Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Евгений Егоров / Ведомости

Урегулирование долгов за жилищно-коммунальные услуги можно переложить на специализированный фонд с госучастием.

С таким предложением в числе прочих мер для «смягчения кризисных последствий влияния пандемии коронавируса» выступили компании отрасли в письме на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера Юрия Борисова от 21 апреля.

«Ведомости» ознакомились с содержанием документа, его подписали руководители девяти компаний.

Представители «Интер РАО», «Квадры», «Т-плюса» подтвердили подлинность письма, «Реновы» (контролирует «Российские коммунальные системы»), «Росэнергоатома» и «Газпром энергохолдинга» отказались от комментариев, «СУЭК» (владеет «Сибирской генерирующей компанией»), «Фортума» и «Юнипро» не ответили на запросы «Ведомостей». Аппарат Борисова пока не получал документ, сказал его представитель. Представитель Белоусова не ответил на запрос «Ведомостей».

Фонд (специализированный финансовый институт) будет выкупать y управляющих компаний, энергосбытовых и ресурсоснабжающих организаций долги потребителей – не только населения, но и бюджетных предприятий и компаний из пострадавших отраслей, предлагают авторы письма.

Он и займется урегулированием долгов. Это будет фонд с государственным капиталом: государство затем сможет взыскать долги с процентами и получить прибыль, говорит источник в одной из энергокомпаний: «Подобные механизмы широко опробованы в мире. Например, при ипотечном кризисе 2008 г.

ФРС США работала с общим пулом проблемных долгов. Такой подход логично применить к российскому ЖКХ – привлекать финансирование проще в одну хорошо контролируемую структуру, нежели распылять деньги по рынку».

Этот пул долгов может стать интересным и для частных инвесторов, так как речь идет о краткосрочном падении платежеспособности, считает он.

Задолженность перед сектором ЖКХ до кризиса, связанного с пандемией коронавируса, составляла около 1,3 трлн руб., в марте – апреле дебиторская задолженность значительно выросла, отмечают авторы письма.

В числе других мер они предлагают ограничить срок моратория на начисление пеней за неоплату ЖКУ до 1 мая или до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, перейти к адресной поддержке населения и пострадавших компаний, определить механизмы компенсации этих дополнительных расходов, изменить некоторые параметры ценообразования. Предложенные меры будут обсуждаться на совещании по вопросам ЖКХ у президента Владимира Путина, которое планируется провести на следующей неделе, сообщил источник в энергокомпании. О том, что планируется такое совещание, говорил 23 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Это не первое обращение представителей отрасли в правительство. В начале апреля премьер Михаил Мишустин ввел мораторий на начисление пеней за неоплату ЖКУ до конца года.

После этого пять крупнейших генерирующих компаний обратились к нему с просьбой избирательно подойти к отмене пеней и проконтролировать платежную дисциплину бюджетных организаций.

Такое же письмо на имя министра энергетики Александра Новака направили «Совет производителей энергии» (объединяет крупнейшие генерирующие компании) и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

Мишустину также написали Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ, объединяет 80% предприятий отрасли), частные операторы Росводоканал и РКС, попросив о субсидиях для компенсации недополученных доходов из-за снижения потребления и убытков из-за роста неплатежей.

Проблемы в ЖКХ нарастают, в апреле максимальный сбор за жилищные услуги составит 30% от всех начислений, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин: «Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями раньше в среднем составляла 20%, теперь может увеличиться до 70%. Это может привести к тому, что после мая могут начаться банкротства управляющих компаний, а в течение двух – трех месяцев с рынка может уйти 20% организаций». Дома могут остаться без обслуживания и не будут подготовлены к отопительному сезону, говорит он.

Создание финансового института плохих долгов оправдано даже вне контекста пандемии COVID-19, считает руководитель направления регулирования энергорынков Vygon Consulting Николай Посыпанко: «Подавляющий процент просроченной оплаты взыскивается без личного присутствия, централизация работы с неплательщиками позволит внедрить цифровые технологии и минимизировать совокупные издержки отраслей энергетики и ЖКХ. Расчистка от плохих долгов потребует от регулятора и компаний важного выбора: финансировать инвестиции или снизить конечные тарифы». Эксперт сомневается, что такой фонд сможет моментально урегулировать свыше 1 трлн руб. задолженности, но госгарантии выкупа плохих долгов могли бы действовать для инвестпроектов модернизации изношенной инфраструктуры тепло- и водоснабжения, считает он.

Энергетики просят помощи. Нужен госфонд для решения проблемы долгов за ЖКУ

Ренова, Т Плюс, Интер РАО, Росэнергоатом, СУЭК, Квадра, Газпром энергохолдинг, Фортум и Юнипро эпистолярно просят.

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Москва, 25 апр — ИА Neftegaz.RU. Энергетические компании предлагают создать спецфонд с госучастием по работе с долгами перед предприятиями энергетики и ЖКХ.

Энергетики эпистолярно попросили 1го вице-премьера РФ А. Белоусова и вице-премьеру РФ Ю. Борисова. 

Письмо подписали компании Ренова, Т Плюс, Интер РАО, Росэнергоатом, СУЭК, Квадра, Газпром энергохолдинг, Фортум и Юнипро.

Тезисы:

  •  просьба рассмотреть возможность пересмотра мер поддержки пострадавших от коронавируса групп потребителей, чтобы снизить риск кризиса неплатежей;
  • неплохо было бы создать фонд с госучастием, который бы мог выкупать у энергосбытовых предприятий, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций долги потребителей (в т.ч. населения, предприятий пострадавших отраслей, бюджетных учреждений и т.д.).
  • поручить работу с урегулированием долгов фонду. 
  • в марте-апреле 2020 г. из-за кризиса в экономике (коронавирус и падение цен на нефть) заметно вырос размер дебиторской задолженности за энергоресурсы и услуги ЖКХ.
  • объем долгов растет стремительно.
  • ситуация может усугубиться из-за моратория на взыскание неустойки за просрочку платежей за коммунальные услуги, a также на введение ограничения предоставления коммунальных услуг при их неоплате.

Многие потребители в таких условиях просто перестают платить, а это может нанести серьезный удар по стабильности энергообеспечения. 

Кроме того, запустится цепочка: 

  • организации лишатся средств для оплаты электрической и тепловой энергии в адрес генерирующих компаний, a также оплаты услуг по передаче этой энергии, 
  • это приведет к неплатежам за топливные ресурсы, 
  • а это — к срыву реализации инвестиционных программ, ППР и аварийных ремонтов в индустрии,
  • могут возникнуть серьезные проблемы с прохождением осенне-зимнего периода 2020-2021 г.
  • может создать сложности со своевременной выплатой заработных плат на предприятиях всех этих отраслей, 
  • и это, в свою очередь, приведет к падению налоговых отчислений и росту безработицы. 

А. Шевченко, О. Бахтина

Источник : Neftegaz.RU

Нас ждет коммунальный коллапс: энергетики просят Правительство решить проблему с триллионными долгами за ЖКУ

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

В среду, 12 февраля, ДОЛГ.

РФ стало известно о том, что представители энергетической отрасли направили коллективное письмо (копия есть в распоряжении редакции) на имя заместителей Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина и Юрия Борисова.

Письмо стало реакцией энергетиков на законодательные инициативы, которые, по их мнению, ведут не только к росту задолженности в сфере ЖКХ и невозможности ее взыскания, но и нарушают принципы «регуляторной гильотины».

В письменном обращении говорится о росте долгов в сфере ЖКХ. Энергетики считают, что сложившаяся проблема препятствует развитию всей отрасли, а также создаёт предпосылки роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения.

Законопроект Минюста может привести к росту коррупции и увеличению задолженности

  • Письмо Правительству РФ было подписано председателем правления ассоциации ГП и ЭСК Натальей Невмержицкой, директором ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрием Вологжаниным, исполнительным директором российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Еленой Довлатовой, директором ассоциации региональных расчетных центров Ольгой Селляховой и исполнительным директором ассоциации АНО «Национальный жилищный конгресс» Татьяной Вепрецкой.
  • Авторы обращения акцентировали внимание вице-премьеров на невозможности решения проблемы с долгами в энергетике из-за действующего законодательства, которое фактически только стимулирует рост неплатежей потребителей коммунальных ресурсов, а также блокирует работу по взысканию задолженности.
  • Выделяются три ключевых момента:
  • Это введение запрета на взыскание задолженности с граждан-потребителей в судебном порядке в случае не указания суду их идентификатора (ИНН, страховой номер и т. д.), эти нормы введены Федеральным законом еще в 2018 году и вступают в силу 30 марта этого года. При этом авторы обращения отмечают, что механизмы получения организациями таких идентификаторов потребителей не установлены.
  • Введение кардинальных ограничений на взыскание задолженности с граждан во внесудебном порядке. Соответствующие нормы предусмотрены в законопроекте Минюста и ФССП «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Однако принятие данного законопроекта, который сейчас находится на стадии обсуждения, приведет к тому, что организации ЖКХ не смогут ограничивать должников в жилищно-коммунальных услугах.
  • Также отмечается, что в нарушение всех принципов проводимой в настоящее время «регуляторной гильотины» данный законопроект устанавливает для организаций ЖКХ многочисленные обязательные требования, которые не соответствуют жилищному и отраслевому законодательству, а также по сути являются невыполнимыми. Помимо этого, возможные условия законопроекта повлекут за собой крупные дополнительные расходы регулируемых организаций, а это заставит последних переложить все дополнительные затраты на добросовестных плательщиков.

При этом энергетики напоминают, что законопроект Минюста и приставов вводит новой вид государственного контроля со стороны ФССП РФ, который в отношении самих организаций ЖКХ станет седьмым дублирующим видом госнадзора.

Так, авторы письма указывают на то, что принятие закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» повлечет за собой создание «коррупциогенных норм» из-за принципиального конфликта интересов в исполнительном производстве между уполномоченным органом и взыскателем, а также из-за общих, размытых и нормативно не определенных «правовых дефиниций».

Без работы с должниками в досудебном порядке отрасль ожидает коллапс

Решение о направлении письма было принятом еще по итогам совместного заседания Научно-Экспертного Совета по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рабочей группы Совета Федерации и Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, которое прошло еще 28 января 2020 года.

По данным Росстата, долги за коммунальные ресурсы уже превысили 1,4 трлн руб., это более четверти годового оборота отрасли (5,4 трлн руб.).

Камнем преткновения между энергетиками тогда стал 214-ФЗ, вступивший в силу 26 июля прошедшего года, который внес существенные изменения в порядок взыскания задолженностей.

Так, в ЖК РФ были внесены поправки, которые запретили организациям сектора ЖКУ передавать права требования долгов коллекторам. Инициатором изменений тогда выступила Ирина Яровая.

Однако законотворцы не подумали о том, как новация отразится на состоянии самих ресурсоснабжающих организаций.

В ходе заседания Норильско-таймырская энергетическая компания привела в пример итоги своей деятельности в 2018 году.

Рентабельность продаж электричества и тепловой энергии по итогам 2018 года была отрицательной (-25,1 % и -27,4 % соответственно).

Руководство компании уверено, что, отняв возможность передавать долги профессиональным взыскателям, законотворцы обрекли ресурсников на еще большие проблемы.

По мнению энергетиков, положение могли бы спасти две вещи:

  • Банкротства управляющих компаний становятся «головной болью» для них, так как арбитражным управляющим удается оспорить платежи контрагентам по реальным долгам. Поправка в закон «О несостоятельности» № 127-ФЗ в части запрета оспаривать сделки между вышеуказанными организациями могла бы частично решить проблему.
  • Потеря денежных средств управляющими компаниями, которые неэффективно ведут работу. На местах теряется около 40 % средств, которые УК получают в качестве оплаты от потребителей, т.е. до поставщиков доходит только 60 % от сумм в квитанциях. В связи с этим эксперты считают необходимым ужесточение ответственности за растрату финансов.
Читайте также:  Наследство после смерти одного из супругов: права на наследство, порядок принятия

Без таких мер энергетическим компаниям придется искать иные способы «не прогореть», вплоть до снижения качества предоставляемых услуг, потому что не всегда есть возможность создавать отдельный юридический отдел, который будет заниматься исключительно взысканием задолженности.

Заместитель председателя НЭС, руководитель ОНЭС СЗФО Владислав Озорин видит еще один выход из ситуации – определить приоритетным заключение прямых договоров ресурснабжающих организаций с потребителями, исключив из цепи управляющие компании, которые не всегда исправно переводят деньги за предоставленные ресурсы. Однако речи о полной ликвидации управляющих организаций не идет – они продолжат заниматься общедомовыми вопросами.

Проблемы могли бы решить частные судебные приставы

Хоть коллекторам и запретили работать с долгами за ЖКУ, но в прессе появляется информация, что решение могут пересмотреть. Так, «Ъ» в конце января сообщил, что закон могут пересмотреть, разрешив профессиональным взыскателям работать с должниками ресурсоснабжающих организаций.

Кроме того, катастрофическое положение может спасти внедрение института негосударственных судебных исполнителей. Участники заседания, прошедшего 28 января, поддержали законопроект «О негосударственных судебных исполнителях». Они согласны с тем, что внедрение смешанной системы исполнительного производства для взыскания долгов в ТЭК станет целесообразным и верным решением.

Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners, согласен с энергетиками. Он отметил, что России необходима служба частных судебных приставов, так как единственный уполномоченный орган для взыскания задолженностей – ФССП РФ – работает крайне неэффективно.

«Сфера ЖКХ считается одной из самых проблемных, так как неплательщиков там очень много.

Чаще всего Управляющие компании пробуют решить проблему с должниками следующим образом: они собирают всех неплательщиков и обращаются в суд с требованием вынести судебные приказы о взыскании задолженностей. Судья удовлетворяет требование.

В итоге есть должники, которые добровольно соглашаются погасить задолженности, но таких меньшинство, не более 5 %. Со всех остальных долги надо взыскивать через ФССП», – описал процесс Петр Гусятников.

Кроме того, по словам эксперта, существует еще один способ – обратиться с судебным приказом в Сбербанк. Если у должника есть там счет с денежными средствами, то банк спишет их в счет погашения задолженности. Однако такая схема тоже работает далеко не всегда, ведь у должника просто может не оказаться там счета, а другие банки с судебными приказами не работают.

«Поэтому, если с банком не получилось, то единственный вариант – обращаться в ФССП. Но приставы, имея достаточно широкие полномочия, не стремятся исполнять решения суда, особенно если речь идет о небольших суммах.

Понятно, что если сумма долга, например, 100 тыс. руб. за нее еще будут как-то бороться, хотя тоже не всегда, а если это 1 тыс. руб.

, то вряд ли пристав начнет совершать какие-то действия, потому что процесс взыскания задолженности нельзя назвать приятным занятием», – уверен эксперт.

Таким образом, в теории кредиторам присудили деньги, но на практике получить они их не могут, поэтому появление частной структуры, наделенной такими же полномочиями как ФССП, могло бы исправить положение. У ФССП существует исполнительский сбор в размере 7 % от суммы взыскания.

Эти деньги они должны получить с должника сверху. Часто это тоже становится проблемой, особенно когда сумма долга внушительна.

Частная служба могла бы взимать этот сбор не с должника, а с того, кто предъявляет решение суда и исполнительный лист в обмен на оперативное погашение задолженности.

Власти пока не слышат энергетиков, но пытаются стимулировать оплату ЖКУ скидками

Впрочем, законотворцы также не стоят на месте, однако их последние предложения не касаются долговых проблем энергетиков. Так, депутат Госдумы от «ЛДПР» Борис Чернышов направил в Минстрой предложение о скидках на коммунальные услуги для россиян, отказавшихся от бумажных квитанций.

Парламентарий считает, что дисконт за отказ от квитанций будет одним из способов экономии на услугах ЖКХ, поскольку у ресурсоснабжающих организаций снижаются затраты на изготовление квитанции и услуги почтовой доставки.

Сейчас потребители могут получать квитанции в бумажном и в электронном виде, но отказаться от бумажных носителей по собственному желанию нельзя.

Однако, если даже предложение Чернышова будет принято, то оно никаким образом не изменит ситуацию вокруг долгов населения за ЖКУ. Его идея касается только ответственных плательщиков.

Да, скидка может замотивировать граждан платить, что в некоторой степени оставит хотя бы рост числа неплательщиков, однако проблемы отрасли это никак не решит.

Те, кто не платил за газ, воду, электроэнергию, продолжат накапливать долги, которые в итоге лягут тяжким бременем на ресурсников, а пострадавшими в итоге могут стать все – без разбора на ответственных граждан и должников.

Новые правила поддержки обманутых дольщиков утвердил Мишустин

17:20 04.10.2020 pixabay.com

Это защитит права граждан, купивших квартиру с отделкой, и поможет урегулировать конфликты при изменении площади жилья. А региональные власти обязаны держать отчет о решении проблем дольщиков.

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долговПравительство изменило правила поддержки Фонда защиты прав дольщиков

Председатель правительства Михаил Мишустин своим постановлением внёс изменения в правила субсидирования Фонда защиты прав дольщиков, который помогает в решении проблем участников долевого строительства. Об этом сообщили на сайте кабмина 4 октября.

Фонд гарантирует таким гражданам завершение строительства жилья и получение квартиры или возврат вложенных денег при банкротстве застройщика. Расходы фонда на эти цели финансируются из федерального бюджета, а правила предоставления субсидий регулирует Правительство.

В обновлённой версии правил уточняется, что с помощью господдержки Фонд сможет не только завершать строительство жилья, но и полностью исполнять обязательства застройщика по договору, заключённому с дольщиком.

То есть, если гражданин купил квартиру, в которой предусматривалась отделка, фонд сможет исполнить эти работы за счёт средств, выделенных государством.

Или же, если после ввода дома в эксплуатацию возникло расхождение в площади квартиры, фонд тоже сможет урегулировать этот вопрос с помощью федерального финансирования.

Кроме того, субсидии будут направляться на возмещение расходов фонда в связи с проведением процедуры банкротства проблемных застройщиков, уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам, оплату услуг банка-агента, который выплачивает возмещения гражданам.

Изменения помогут реализовать ряд новых положений федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», которые вступили в силу в июле 2020 года.

Региональные власти будут отчитываться о решении проблем не только обманутых дольщиков, но и пайщиков, купивших квартиры через жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Распоряжение об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Планы-графики («дорожные карты») по решению проблем обманутых дольщиков составляют руководители регионов.

В таких документах указывается перечень проблемных домов и недобросовестных компаний, количество обманутых дольщиков, а также меры, способы и сроки восстановления их прав.

Соотношение количества договоров долевого участия в проблемных домах к общему количеству договоров учитывается при оценке эффективности региональной власти.

Раньше в такую «дорожную карту» вносились сведения, которые касались только жилья, приобретённого по договору долевого участия.

Теперь в ней должны появиться данные по квартирам, купленным через жилищно-строительные кооперативы, пайщики которых также оказались обманутыми.

Кроме того, в «дорожную карту» будут добавлены сведения о нежилых помещениях, например, о кладовках и машино-местах, которые приобрели граждане.

В распоряжении также указано, что руководители регионов должны обновлять план-график один раз в квартал и размещать его в Единой информационной системе жилищного строительства на сайте наш.дом.рф. Это поможет гражданам следить за актуальной информацией о ходе строительства проблемных домов.

От редакции

Государство должно отвечать за грехи строителей?

Госпомощь обманутым оказалась слишком дорогой

Счетная палата критически оценила работу Фонда защиты прав дольщиков

Счетная палата увидела угрозу появления новых проблемных домов и раскритиковала расходование денег Фондом защиты прав дольщиков. Аудиторы также обратили внимание, что зарплаты в фонде в 7–9 раз превышают среднероссийские

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Андрей Стенин / РИА Новости

Счетная палата полагает, что в России может увеличиться число обманутых дольщиков. Такой вывод содержится в отчете ведомства «Анализ результативности практического применения норм законодательства РФ, направленных на обеспечение законных прав граждан — участников долевого строительства», с которым ознакомился РБК.

«С учетом складывающейся в стране социально-экономической ситуации, снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, существуют риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков», — говорится в отчете Счетной палаты.

Но отчет сфокусирован не на прогнозе будущего, а на анализе того, как шла работа по решению проблем обманутых дольщиков, включая законодательную базу в этой сфере в 2014–2019 годах. Анализ ведомство начало в ноябре 2019-го и завершило в апреле 2020 года.

Основная часть отчета посвящена работе курирующего эту область государственному Фонду защиты прав граждан — участников долевого строительства (Фонд защиты прав дольщиков). РБК направил запрос в Фонд защиты прав дольщиков и Минстрой.

Сколько в России обманутых дольщиков

В Едином реестре проблемных объектов, в который включаются объекты, по которым застройщики задержали строительство или опоздали с передачей ключей дольщикам более чем на шесть месяцев, включен 3061 дом с жилой площадью 18,1 млн кв. м. В реестре проблемных — 1071 застройщик в 76 субъектах. Больше всего проблемных домов — в Московской области (755 домов, или 24,7%), Краснодарском крае (261 дом) и Ленинградской области.

В Счетной палате отмечают, что сейчас нет точной информации об общем количестве обманутых дольщиков и, по различным экспертным оценкам, их общее количество в настоящее время составляет от 180 тыс. до 200 тыс. человек. При этом в отчете приводятся данные Фонда защиты дольщиков, согласно которым общее число пострадавших на начало марта составляло 194 795 человек.

В большинстве регионов решить проблемы обманутых дольщиков планируется в 2020–2022 годах, в 11 регионах — в 2023 году и в одном регионе (в Новосибирской области) — в 2025 году.

Вопросы аудиторов к финансированию

Фонд защиты прав дольщиков был зарегистрирован осенью 2017 года. На его основе сформирован компенсационный фонд для достройки проблемных домов, в который застройщики отчисляют 1,2% с каждой проданной квартиры, если проект строится без применения эскроу-счетов. Но основные средства фонд получает не от застройщиков, а за счет взносов федерального и регионального бюджетов.

По оценке Фонда защиты прав дольщиков, которая приводится в отчете, на завершение строительства всех проблемных домов нужно около 686 млрд руб. В то же время «Дом.РФ» в марте 2019 года направил предложения в Минфин и Минстрой, в которых было указано, что фонду для решения проблемы обманутых дольщиков необходимо 722 млрд руб.

Читайте также:  Опекунство над пожилым человеком: оформление, документы, права и обязанности опекуна

Эти цифры пока никак не соотносятся с планами, отраженными в федеральном и региональных бюджетах, обращают внимание аудиторы. В отчете указано, что в 2021–2022 годах бюджетные ассигнования фонду пока не предусмотрены, а на 2020-й запланировано выделение только 3 млрд руб.

Впрочем, в конце апреля Фонд защиты дольщиков уже получил 30 млрд руб. по поручению президента Владимира Путина в рамках антикризисных мер. Только в 31 регионе на 2020–2022 годы предусмотрены средства на достройку проблемных объектов в размере немногим около 40 млрд руб.

«Отсутствие финансирования, особенно в условиях распространения коронавируса, создает существенные риски незавершения реализуемых мероприятий в установленные сроки. А это в свою очередь может привести к увеличению социальной напряженности в обществе», — следует из пояснений аудитора Счетной палаты Светланы Орловой к отчету.

Вопросы аудиторов к фонду и Минстрою

В работе Фонда защиты прав дольщиков аудиторы Счетной палаты обращают внимание прежде всего на расходование средств.

Аудиторы приходят к выводу, что деньги, выделенные из федерального бюджета, фонд расходовал, серьезно отставая от графика: в 2018 году фондом было израсходовано только 43,5 млн руб.

, или 0,54% от предусмотренных на этот год 8 млрд руб., а в 2019 году — 8,1 млрд руб., то есть 18,6% от запланированных 43,56 млрд руб.

Причиной «низкого кассового исполнения» по федеральным взносам Орлова называет «крайне низкое качество бюджетного планирования у Минстроя России».

«Бюджетные средства выделялись фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», — отмечает Орлова.

Всего за время существования фонда с 2017 по 2019 год как из бюджетов, так и от застройщиков в фонд поступило 102,8 млрд руб., из которых было использовано только 16,6%. Часть свободных денег фонд хранит на депозитах в банке «Дом.РФ» (30,5 млрд руб.) или инвестирует в облигации федерального займа и «Дом.РФ» (8,2 млрд руб.).

Кроме того, аудиторы обращают внимание на многократное превышение заработной платы сотрудников фонда относительно средней по России и Москве. По данным Счетной палаты, содержание аппарата управления фонда в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличились в 32,5 раза, до 370,7 млн руб. Почти 87% расходов в прошлом году было связано с оплатой труда.

В 2017 году средняя ежемесячная заработная плата в фонде составила 373,9 тыс. руб., через год она выросла до 422,7 тыс. руб. В 2019 году средняя зарплата опустилась до 219,2 тыс. руб., но это произошло за счет открытия подразделения в Воронеже, где сотрудники в среднем получали 61,2 тыс. руб. Сотрудники московского офиса в 2019 году получали в среднем 338,9 тыс. руб.

Таким образом, по подсчетам аудиторов, средняя зарплата сотрудников фонда в разные годы превышала среднюю по России в 7,1–9,7 раза, а в Москве — в 3,6–5,1 раза. «При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами», — констатируют в Счетной палате.

В отчете также приводится комментарий фонда, в котором объясняется, что установление высокой зарплаты сотрудникам в Москве обусловлено тем, что «деятельность фонда уникальна и требует найма в штат профессионалов с исключительными компетенциями». «Кроме того, перед сотрудниками поставлены существенные задачи, выполнение которых требует высокой вовлеченности в работу. Процессы в фонде выстраивались с нуля», — пояснили Счетной палате в фонде.

«Результаты деятельности фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные», — резюмирует Орлова. — Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 год) завершено строительство чуть более 3 тыс. жилых помещений, а компенсации выплачены немногим более 1300 обманутым дольщикам».

Компании ЖКХ предложили правительству создать фонд плохих долгов

«Ведомости» ознакомились с содержанием документа, его подписали руководители девяти компаний.

Представители «Интер РАО», «Квадры», «Т-плюса» подтвердили подлинность письма, «Реновы» (контролирует «Российские коммунальные системы»), «Росэнергоатома» и «Газпром энергохолдинга» отказались от комментариев, «СУЭК» (владеет «Сибирской генерирующей компанией»), «Фортума» и «Юнипро» не ответили на запросы «Ведомостей». Аппарат Борисова пока не получал документ, сказал его представитель. Представитель Белоусова не ответил на запрос «Ведомостей».

Фонд (специализированный финансовый институт) будет выкупать y управляющих компаний, энергосбытовых и ресурсоснабжающих организаций долги потребителей – не только населения, но и бюджетных предприятий и компаний из пострадавших отраслей, предлагают авторы письма.

Он и займется урегулированием долгов. Это будет фонд с государственным капиталом: государство затем сможет взыскать долги с процентами и получить прибыль, говорит источник в одной из энергокомпаний: «Подобные механизмы широко опробованы в мире. Например, при ипотечном кризисе 2008 г.

ФРС США работала с общим пулом проблемных долгов. Такой подход логично применить к российскому ЖКХ – привлекать финансирование проще в одну хорошо контролируемую структуру, нежели распылять деньги по рынку».

Этот пул долгов может стать интересным и для частных инвесторов, так как речь идет о краткосрочном падении платежеспособности, считает он.

Задолженность перед сектором ЖКХ до кризиса, связанного с пандемией коронавируса, составляла около 1,3 трлн руб., в марте – апреле дебиторская задолженность значительно выросла, отмечают авторы письма.

В числе других мер они предлагают ограничить срок моратория на начисление пеней за неоплату ЖКУ до 1 мая или до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, перейти к адресной поддержке населения и пострадавших компаний, определить механизмы компенсации этих дополнительных расходов, изменить некоторые параметры ценообразования. Предложенные меры будут обсуждаться на совещании по вопросам ЖКХ у президента Владимира Путина, которое планируется провести на следующей неделе, сообщил источник в энергокомпании. О том, что планируется такое совещание, говорил 23 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Это не первое обращение представителей отрасли в правительство. В начале апреля премьер Михаил Мишустин ввел мораторий на начисление пеней за неоплату ЖКУ до конца года. После этого пять крупнейших генерирующих компаний обратились к нему с просьбой избирательно подойти к отмене пеней и проконтролировать платежную дисциплину бюджетных организаций.

Такое же письмо на имя министра энергетики Александра Новака направили «Совет производителей энергии» (объединяет крупнейшие генерирующие компании) и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

Мишустину также написали Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ, объединяет 80% предприятий отрасли), частные операторы Росводоканал и РКС, попросив о субсидиях для компенсации недополученных доходов из-за снижения потребления и убытков из-за роста неплатежей.

Проблемы в ЖКХ нарастают, в апреле максимальный сбор за жилищные услуги составит 30% от всех начислений, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин: «Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями раньше в среднем составляла 20%, теперь может увеличиться до 70%. Это может привести к тому, что после мая могут начаться банкротства управляющих компаний, а в течение двух – трех месяцев с рынка может уйти 20% организаций». Дома могут остаться без обслуживания и не будут подготовлены к отопительному сезону, говорит он.

Создание финансового института плохих долгов оправдано даже вне контекста пандемии COVID-19, считает руководитель направления регулирования энергорынков Vygon Consulting Николай Посыпанко: «Подавляющий процент просроченной оплаты взыскивается без личного присутствия, централизация работы с неплательщиками позволит внедрить цифровые технологии и минимизировать совокупные издержки отраслей энергетики и ЖКХ. Расчистка от плохих долгов потребует от регулятора и компаний важного выбора: финансировать инвестиции или снизить конечные тарифы».

Эксперт сомневается, что такой фонд сможет моментально урегулировать свыше 1 трлн руб. задолженности, но госгарантии выкупа плохих долгов могли бы действовать для инвестпроектов модернизации изношенной инфраструктуры тепло- и водоснабжения, считает он.

Рспп поддержал идею энергетиков создать госфонд по выкупу долгов потребителей

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Председатель комиссии по электроэнергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Григорий Березкин в понедельник на заседании комитета поддержал инициативу энергетиков создать фонд с государственным участием, который смог бы выкупать долги потребителей за электрическую и тепловую энергию для поддержания ликвидности энергокомпаний.

Директор Ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ) Дмитрий Вологжанин в рамках заседания комиссии, прошедшего в понедельник вечером, рассказал о предложении энергетиков создать специализированный фонд с государственным участием, «который позволит аккумулировать токсичные долги энергокомпаний и соответственно принимать решения по необходимости финансовой поддержки энергокомпаний, которые пострадали в результате пандемии».

По оценке заместителя генерального директора по коммерции и развитию «Т Плюс» Александра Вилесова, в 2020 году объем дополнительного долга за энергоресурсы составит порядка 400 млрд рублей, из которых 250 млрд рублей будут приходиться на малый и средний бизнес, 130 млрд рублей — на предпринимательство. «Эти долги предлагается выкупать специализированному фонду с государственным участием и предоставить всем потребителям, которые попадают в эту программу двухлетнюю рассрочку на погашение данного долга», — сказал он.

Березкин в рамках заседания отметил, что в целом РСПП готов подержать эту инициативу, но обратил внимание, что не стоит распространять действие фонда на всех участников рынка, а только на население. «Идея интересная, но не для всех — вообще платить перестанут. А для населения», — сказал он.

По мнению Вилесова, создание специализированного госфонда по борьбе с дополнительными долгами за энергоресурсы будет выгодно всем участникам рынка.

Потребители получат возможность заплатить за энергоресурсы с рассрочкой, ресурсоснабжающие компании — средства для поддержания ликвидности и продолжения своей деятельности, а фонд заработает на процентах с выкупленных долгов потребителей.

«Фонд получает возможность заработать, потому что на самом деле эти долги являются доходными. Как известно, по правилам жилищного и гражданского кодекса доходность этих долгов составляет порядка 15% годовых», — отметил он.

Мировой опыт

По данным Минэнерго, озвученным на заседании комиссии, прирост задолженности на рынках электрической энергии за апрель 2020 года составил 11 млрд рублей, на рынках тепловой энергии — порядка 16 млрд рублей.

Читайте также:  Новый налоговый вычет до 50 тысяч рублей предложен для родителей, чьи дети занимаются спортом

По словам заместителя министра энергетики РФ Юрия Маневича, в случае действия моратория на запрет взимания пени за просрочку оплаты коммунальных услуг объем выпадающих доходов в электро- и теплоэнергетике по итогам всего года вырастет до 600-700 млрд рублей.

При отмене этой меры в мае — 300-350 млрд рублей.

В конце апреля ТАСС сообщал, что главы российских энергокомпаний хотят предложить правительству РФ принять ряд мер для недопущения кризиса неплатежей за электрическую и тепловую энергию, в том числе изучить возможность создания фонда с госучастием для работы с долгами за энергоресурсы перед предприятиями энергетики и ЖКХ. Соответствующее письмо на имя первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова и заместителя председателя правительства Юрия Борисова подписали главы ГК «Ренова», «Т Плюс», «Интер РАО», Росэнергоатома, СУЭК, «Квадры», «Газпром энергохолдинга», «Фортума» и «Юнипро».

Пока такой механизм не имеет аналогов в России. Березкин на заседании обратился к энергетикам с просьбой поискать примеры подобной практики на мировом рынке.

Как сообщил ТАСС источник в электроэнергетической отрасли, вопрос о создании фонда с госучастием по борьбе с дополнительной задолженностью потребителей поднимался и на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике, также прошедшем в понедельник. Председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Александра Панина, выступая на заседании сказала, что в мировой практике опыт работы подобных фондов есть.

По ее словам, подобные фонды действуют в двух направлениях. Выкупают долги потребителей при достижении критических величин просрочки, с которыми ресурсоснабжающие организации уже не могут продолжать свою деятельность, или выступают как крупная государственная коллекторская организация, выкупающая любые долги потребителей за определенный процент.

Также Панина на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике предложила рассмотреть возможность создания специализированного финансового института, который в каждом регионе мог бы работать с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, следить за их финансовым состоянием и в случае необходимости принимать решение о выделении средств наиболее нуждающимся предприятиям.

Взыскание проблемных долгов в сфере ЖКХ: новые цели применения методик корпоративного коллекторства

Взыскание проблемных долгов в сфере ЖКХ часто бывает максимально сложным.

Такая ситуация обуславливается тем, что задолженность в случае недобросовестности или непрофессионализма руководителей управляющей компании или государственного/муниципального предприятия накапливаются годами, а выводимые денежные средства делятся между различными лицами, расходуются.

Соответственно, цель возврата денежных средств часто недостижима. Это, правда, не значит, что надо отказаться от попыток решения долговой проблемы, однако стоит задуматься об альтернативных целях для кредиторов.

Вместо лобовой атаки может быть актуальнее стратегия непрямых действий, которая детально разработана на материале военной истории*, но применима и в «мирных» конфликтах. Основные идеи этого подхода к организации своих действий:

  1. Выбирайте цель по своим средствам.
  2. Ставьте дополнительные цели, приближающие к основной.
  3. Бейте туда, где противник не ожидает удара.
  4. Действуйте по линии наименьшего сопротивления.
  5. Создавайте угрозу одновременно нескольким объектам.
  6. Будьте гибки и готовы к изменению обстановки.**

Практически все эти рекомендации актуальны для работы с проблемными долгами организаций в коммунальной сфере. Цель по средствам – не получение всей суммы долга, а прекращение увеличения объема задолженности. Дополнительными целями такой стратегии, ведущими к основной, являются смена неэффективной управляющей организации или руководителя муниципального/государственного предприятия-должника. Направленность усилий на смену неэффективного руководителя вполне неожиданна и может встретить меньше сопротивления, чем попытка взыскания гражданско- или уголовно- правовым средствами. Гибкий инструментарий информационного воздействия, с помощью которого возможно достижение обсуждаемых целей, может по разному применяться в меняющихся условиях и позволяет демонстрировать оппонентам риски по различным направлениям: экономическому, юридическому, «политическому»,

Смена управляющей компаний либо руководителя задолжавшего МУПа/ГУПа дает их приемникам повод задуматься о том, что стоит более внимательно относиться к накоплению долгов перед той организацией, которая смогла это обеспечить. Также достигается определенный профилактический эффект, т.к. руководители других подобных организаций получают вполне понятный сигнал, что может случиться при обострении долговых проблем.

Если мы определись с актуальными целями, то важно обсудить средства. Технологии корпоративного коллекторства – расширенного претензионного порядка как средство решения долговых проблем, по нашему мнению, остаются актуальными.

Вполне применим стандартный алгоритм планирования, состоящий из: а) системного описания проблемной ситуации с фиксацией «ключевых» точек для воздействия; б) моделирования поведения оппонентов и связанных с ними лиц; в) составления в письменном виде программы действий, учитывающей возможности описания, демонстрации и реализации информационных ходов.

Рассмотрим каждый из шагов этого алгоритма по отдельности с учетом особенностей долговых ситуаций, связанных с управляющими компаниями и муниципальными или государственными предприятиями.

Системное описание долговых ситуации ЖКХ приводит нас к выделению несколько иных «ключевых» точек, чем в стандартных взысканиях с коммерческих организаций. Вместо контрагентов, объединений предпринимателей, «ключевыми» точками, т.е. лицами, информирования которых должник хотел бы избежать, оказываются:

  • А) при смене управляющей компании:
  • — жильцы соответствующих домов;
  • — правоохранительные органы.
  • Б) при смене руководителей МУПов/ГУПов:
  • — администрации и руководители муниципального и регионального уровня.

Жильцы являются «ключевой» точкой в связи с тем, что правильно проведенная с ними информационная (PR) работа, похожая на избирательную кампанию в миниатюре, может привести к расторжению договора с недобросовестной или неэффективной управляющей компанией. Правоохранительные органы при правильной мотивации могут содействовать пресечению накопления долгов с помощью привлечения к уголовной ответственности.

Региональные администрации и руководители (прежде всего, мэры и губернаторы) могут заменить руководителя муниципального или государственного предприятия при определенных условиях, т.к. через них осуществляются полномочия собственника имущества этих предприятий.

После системного описания необходимо сделать второй шаг в алгоритме планирования решения долговой проблемы – смоделировать поведение оппонентов и лиц с ними связанных, а также ключевых точек.

Это моделирование возможно с помощью ответов на вопросы: могут ли указанные субъекты совершить необходимые нам действия? Почему не делают этого? Что может их мотивировать к этим действиям? Какое сопротивление возможно? При моделировании, как правило, надо учитывать, что если «ключевые» точки по каким-то причинам не хотят реагировать, то можно с помощью системного воздействия на значимых уже для них лиц обеспечить дополнительную мотивацию.

Часто именно моделирование возможных последствий останавливает ресурсоснабжающую организацию-кредитора от использования для решения долговых проблем нестандартных ходов, в том числе, связанных с применением методик корпоративного коллекторства в предлагаемых целях.

Дело в том, что руководители кредиторов опасаются, что смена управляющей компании или руководителя организации-должника создаст ситуацию «безвластия», денежные средства с населения не будут собираться или ГУП/МУП перестанет работать. Возникновение описанной ситуации маловероятно, т.к.

она опасна не только для поставщиков ресурсов, но и для властей различных уровней, а значит варианты решения проблемы будут оперативно найдены.

Отдельно отметим, что моделирование обуславливает необходимость предупреждения лицами, которые руководят решением долговых проблем и несут ответственность за эту деятельность, своих начальников, вышестоящих организаций и контролирующих органов.

Предупреждение с описанием программы мероприятий и возможных последствий позволит избежать критики или снизить ее накал при поступлении жалоб от оппонентов или возникновении рискованных ситуаций, связанных с передачей дел от одной УК другой или сменой руководителей ГУП/МУП.

Специфика ключевых точек и результатов моделирования реакции оппонентов определяют некоторые изменения в методиках корпоративного коллекторства, которые актуальны для работы с проблемными коммунальными долгами.

В стандартных взысканиях в основе точечного и публичного информирования лежат сведения о возможной или явной недобросовестности руководителей организации-должников, проявляющейся в неисполнении обязательств, уклонении от погашения задолженности.

В коммунальных взысканиях само по себе неисполнение обязательств перед некоторыми контрагентами может быть обычным делом и потому надо особым образом показать аномальность положения этой конкретной организации-должника.

Одним из вариантов демонстрации особой неправильности долговой ситуации конкретной организации является сравнение ее с другими такими же компаниями, т.е. управляющими компаниями, тепло- или водо- снабжающими МУПам и т.д. За основу сравнения могут браться:

  1. — количество и суммы судов по дебиторской задолженности;
  2. — статистические показатели;
  3. — отзывы поставщиков.
  4. Важно представить это сравнение наглядно, понятно и в краткой форме.

Актуальной методикой является мониторинг вариантов разрешения проблемной долговой ситуации. Например, для взыскания задолженности с одного муниципального теплоснабжающего предприятия за поставленное дорогостоящее оборудование проводился опрос руководителей подобных организаций из других городов.

Проводились поиск и фиксация уже реализованных схем решения подобных долговых проблем. Сам контакт с некоторым количеством руководителей, которые вполне могут знать директора организации-должника, служит средством давления, а не только способом узнать как же может быть погашена задолженность.

На базе собранных сведений о возможной недобросовестности или неэффективности работы управляющей компании в сфере ЖКХ или МУП/ГУП организуется по стандартной схеме точечное, а при необходимости публичное PR-сопровождение. Точечное информационное воздействие включает системное направление обращений по ключевым точкам с фиксацией возможности выхода в публичную плоскость и т.д.

Разновидностями методик публичного сопровождения являются: размещение пресс-релизов и других материалов в СМИ, проведение круглых столов и пресс-конференций. При этом круглые столы актуальны для координации усилий различных кредиторов и согласования хода взыскания с представителями власти, а пресс-конференции служат, прежде всего, для воздействия через подготовку этих мероприятий.

Важно подчеркнуть, что использование внесудебных технологий не исключает возможности применения стандартных юридических методик. К примеру, для достижения предложенных новых целей может быть актуально банкротство организации-должника при появлении минимальной возможности.

Однако актуальной останется информационная работа, связанная с обоснованием для руководства и контролирующих органов важности такого шага и понимания возможных последствий (хуже не будет, а если оставить недобросовестную управляющую компанию, то долг может серьезно вырасти).

Отдельным важным направлением повышения долговой безопасности может стать взаимодействие по решению долговых проблем с объединениями предпринимателей и общественными организациями.

Например, вместе с такими организациями возможно ведение реестра должников и присуждение антипремий отдельным особо выделяющимся его фигурантам.

Известные объединения предпринимателей, такие как ТПП, Деловая Россия, могут способствовать распространению и повышению эффективности описанных методик.

Таким образом, новыми целями применения методик корпоративного коллекторства при решении долговых проблем в сфере ЖКХ могут стать смена управляющей компании или недобросовестного/неэффективного руководителя организации-должника. Стратегия непрямых действий может обеспечить победу в войне с проблемными коммунальными долгами.

*Лиддел Гарт Б. Стратегия непрямых действий. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.

** Там же. С. 473-474.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *