов прокуратуры обязаны реагировать на любые сообщения о нарушении законов, кроме анонимных.
  2. Прокуратура обращается в Росмкомнадзор и требует принять меры по недопущению распространения ложной информации.
  3. Роскомнадзор обращается к руководству интернет-ресурса с требованием незамедлительно удалить.
  4. Если удаления в предписанный срок не произошло, Роскомнадзор обращается уже к хостеру. Им направляется предписание об ограничении доступа по определённому адресу.
  5. После того как запрет был наложен, владелец сайта может удалить заблокированную информацию. Затем он должен обратиться в Роскомнадзор и сообщить о том, что требования выполнены.
  6. Надзорный орган снова обращается к провайдерам и сообщает о том, что блокировка должна быть снята.

Из-за того, что технически не все провайдеры могут исполнить требования одновременно, возможна ситуация, когда для части пользователей сети Интернет ресурс будет заблокирован, а для части – нет

Блокировка ложной информации о коронавирусе – мера беспрецедентная, однако абсолютно необходимая. Фэйки способны привести к панике и массовым действиям, потери от которых могут оказаться выше, чем от самой инфекции. Именно поэтому надзорные органы вынуждены действовать жёстко, пресекая возможную дезинформацию.

Ответственность за распространение недостоверной информации о коронавирусе

В последнее время отмечаются случаи распространения в сети Интернет (социальные сети, месенджеры и т.д.) недостоверной общественно значимой информации, в том числе о масштабах распространения коронавируса, его последствиях, способах лечения и т.д.

В связи с этим напоминаем, что в марте 2020 года вступил в силу закон, устанавливающий административную ответственность за распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния. Частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ за такие правонарушения предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.

В случае повторного совершения указанных действий либо если такие действия повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена повышенная ответственность граждан – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей (часть 10 статьи 13.15 Кодекса).

Кроме того, повышенная административная ответственность установлена за распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния – от 300 тысяч до 400 тысяч рублей (часть 11 статьи 13.15 Кодекса).

Для должностных и юридических лиц размеры штрафов значительно выше и могут достигать до 1,5 млн рублей.

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *