С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

5 октября 2020 | Время чтения 6 мин

Аннотация

Двухнедельные каникулы, новые приложения для дистанционных уроков, работа учителей из дома и уход вузов на «удалёнку»: о том, как российская образовательная система не ждёт увеличения числа выявленных случаев коронавируса, а уже готовится к нему, рассказывает ИА REGNUM.

Александр Умрихин, 5 октября 2020, 00:01 — REGNUM Растущее число выявленных случаев коронавируса в России вынуждает руководство регионов заниматься срочным решением проблем, связанных с образованием — несмотря на заверения о том, что школы не планируют уходить на дистанционный формат. О том, как образовательная сфера готовится к возможному увеличению масштабов пандемии и последующей самоизоляции, рассказывает ИА REGNUM.

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

Дистанционное обучение

Иван Шилов © ИА REGNUM

Следите за развитием событий в трансляции: «Под угрозой дистанционки — все новости про обучение в эпоху коронавируса»

Первый удар принимает Москва

Лидером по числу выявленных случаев коронавируса остаётся Москва. Это и не удивительно: столица, крупная агломерация, всё завязано на город.

Однако и Москва же приняла на себя новый ключевой удар по числу выявленных случаев коронавируса.

По словам властей города, это связано сразу с несколькими факторами: увеличением масштабов тестирования на коронавирус, возврата рабочих и учебных коллективов из отпусков и каникул, а также высокой загруженностью в транспорте.

Вопреки фейковым заявлениям в соцсетях, школы не ушли на дистанционный формат обучения с 21 сентября.

Однако в конце первого месяца нового учебного года в столице начал фиксироваться рост числа выявленных случаев коронавируса, на что незамедлительно прореагировал мэр Москвы Сергей Собянин: он распорядился продлить школьные каникулы ещё на неделю. Таким образом, школьники будут отдыхать целых 14 дней.

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

Мэр Москвы Сергей Собянин

Дарья Антонова (c) ИА REGNUM

  • По регионам ли шапка?
  • Что касается других регионов России, то федеральные власти отдали им на откуп решение о возможном переходе на «дистанционку»: таким образом, руководство каждого региона решит соответствующий вопрос самостоятельно, опираясь на эпидемиологические данные.
  • При этом замглавы Минпросвещения РФ Денис Грибанов выразил надежду на то, что рост числа выявленных случаев коронавируса всё же остановится за время каникул, и детям не придётся вновь возвращаться к сценарию весны 2020 года.
  • Характерно, что Московская область приняла решение о каникулах для детей с оглядкой на старшего «московского» брата: половине школ также разрешили уйти на каникулы на 14 дней, а директорам другой половины школ предоставили право принять самостоятельное решение на этот счёт.

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

С 5 октября школы, которые учатся по модульной системе уходят на плановые каникулы

Vk.com/coronavirus_mo

Путаница сверху

В этом контексте интересен комментарий первого замминистра просвещения РФ Дмитрия Глушко, сделанный ещё 29 сентября 2020 года. По его словам, «полностью на дистанционное [обучение] перейти в школе невозможно».

При этом Глушко отметил, что задача ведомства в случае перехода на «дистант» — обеспечение всей необходимой техникой как учителей, так и учеников. Глушко подчеркнул, что техника будет сдана в аренду ученикам на время «дистанционки».

В свою очередь, замглавы Минпросвещения РФ Виктор Басюк 4 октября в эфире радио «Комсомольская правда» заявил, что «сегодня где-то примерно 3% школ от общего количества находятся на карантине». Он также отметил, что около 50% школ и классов «закрыты на карантин по ОРВИ».

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

Новые технологии — старые проблемы?

А что же школы? Готовы ли они к возможному переходу на «дистант»?

Как рассказали ИА REGNUM источники сразу в нескольких школах, в 2020 году было решено отказаться от платформы Zoom — по всей видимости, в силу ограничений на проведение урока в 40 минут, а также по причине массовых утечек данных, связанных с этой платформой и её пользователями.

В новом учебном году было принято решение перейти на платформу Teams, которую разработала компания Microsoft. При этом в некоторых школах даже обещали провести ликбез по работе с данным приложением.

В свою очередь, перед новым учебным годом был переработан и функционал сервиса электронного журнала — он же электронный дневник для школьников. Обновили и механизм действия сервиса МЭШ — видимо, с оглядкой на огрехи, выявленные весной 2020 года во время «дистанта» в условиях самоизоляции.

Учителей просят сидеть дома

На фоне успокоительных речей региональных властей несколько контрастно выглядит сообщение о переводе учителей на дистанционный режим работы.

Источник ИА REGNUM одной из школ на юго-востоке Москвы сообщил, что всех педагогов начали переводить на удалённый режим работы в период школьных каникул — то есть на две недели.

Учителя школьного комплекса уже подписали соответствующие бумаги, в которых педагоги обязуются выполнять необходимые рабочие функции из дома и постоянно находиться на связи в рабочее время.

При этом источник в другой московской школе — на востоке столицы — не подтвердил эту информацию: по его словам, в общеобразовательном учреждении такой информации не было, но при этом учителям разослали перечень заболеваний и состояний, требующих соблюдения режима самоизоляции.

Таким образом, педагог в случае наличия одной из болезней может написать заявление на перевод на самоизоляцию. В перечень вошли заболевания иммунодефицита, беременность и послеродовой период, сахарный диабет, ожирение с индексом выше 40 кг/кв.

м, астма, быстропрогрессирующий гломерулонефрит, ревматоидный артрит, стенокардия, онкологические заболевания, наличие трансплантированных органов и тканей и другие.

Ну что же ты, студент…

Не минула чаша «дистанционки» и студенческое сообщество. Так, в начале октября СМИ сообщили сразу о нескольких вузах, которые переходят на дистанционный режим обучения.

В частности, сообщалось о подобном переводе студентов Российского экономического университета им. Плеханова, а также обучающихся МАРХИ и РНИМУ им. Пирогова.

  1. При этом ректор ГИТИСа Григорий Заславский ещё 24 сентября заявил о просьбе для преподавателей вуза «постепенно переходить в онлайн» в связи с ростом уровня заболеваемости из-за сниженного иммунитета у студентов.
  2. Отдых без оглядки на «корону»
  3. Интересно, что сразу после появления информации о двухнедельных каникулах туроператоры сообщили о практически полном бронировании мест на туристические направления — в частности, в Турцию.

Специалисты объяснили это тем, что родители школьников, узнав о 14-дневном отдыхе детей, взяли отпуск и забронировали билеты на море. О том, что в других странах наблюдается аналогичный рост числа выявленных случаев коронавируса, любители курортов, похоже, напрочь забыли.

Момент истины

Мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что столица подошла к критическому моменту числа выявленных случаев коронавирусной инфекции, и в случае ухудшения ситуации властям города придётся вводить новые ограничения.

Аналогичного мнения придерживаются и федеральные власти. Так, вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что в случае несоблюдения санитарных требований жителями страны придётся вернуться к ограничениям образца весны 2020 года.

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

Татьяна Голикова

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В свою очередь, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что ему не хотелось бы возврата к прежним мерам. В этой связи глава государства призвал глав регионов находиться на контакте с местными жителями и терпеливо объяснять им необходимость соблюдения санитарных мер.

А пока школьники с радостью восприняли очередной «длинный отдых» от учёбы, а их родители направляются в аэропорты, страна с замиранием сердца следит за растущими коронавирусными цифрами.

Владимир Путин о снижении уровня образования из-за перехода на дистанционное обучение: «А у нас этого не произошло»

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации На фото: Владимир Путин / © Михаил Климентьев/ТАСС

Президент Владимир Путин заявил, что в России удалось сохранить уровень образования даже в условиях пандемии и перехода на дистанционное обучение. Такое мнение он высказал на онлайн-встрече с преподавателями и студентами педагогических вузов, сообщает ТАСС.

По словам главы государства, в период жёстких ограничений из-за распространения коронавируса российские школьники, родители и учителя сработали «на отлично, как одна команда».

«В мире в целом проблемы сохранения уровня образования являются достаточно острыми, особенно в период пандемии.

Генеральный секретарь ООН отмечал это и с тревогой говорил о снижении уровня образования во многих странах в связи с пандемией и ограничениями. А у нас этого не произошло», — подчеркнул Путин.

Опыт, полученный в период пандемии, необходимо использовать в будущем для развития российской школы, отметил он.

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

«Разговоры о закрытии школ, либо о полном переходе в будущем на дистанционный формат обучения являются несерьезными, потому что, как бы ни развивались технологии, именно совместная работа, творчество, прямое непосредственное общение ученика и учителя — это то, что дает высокое качество образования».

Одна из участниц встречи спросила у президента, может ли в России быть создана система дистанционного обучения, которой можно пользоваться в случае болезни ученика или учителя.

В ответ Путин отметил, что такая система уже создается, а на первый план выходит проблема доступа к образовательным платформам. «Нужно обеспечить доступ к широкополосному интернету.

Это мы должны сделать в течение следующего года», — уточнил президент.

Напомним, согласно результатам исследования Центра компетенций в сфере онлайн-образования и цифрового корпоративного обучения EdCrunch University при НИТУ «МИСиС», 72% родителей российских школьников считают, что дистанционное обучение увеличивает неравенство учеников. Ситуация, по мнению родителей, связана с тем, что все ученики сильно отвлекаются в ходе онлайн-занятий, однако дисциплинированные дети усваивают информацию качественно, а остальные (особенно «троечники») почти прекращают учиться.

Ранее Владимир Путин заявил, что пандемия коронавируса показала, что Россия — государство с передовыми технологиями, а не просто «страна-бензоколонка», как иногда пытаются представить, поскольку удалось осуществить переход на дистанционное обучение. «То есть технологически мы оказались готовы, с точки зрения подготовки кадров у нас все получилось», — подчеркнул глава государства.

По данным сервиса «Авито Работа», большинство родителей школьников в Поволжье негативно оценивают опыт дистанционного обучения детей в прошлом учебном году. 19% — крайне негативно и 51% — скорее негативно. О том, что думают саратовские учителя, школьники и их родители о дистанционном обучении, можно прочитать здесь.

Студенты потерпят: вузы безосновательно переходят на удаленку с легкой руки министра Фалькова

Пока мы боролись за то, чтобы сохранить среднюю школу от ковидобесия и вызванных им «профилактических мер» с переводом на вредное для психики и тела электронное обучение, пальму первенства в сфере профанации образования перехватили университеты.

Недавний приказ министра науки и высшего образования Валерия Фалькова развязал руки адептам социального дистанцирования в регионах – и вузы начали буквально с места в карьер, с 1 сентября запустив «эксперименты» с дистанционным обучением, лишая студентов тем самым права на получение полноценных знаний.

Для партии коронавируса такое решение представляется наиболее безболезненным: если снова запереть по домам школьников, родители выйдут на улицы и начнут тихо сносить власть—а студенты-люди взрослые и могут потерпеть.

Администрациям вузов, которые включили дистанционку, стоит готовиться к судам — особенно от студентов, обучающихся на платных отделениях: платить сотни тысяч рублей за мультики и прочую профанацию никому не нравится

Перед началом учебного года Фальков сделал несколько заявлений. Не таких громких, как его коллега по Минпросвету Кравцов, но весьма желанных для форсайтщиков-трансгуманистов, превращающих традиционное образование в цифровую платформу.

28 августа Фальков подписал приказ «Об организации начала 2020/21 учебного года в подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ организациях в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) на территории РФ» , слепленный на основании печально известных рекомендаций Роспотребнадзора.

Изучение сего нормативного акта наводит на мысли, что студентам в плане жестких «карантинных» мер, в отсутствие реального карантина и эпидемии, повезло значительно меньше, чем школьникам.

Читайте также:  Опекунство над ребенком: оформление, документы, выплаты, виды опеки

«1.1.

обеспечить соблюдение среди работников и обучающихся мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), указанных в Методических рекомендациях, включая:
контроль температуры тела для всех лиц; входящих в организацию, с обязательным проведением термометрии бесконтактным способом, не менее 2 раз в день;
соблюдение масочного режима и социального дистанцирования;


…1.3. обеспечить готовность возобновления ограничительных мероприятий в случае осложнения эпидемической ситуации».

То есть студенты, как и преподаватели и другие работники, должны в течение всего учебного дня в вузе находиться в масках, как и преподаватели (за редким исключением при проведении учебных занятий творческой направленности, а для педагогов – во время чтения лекций).

Вред от этого мощнейшего удара по дыхательной системе молодежи еще предстоит объективно оценить (при очевидной любому здравомыслящему человеку бесполезности маски, чьи поры в десятки если не в сотни раз больше размера вируса) А в случае «осложнения эпидемической ситуации», то есть фактически в любой момент, как того захочет руководство университета/их начальники в регионах – немедленный переход на дистант.

Руководителям правительств субъектов РФ также дозволяется сколь угодно долго экспериментировать с «режимом повышенной готовности» и закрывать вузы на интернет-«обучение» под предлогом распространения КОВИД-19:

«2.1. обеспечить реализацию образовательных программ в очной форме обучения при соблюдении условий, указанных в Методических рекомендациях. При ухудшении эпидемиологической обстановки принять меры по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий…»

На примере высших учебных заведений Санкт-Петербурга мы видим, что университеты уже бросились внедрять у себя дистанционку.

Естественно, это делается без объявления карантина, без предоставления фактов о заболевших коронавирусом в вузе — просто по распоряжению местных образовательных властей.

Так, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет объявил о переходе на дистант 1 сентября – как само собой разумеющееся, при этом еще и загрузив студентов обязанностью самим выходить на контакт с преподавателями и организовывать свой учебный день.

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации
С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации

В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ, считается одним из лучших экономических вузов страны) и Санкт-Петербургском государственном аграрном университете первокурсникам объявили, что они могут посещать очные занятия несколько раз в неделю (и на том спасибо!), а для остальных студентов – та же «учеба» дома перед компьютером. Редакция «Катюша» связалась с учащимися СПбГЭУ и выяснила, что онлайн-уроки там проводятся в формате аудиолекций – то есть нет даже организации видеоконференции для всей группы студентов, которую ведет преподаватель… Это уже полнейшая профанация обучения, которое в этом вузе, между прочим, стоит немалых денег.

Немногим лучше обстоят дела в творческих вузах. Так, в Санкт-Петербургской государственной консерватории по всем общеобразовательным предметам введен дистант, а что касается творческих дисциплин –тут обучение идет очно. Есть и вузы, сохранившие полноценное очное обучение—например, Военно-медицинская академия.

О какой же безопасности для здоровья можно говорить в условиях «частичного дистанта»? Очевидно, главной задачей его лоббистов является полный уход от традиционного обучения, к которому надо приучать студентов постепенно.

И очень скоро организаторам этого образовательного саботажа придется участвовать в судах с платниками, имеющими все основания спросить – на что же пошла их плата за обучение? На планшеты, компьютеры и скоростной интернет? Возможно, но кто будет передавать студентам качественные знания в таком формате? Естественно, это все риторические вопросы.

Мы очень надеемся, что сознательные граждане завалят администрации вузов исками и заставят «цифровых трансформаторов»-ликвидаторов образования в России сменить курс.

РИА Катюша

Некоторые вузы Москвы с 5 октября частично переходят на удаленку

Решение о переводе студентов на дистанционный формат обучения зависит от эпидситуации в каждом регионе и в стране в целом, заявили в Минобрнауки

С 12 мая для студентов продлили дистанционное обучение, а сотрудникам вузов дали дополнительные рекомендации DPA/ТАСС

Число новых случаев коронавируса в России приблизилось к 10 тысячам, и некоторые столичные вузы с 5 октября переходят на удаленку. По последним данным оперштаба, за сутки в стране выявили 9859 больных. В Москве за сутки зафиксировано 2884 случая, скончались 32 человека — это максимум с середины июля.

О намерении отменить очные занятия для большинства студентов заявили в РЭУ имени Плеханова, Медуниверситете имени Пирогова, а также Московском лингвистическом университете и МАРХИ.

Высшая школа экономики и Московский педагогический университет переводят на дистанционное обучение только отдельные кафедры.

Вузы объяснили это ростом заболеваемости коронавирусом и переводом на удаленку значительной части преподавателей из группы риска.

Но многие учебные заведения еще в сентябре ввели гибридную форму — лекции читали онлайн, рассказала студентка Плехановского университета Марина.

— Да, у нас была гибридная форма, она у нас была по желанию, все лекции у нас ведутся онлайн. Преподаватель также присутствует в лекционной аудитории. То есть ребята, их не очень большой процент, мне кажется, от всего потока человек двадцать, а у нас на потоке 300, они ходят и слушают преподавателя в аудитории.

Все остальные подключаются через сервис «Вебинар.ру», у преподавателя прямо на кафедре, с которой он вещает, установлена камера, там же открыт ноутбук с чатом. Его снимают, и параллельно можно ему задавать вопросы через чат, он их читает и отвечает устно.

Семинары у нас все в офлайн-форме, мы приходим в университет, как обычно у нас занятия.

— Ходили слухи, что вас переведут на удаленку полностью?

— Нет, у нас ходили слухи, потому что много кто читал всякие байки в интернете: после 20 сентября опять закроют и в том же духе. Сейчас ведется разговор с ректором, будут ли закрывать бакалавриат, очную форму, но пока что это на уровне того, как решит у нас правительство.

— Студенты относятся с пониманием к этому или контрактники выражают какое-то недовольство, потому что онлайн-форма все-таки несопоставима с обычной, очной?

— Онлайн-форма во многом показала себя более эффективной, потому что часть предметов очень удобно демонстрировать с компьютера. Например, у нас есть предмет «Медиапланирование».

Большинство задачек, которые мы решаем по курсу в этом предмете, решаются в Excel, и преподавателю очень удобно демонстрировать задачку прямо в Excel, параллельно ее решать.

Но очень много ребят любят социализацию, я к ним тоже отношусь, и им не хватает живого общения.

Решение о переводе студентов на дистанционный формат обучения зависит от эпидситуации в каждом регионе и в стране в целом, заявили ТАСС в Минобрнауки.

Впервые дистанционное обучение в вузах было введено в марте. Многие жаловались на неудобные онлайн-платформы и проблемы со связью во время занятий.

Защита дипломов и диссертаций также проходила в Zoom, но вступительные экзамены в августе были уже очными.

Возвращаться к дистанционной форме обучения многие не хотят, говорит студентка Московского архитектурного института Татьяна.

Решение о переводе школьников на дистанционное обучение будут принимать регионы, заявили 3 октября в Минпросвещения. Москва и Ульяновская область ввели для школьников с 5 октября внеплановые двухнедельные каникулы. Но массовый перевод российских школ на удаленку в кабмине пока не обсуждается, подчеркнули в ведомстве.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Вопрос дня: должны ли вузы давать скидки за дистанционное образование студентов?

Министерство науки и высшего образования РФ пока не рассматривает вопрос о переводе всех вузов полностью на дистанционную форму обучения. По словам министра Валерия Фалькова, ситуация динамична и все зависит от эпидемиологической обстановки в конкретном регионе. «Мы мониторим ситуацию в ежедневном режиме по каждому из регионов», — сказал он.

В большинстве случаев вузы самостоятельно принимают решение о формате обучения. Например, в Башкирии занятия в высших образовательных учреждениях очно посещают только первые курсы бакалавриата, специалитета и магистратуры, пишет Mkset.ru. Остальные учатся онлайн.

В связи с этим у многих возникает вопрос: почему за дистанционное образование нужно платить столько же, сколько за очное? Так, уфимка Ольга Михайлова, сын которой учится в УГАТУ за 100 тысяч рублей в год, попросила сделать перерасчет в связи с переходом на онлайн-обучение. «Закрыли всех дома, студенты расслабляются. Ни о какой учебе речь здесь не идет. Можно подключиться к лекции и дальше спать или заниматься своими делами. Онлайн-образование дешевле, заочное обучение дешевле. Так почему мы платим также?», — возмущалась она.

Однако вуз отказал уфимке в перерасчете, так как «все занятия проходят по расписанию и знания передаются в полной мере». Начальник отдела развития информационных образовательных технологий другого вуза — БашГУ — Наиль Байрамгулов полагает, что требование о перерасчете в любом образовательном учреждении республики неправомерно.

Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, напротив, считает, что вопрос о перерасчете поставлен справедливо. По ее словам, сейчас во всем мире идет диалог о том, как правильно просчитать издержки при переходе на дистанционку.

«Этот вопрос очень серьезный, потому что дистанционное образование у нас не приравнено к заочному. Дистанционное образование всегда считалось технологиями, и никаких понижающих коэффициентов в зависимости от технологий не установлено.

Более того, вузы сегодня вынуждены очень много инвестировать в создание онлайн-продуктов — курсов, модулей, проверки работ. Кроме того, вузы сейчас вынуждены инвестировать в переоборудование общежитий, чтобы студенты могли учиться, в том числе, и в общежитиях удаленно.

Потому что многие вузы отметили, что 1 сентября не все студенты смогли вернуться — даже из регионов России», — рассказала Абанкина в разговоре с «Новыми Известиями».

При этом она отмечает, что, действительно, дистанционные технологии могли бы быть дешевле. Но вопрос достаточно сложный, так как дистанционное образование не равно заочному — студенты продолжают обучаться в ежедневном режиме, взаимодействуют с преподавателями, выполняют задания. «Соответственно, это дополнительные расходы, которые закладывает университет.

Например, для того, чтобы оплатить возможности связи. Все знают, насколько дорого проводить занятия в Zoom. Сейчас уже вузы переходят на другие платформы, но они тоже не бесплатны. Очень многие российские платформы, которые весной были предложены, не выдерживают напряжения в массовый пик.

В таком режиме случалось много обвалов, очень многое не масштабируется», — добавила Абанкина.

Сейчас многое в качестве полученных знаний зависит не только от студентов, которые зачастую любят халяву, но и от преподавателей. Допущенные ошибки на выходе могут вырастить поколение плохо образованных кадров.

«Раньше преподаватель мог реально оценить каждого обучающегося, его реальный уровень знаний, узнать, на что студент вообще способен, акцентировать внимание на слабых его сторонах.

В процессе дистанционного обучения сделать это достаточно проблематично. Преподаватель не может только через экран своего компьютера оценить студента.

К тому же у студента теперь больше возможности „списать“, „обмануть“», — говорит заведующий кафедрой судебной медицины БГМУ Айрат Халиков.

Профессор и преподаватель Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Андрей Дахин соглашается, что возможность списать существует, но есть и другие методы для выяснения знаний студента. «Можно провести собеседование, как это было и в очном формате. Можно провести разговор со студентом по теме. Тогда все сразу станет понятно», — полагает он.

Читайте также:  ПФР упростил назначение пенсий и пособий в условиях коронавируса

Штатный преподаватель кафедры журналистики в БашГУ Юлия Саитбатталова отметила, что дурной пример студентам показывает несерьезное отношение некоторых преподавателей к дистанционному обучению.

По ее словам, многие студенты в итоге считают, что онлайн-лекции можно игнорировать.

«Не секрет, что некоторые не стремятся проводить полноценные занятия… Впрочем, мне кажется, что эти люди и при контактной работе не особо, скажем, напрягались», — говорит она.

«Соглашусь, что от преподавателей тоже очень много зависит.

Насколько правильно он подберет современный формат, включающий оперативную связь, возможность проверки работ, серьезного консультирования при выполнении заданий, оказания помощи не в группе, а буквально каждому из студентов.

Здесь уже общей проверкой контрольной не обойдешься. Надо помогать в построении индивидуальной образовательной траектории», — добавила директор института развития образования НИУ ВШЭ Абанкина.

Дахин считает, что для улучшения качества дистанционного образования необходимо менять нагрузку на преподавателей, чтобы она была адекватной. «Дистанционные форматы могут работать, но при этом должен существовать другой расчет затраты времени, затрат труда преподавателей.

Сохранять старую сетку, как при очном формате работы, значит перемешивать кислое со сладким. Конечно, это будет снижать репутацию. Если делать все по уму, то для дистанционного обучения нужна новая сетка работ.

Одна из задач, которая стоит в этом случае, — это сокращение количества студентов на одного преподавателя. Продуктивности нет, если группа 30 человек, а преподаватель один. Нужно идти к сокращению, чтобы преподаватель мог с каждым студентом проработать тему.

Необходимо не только проинформировать студента, но и воспитать его, сформировать гражданскую и жизненную позицию. А это требует дополнительного времени», — рассказал он в беседе с «Новыми Известиями».

Другой вопрос, который встает в связи с переходом на дистанционное образование, — а как быть с теми, чьи профессии подразумевают личное присутствие, практические занятия? В будущем нас будут лечить врачи, которые получили только онлайн-знания?

«Это, конечно, более сложная вещь. Там, где обязательным является присутствие в какой-то специально оборудованной лаборатории, использование каких-то специальных средств, инструментов, я думаю, что решение проблемы в малых группах», — говорит Дахин.

«В будущем, если все так продолжится, многие профессии претерпят изменения, а живое общение станет роскошью, недоступной для основной массы населения», — считает кандидат социологических наук Тимур Мухтаров.

Пока в России еще не определились с форматом обучения на ближайшее время, в Бразилии уже разработали рекомендации по организации учебного процесса в 2020–2021 гг. В частности, удаленный режим обучения в школах и вузах советуют продлить до декабря следующего года.

При этом предыдущие полгода онлайн-обучения выявили ряд серьезных проблем: бедные семьи не могут позволить себе компьютеры и интернет. Поэтому еще в мае в стране стартовала кампания по сбору старых гаджетов — для передачи их нуждающимся детям.

Но таких оказалось слишком много…

В москве школы перейдут на дистанционное обучение

Решение об этом было принято 5 октября, рассказал замминистра Виктор Басюк. Кроме Москвы, удаленно будут учиться школьники Сахалина и Ульяновской области.

«Сегодня принято решение пока по трем регионам, но прогнозировать о том, как это будет развиваться дальше, достаточно сложно, потому что мы видим, что ситуация с заболеванием абсолютно различна в разных регионах.

У нас есть информация и мы ее проверяем сегодня — это Сахалин, Ульяновская область. И точно подтвержденная информация — это Москва», — сказал чиновник.

По его словам, даты перехода на дистанционное образование определит руководство этих регионов.

Обновление: Позже сам Басюк заявил ТАСС: «К нам поступают данные (о переводе школ на удаленку — примечание агентства), мы проверяем, но в Москве каникулы объявлены. По всем остальным вопросам у нас вся информация проверяется.

Мы решения такого не принимаем, решение принимается, исходя из ситуации в регионе. Таких решений пока нет».

В пресс-службе министерства сообщения о переводе школ на удаленное обучение назвали недостоверными и призвали СМИ «тщательно проверять информацию от источников».

С 5 октября московские и ульяновские школьники ушли на каникулы, которые были увеличены до двух недель из-за коронавируса. В Сахалинской области каникулы в школах в связи с пандемией сдвинули на 12-18 октября.

Ранее «Интерфакс» со ссылкой на источник в администрации Москвы сообщал, что после продленных каникул местных школьников могут отправить на дистанционное обучение с 19 октября.

Что важно знать:

С середины сентября в России растет число новых случаев заболевания COVID-19. По состоянию на 5 октября за сутки по стране было выявлено 10 888 инфицированных (всего с начала пандемии — 1 225 889 человек). При этом треть из них приходится на Москву — 3537 новых случаев.

Власти столицы рекомендовали пожилым и людям с хроническими заболеваниями оставаться дома, а также обязали работодателей перевести 30 процентов сотрудников на удаленную работу. Мэр Москвы Сергей Собянин открыл два резервных коронавирусных госпиталя в выставочном центре «Сокольники» и ледовом дворце «Крылатское».

«Ведомости» писали, что московское правительство также распорядилось установить в метро программы, которые позволят блокировать социальные карты школьников и пенсионеров. По словам одного из источников газеты, если ситуация с коронавирусом не улучшится, то «стопроцентная самоизоляция» в Москве будет объявлена в течение двух недель.

Заголовок и текст заметки был изменен, поскольку появилась новая информация

Школьников перевели на дистанционку и вернули обратно

Минпросвещения пришлось опровергать информацию о переводе школ ряда регионов на дистанционное обучение. Началось с заявления замминистра просвещения РФ Виктора Басюка, который сообщил «Интерфаксу» в понедельник утром: насчет школ Москвы это «точно подтвержденная информация», также аналогичное решение могут принять в Ульяновской области и на Сахалине.

Однако уже через 40 минут образовательное ведомство сообщило, что слова о переводе школьников на «удаленку» не соответствуют действительности. В столичной мэрии также говорят, что решения «на уровне города пока не принимались и будут приниматься по итогам начавшихся 5 октября двухнедельных каникул».

Решение о переводе на дистанционное обучение власти Сахалинской области собираются принять на следующей неделе.

О том, что столичные школы переведут на дистанционное обучение, в понедельник заявил «Интерфаксу» замминистра просвещения РФ Виктор Басюк. По его словам, аналогичное решение примут власти Ульяновской области и Сахалина.

«Сегодня принято решение пока по трем регионам, но прогнозировать о том, как это будет развиваться дальше, достаточно сложно, потому что мы видим, что ситуация с заболеванием абсолютно различна в разных регионах,— заявил господин Басюк агентству.— У нас есть информация, и мы ее проверяем сегодня — это Сахалин, Ульяновская область.

И точно подтвержденная информация — это Москва». Он добавил, что конкретную дату перевода школ на дистанционный формат обучения объявят власти региона.

Напомним, на прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин продлил осенние каникулы из-за роста простудных заболеваний и выявленных случаев заражения коронавирусом с 5 по 18 октября. Сразу же после этого решения родители в социальных сетях начали бурно обсуждать перспективы возврата к дистанционному формату обучения.

Такой режим уже был введен в марте нынешнего года из-за коронавирусных ограничений. Многие родители и часть экспертов тогда критиковали этот формат.

Некоторые эксперты разделяли обеспокоенность родителей насчет возможного перевода обучения в «онлайн», однако скептически оценивали возвращение на «удаленку» для школьников.

Несколько директоров столичных школ ранее выразили “Ъ” уверенность, что перевода на дистанционное обучение не произойдет,— по их словам, в школах настолько «отточили» рекомендации Роспотребнадзора по разведению классов и контактов учащихся, что перевода в «онлайн» не требуется.

Тогда в профсоюзе «Учитель» выражали надежду, что неудачи с таким форматом обучения все же не позволят властям принять решение к нему возвратиться.

Отметим, в столице число подтвержденных случаев коронавирусной инфекции стремительно растет. На сегодняшнее утро в Москве зарегистрировано 3537 новых случаев.

В столице людям старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями рекомендовано вернуться на самоизоляцию, а компаниям — перевести часть сотрудников на «удаленку». По данным «Ведомостей», в мэрии Москвы обсуждают разные сценарии ужесточения ограничений.

Источники “Ъ” ранее говорили, что федеральные и региональные власти могут вернуться к серьезным ограничениям, если в крупных городах будут выявлять 10 тыс. заболевших в сутки.

  • “Ъ” отправил запрос в столичный департамент образования и науки с просьбой подтвердить информацию о переводе школ на «удаленку».
  • Пресс-секретарь столичного мэра Гульнара Пенькова говорит, что никакие решения о переводе школьников в Москве на дистанционное обучение на уровне города пока не принимались и будут приниматься по итогам начавшихся 5 октября двухнедельных каникул.
  • По этой же причине госпожа Пенькова не смогла ответить, как будет организован процесс перехода школьников на «удаленку» в этот раз.

Решение о переводе школьников Сахалинской области на дистанционное обучение примут на следующей неделе, сообщил в своем Instagram губернатор Валерий Лимаренко. “Ъ” также ждет ответа от властей Ульяновской области.

Через 40 минут после первой новости в Минпросвещения РФ заявили, что решения о переводе школ на дистанционное обучение пока не принимались.

«В настоящее время образовательный процесс обеспечивается во всех регионах страны, и информация, распространяемая в СМИ о якобы каких-то принятых решениях о переходе на дистанционное обучение в масштабах целого региона, не соответствует действительности,— заявили там.

— Подчеркнем, что, по информации регионов, в настоящее время занятия приостановлены лишь в около 0,3% школ в рамках точечных мер, применяемых регионами в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Образовательная система Москвы же, в частности, находится на плановых каникулах, и сведений об иных решений не поступало».

«Это будет очень и очень плохо, всем будет тяжело, и школьникам, и учителям»,— говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий о возможном возврате на дистанционное обучение.

«Сейчас родители не будут с детьми дома, как весной, поэтому проконтролировать, что дети не будут радостно гулять на улице, невозможно,— говорит господин Луховицкий.— Школьник может просто включить гаджет и делать вид, что находится на уроке».

Также, по его словам, не урегулированы несколько вопросов: должны учителя работать из школы, или также из дома, конец онлайн-обучения, доплаты за дистанционный формат, а также, когда школы смогут вернуться к очному формату обучения? Он также отмечает, что «почти никакие» предметы невозможно полноценно преподавать в онлайн-формате.

«Можно начитать курс лекций, но это не есть преподавание, и те уроки, которые выложены в предлагаемых платформах,— это говорящая голова, которая потом дает задания детям, а не урок,— говорит Всеволод Луховицкий.— Нам казалось, что министр образования согласился, что это не образование.

Хотя всю страну может и не переведут, а только Москву».

Читайте также:  Некоторые магазины вводят новые ограничительные меры для покупателей на время пандемии

Анна Васильева, Александр Воронов

В Челябинской и Курганской областях этот вопрос даже не обсуждался на заседаниях оперативных штабов. В министерстве образования Челябинской области сказали, что часть школ уходит на каникулы по своим календарным графикам — в этом году многие разбили их на две части и ушли на каникулы на этой неделе.

На данный момент на карантин по ОРВИ закрыты 280 классов в регионе и две сельские школы полностью.

В министерстве образования Краснодарского края сообщили, что переход на дистанционное обучение в школах региона не планируется, образовательные организации работают в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.

С 12 по 18 октября школы в Сахалинской области уйдут на внеплановые недельные каникулы с перспективой продолжения обучения в дистанционном режиме.

Об этом заместитель председателя правительства региона Владимир Ющук и министр образования Анастасия Киктева рассказали на брифинге 5 октября.

Решение продиктовано резким ростом числа заражений новой коронавирусной инфекцией — число выявленных случаев с середины сентября (28–29 человек в день) к началу октября удвоилось (3 октября их было 66).

Одной из причин власти и Роспотребнадзор считают как раз школы: в условиях очного обучения детям сложно соблюдать правила профилактики. К 5 октября 29 классов в 18 школах области уже были переведены на дистанционное обучение из-за выявленных случаев коронавируса у детей. Госпожа Киктева заметила, что вопрос удаленного обучения и его формат еще будут обсуждаться.

Как пояснили “Ъ” в министерстве просвещения и воспитания Ульяновской области, в настоящее время в регионе пока только рассматривается вопрос о переводе школ на дистанционный формат обучения. «У нас сейчас идут каникулы. Они продолжаются до 18 октября. Конечно, в этот период ни о каком дистанционном образовании мы не говорим.

Это станет ясно ближе к концу каникул и будет зависеть как от эпидемиологической обстановки в регионе, так и от количества заболевших школьников»,— заявили в ведомстве. Удлиненные каникулы для школьников региона введены с понедельника указом губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.

Они стали одной из ряда дополнительных ограничений в связи с ростом заражений COVID-19.

В Бурятии с 5 октября в связи с ухудшением ситуации по распространению коронавирусной инфекции указом главы региона Алексея Цыденова все школы Улан-Удэ, Северобайкальска, Гусиноозерска и нескольких поселков перешли на удаленный режим работы. Мера введена на две недели, до 18 октября. В последние дни на территории Бурятии ежедневно регистрируется новых случаев COVID-19 больше, чем в апреле, мае и июне.

Несмотря на стремительный рост зараженных коронавирусом в Крыму, местные власти не определились, что делать со школьниками. В середине сентября глава региона Сергей Аксенов поспешил всех заверить в том, что учебные учреждения не переведут вновь на дистанционное обучение, а Роспотребнадзор будет принимать решения локально, по классам.

Согласно последним данным министерства образования республики, на карантин по коронавирусу и ОРВИ закрыли четыре школы и 74 класса, ясельный детский сад и несколько дошкольных групп. Очаги выявлены в 33 общеобразовательных организациях. «Наши школы работают в штатном режиме.

1,3% школьников переведены на обучение с применением дистанционных технологий. Решение о продлении или переносе каникул министерством не принималось. Мы продолжаем мониторить ситуацию по заболеваемости»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства.

По информации источников “Ъ”, в Совмине Крыма пока вовсе нет понимания по данному вопросу, поэтому в руководстве республики решили занять выжидательную позицию.

В сибирских регионах на дистанционное обучение школьников пока переводят только при выявлении факта заражения среди учащихся и учителей. Достаточно одного заболевшего, чтобы отправит весь класс на удаленку.

Например, в Алтайском крае очаги коронавирусной инфекции выявлены в пяти колледжах, 13 детских садах и 61 школе, где на дистанционное обучение переведены 77 классов. В Республике Алтай на дистанционный формат обучения переведены восемь школ полностью, и 18 школ частично (24 классов).

В Новосибирской области на контроле властей находятся 33 учебных заведения, в которых были обнаружены очаги заражения.

«Если мы проявим ответственность и дисциплину, мы сможем пережить и настоящий напряжённый период развития пандемии, и сезонный период традиционных заболеваний достаточно спокойно и управляемо. В том числе, не планируется на данный момент изменять график работы школ, вводить досрочные каникулы.

Самое главное — своевременно выявлять заболевание, проводить эпидрасследование и применять точечные карантинные меры в отношении отдельных классов или групп в детсадах»,— отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников. В Новосибирске на дистант переведены 39 классов средних учебных заведений.

Корреспондентская сеть “Ъ”

Будет ли введено в школах дистанционное обучение сразу после осенних каникул?

На этот вопрос попытался ответить  заместитель главы Минпросвещения Денис Грибов 3 октября 2020 года:

«Мы понимаем объективно, что никаких решений о переходе на дистанционный режим обучения нет. Только если возникает какой-то очаг заболевания, то определённое окружение переводится на самоизоляцию», — сказал он

Еще им была выражена надежда, что предстоящие школьные каникулы позволят стабилизировать эпидемиологическую ситуацию и школы продолжат занятия в обычном режиме.

Минпросвещения высказалось на эту тему «как всегда» — в стиле расплывчатых, успокаивающих заявлений. Ничего более. Никакой предупредительной или полезной информации сообщено не было

  • Подобным образом оно вело себя и весной 2020-го, уверенно утверждая, что:
  • Практически все, что оно так категорически отрицало ранее — произошло.
  • Венцом бравурных заявлений Минпросвещения стало утверждение об успехе дистанционного обучения!

После такого количества недостоверных заявлений министерству Просвещения впору переименовываться в «министерство Дезинформации».

  1. Точно так же оно ведет себя и сейчас, всячески все замалчивая и отрицая, «скинув» ответственность на регионы.

  2. Учитывая такую политику «невмешательства» в образовательные процессы, задавать Минпросвещению вопросы о том, будет или нет дистанционное обучение после каникул — совершенно бессмысленно.

  3. Все ответы будут сводиться к одному — «Все хорошо» и «Будем учиться как обычно».

Что происходит на самом деле?

Это главный вопрос, от которого зависит, что будет после окончания каникул в октябре-ноябре 2020 года.

А происходит вот что: с начала учебного года резко увеличилось количество заболеваний COVID-19. Если летом было относительно спокойно и прироста практически не было, то в сентябре мы видим обратную картину.

В конце концов мэр москвы был вынужден предупредить москвичей об опасной эпидемиологической ситуации и предпринять ряд шагов, направленных на усиление ее контроля

Среди этих шагов был и указ о досрочном уходе на расширенные школьные каникулы с 5 по 18 октября.

Данным шагом Москва пытается прервать основную цепочку заражения COVID-19 — от ребенка к ребенку.

Как известно, детские образовательные учреждения являются одними из главных распространителей коронавирусной инфекции. Это происходит вследствие того, что дети могут быть носителями инфекции без каких-либо клинических проявлений, что усложняет диагностику и способствует заражению здоровых детей и взрослых.

Растет число выявленных случаев COVID-19 среди учителей, родителей и родственников школьников. Только за первую неделю сентября, по данным Роспотребнадзора, заболело около 1000 учителей!

Нерешительность в принятии решений грозит полным локдауном

Так как мы видим резкое увеличение числа заболевших граждан, нельзя проявлять нерешительность в принятии решений. Это может привести к ситуации, когда будет поздно вводить каникулы или карантин в школах. Ситуация уже выйдет из-под контроля!

Если произойдет неконтролируемый всплеск заболевания, это обернется полным локдауном для всей страны с закрытием не только школ, но и предприятий!

Именно поэтому так важно своевременно приостановить работу образовательных учреждений и не дать инфекции свободно распространиться.

К сожалению, не все готовы взять ответственность на себя. Как всегда, смотрят на то, что скажет Минпросвещения. А оно, в свою очередь, скинуло ответственность за принятие решений на глав регионов. Они на… школы…

Некоторые регионы последовали примеру Москвы и ввели досрочные каникулы, а часть краев и областей все еще ждет указаний «сверху», теряя драгоценное время и давая заболеванию все бльше распространяться по региону.

Это большая проблема для всей страны, потому что, даже если пик заболеваемости спадет в одном регионе, он будет нарастать в другом, где не были своевременно предприняты ограничительные меры

Вот что сказал по этому поводу Сергей Собянин: 

«Продолжительность продленных на фоне роста заболеваемости коронавирусом школьных каникул в Москве будет зависеть от развития эпидемической ситуации», — заявил мэр города Сергей Собянин в эфире телеканала «Россия 1».

«Это будет, конечно, зависеть от развития эпидемической ситуации», — сказал Собянин, говоря о том, выйдут ли школьники после окончания продленных до 18 октября каникул.

По словам мэра, в Москве на данный момент до четверти всех заразившихся коронавирусом представляют учащиеся, включая школьников и студентов. Доля старшего поколения составляет примерно столько же, добавил столичный градоначальник

Комментарий специалистов

К сожалению, учитывая, что сейчас нет общего для страны решения по уходу школ на досрочные расширенные каникулы, можно с уверенностью утверждать, что эпидемиологическую ситуацию взять под контроль не удастся.

Школы будут тихо закрываться на карантин и переходить на дистанционное обучение то в одном, то в другом регионе. Отдельным регионам не под силу справиться с общей ситуацией и такая неслаженность действий приведет только к одному — неизбежному уходу школ и вузов на карантин и переходу на дистанционное обучение.

Как долго оно продлится, не знает никто. Скорее всего, это будет длиться до момента всеобщей вакцинации. Насколько пригодна наша вакцина для прививания детей — тоже большой вопрос…

Так что запасайтесь терпением и будьте готовы к дистанционному обучению!

Последние новости

Пока писалась эта статья стало известно, что столичные школьники после завершения двухнедельных каникул могут перейти на дистанционное обучение. Такую возможность рассматривают в мэрии Москвы. Решение будет принято в случае ухудшения эпидемиологической ситуации, передает «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник в городской администрации.

«Власти столицы рассматривают возможность возвращения школ к дистанционному обучению. Это связано с ухудшением эпидемиологической ситуации в Москве, ростом доли школьников и студентов среди новых заболевших COVID-19, другими факторами», — пояснил собеседник агентства, отметив, что, «скорее всего, школы города после 19 октября ждет весенний сценарий, то есть переход на дистанционное обучение».

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в своем «Инстаграме» написал, что возможность введения дистанционного обучения в течение одной недели после каникул сейчас рассматривается. Он также объявил, что из-за роста заболеваемости COVID-19 школьники уйдут на досрочные каникулы с 12 по 18 октября.

03.10.2020 г.

● ***

Следите за нашими публикациями.

Дополнительно по теме:

✅ За последние две недели количество закрытых школ увеличилось в 30 раз!

В последних днях сентября 2020 года отмечается резко возросшее количество школ, ушедших на карантин. По состоянию на начало октября 2020 года, их число увеличилось до 1200.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *