Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

Как будут регулировать трудовые отношения в период пандемии

В Минтруде проанализировали поведение работодателей в период нерабочих дней. Ведомством подготовлен проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» (есть в распоряжении «Российской газеты»). Это временные правила, которые в случае утверждения будут действовать только в течение нынешнего года.

Сейчас документ поступил на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Сначала предложения рассматривает трехсторонняя комиссия, потом они поступают в правительство, напоминает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Впрочем, у экспертов уже есть замечания к документу.

Работодателям предлагается максимально сохранять рабочие места: не увольнять сотрудников, а только перемещать их

Что в нем нового и принципиально важного? Так, ограничивается введение простоя. «Нельзя будет применять такую норму, как простой, в отношении работников, на которых распространяются ограничительные меры, — поясняет доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» Людмила Иванова-Швец.

— Если магазину официально запретили работать по соображениям эпидемиологической безопасности, но в условиях объявленных нерабочих дней он должен платить своим сотрудникам среднюю зарплату, он уже не сможет прибегнуть к такому ухищрению, как объявление простоя.

Некоторые предприниматели до этого додумались, так как по нынешнему законодательству они в случае простоя могут платить сотрудникам две трети от оклада. Теперь же это станет незаконно».

Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

В Госдуме оценили предложения Минтруда по оплате труда и увольнениям

В то же время в правилах говорится, что простой может применяться к работникам, на которых не распространяются ограничительные меры, связанные с особыми обстоятельствами. И оплата в этом случае идет в размере не менее двух третей тарифной ставки или оклада, рассчитанной пропорционально времени простоя.

Если же простой случился по вине работодателя, то он оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. «Эти нормы и сейчас есть в Трудовом кодексе, — подчеркивает Сафонов. — Но мы говорим об особых обстоятельствах.

Если они введены, объявлены нерабочие дни, но некоторые предприятия не подпадают под ограничения, а тем не менее не могут продолжить работу, то они должны объявлять простой с оплатой двух третей от среднего заработка сотрудников. Они же не виноваты в этих обстоятельствах. И люди не виноваты.

А две трети от среднего заработка намного больше, чем две трети от оклада».

Кроме того, как следует из документа, теперь будут ужесточены и условия увольнения сотруд­ников.

«В Трудовом кодексе есть две группы увольнений: по инициативе работника и по инициативе работодателя. На 2020 год фактически осталась одна группа: по инициативе работника, — говорит Иванова-Швец. — Правда, остается право у работодателя уволить за нарушение трудовой дисциплины. Есть еще возможность уволить по соглашению сторон, когда договариваются две стороны.

И если увольнение по собственному желанию не предусматривает никаких выплат сотруднику, то увольнение по соглашению сторон, как правило, сопровождается выплатой определенного выходного пособия для работника.

Но, учитывая сложное финансовое положение предприятий и организаций во время вынужденного простоя, на большой размер такого пособия работнику вряд ли стоит надеяться».

Однако эксперт напоминает, что нередки случаи, когда работник под давлением работодателя пишет заявление по собственному желанию. «По статистике только 10% работников возмущаются и защищают свои права. Профсоюзов ведь в большинстве компаний нет. Вопрос с принуждением к увольнению пока никак не отрегулирован», — добавляет эксперт.

Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

Работника могут отправить на удаленку, но при наличии технических возможностей. Валерий Шарифулин / ТАСС

Есть одно послабление для работодателей — это возможность переводить работника в случае производственной необходимости сроком до трех месяцев, а не одного, как сейчас, на другую работу внутри предприятия или организации.

При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника. Оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

«Получается, что работодателю предлагается максимально сохранить рабочие места — не сокращать, не увольнять, только перемещай внутри, но штат сохрани», — отмечает Иванова-Швец.

В случае сокращения численности или штата работников, если истекает срок уведомления в период действия ограничительных мероприятий, увольнение производится в ближайший следующий за окончанием данного периода рабочий день.

Нельзя будет не платить зарплату. При сохранении зарплаты в период действия ограничительных мер (нерабочие дни) ее размер должен соответствовать тому, который работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью. К тому же зарплату нельзя будет задерживать, ссылаясь на особые условия.

Чтобы люди могли ее вовремя получить, сотрудники отделов кадров и бухгалтерии должны приезжать на работу и вовремя производить начисления и расчет с сотрудниками. Правда, как отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Фарида Мирзабалаева, не учитывается дополнительная интенсивность и напряженность труда, которая возникнет в особых условиях.

У учителей и преподавателей, например, возрастают затраты на консультации, подготовку и проверку работ школьников и студентов и т.д.

Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

Минтруд предложил утроить пособие по безработице

Уточняется и порядок перевода на удаленную работу. Работника могут отправить на удаленку, но только при наличии технических и организационных возможностей для выполнения соответствующей работы. В приоритетном порядке на работу в удаленном режиме переводятся беременные женщины, родители с малолетними детьми, инвалиды.

Для изменения режимов рабочего времени издается соответствующий приказ работодателя, в котором отражается время начала и окончания работы, продолжительность рабочего дня и другие (при необходимости) условия.

Если необходимо совмещать удаленку и работу в офисе, то составляется график работы и данное условие отражается в приказе о переходе на удаленную работу, с которым необходимо ознакомить работника под роспись.

Заработная плата в период удаленного режима работы при сохранении обязанностей, которые возложены на работника, не уменьшается.

Работодатели теперь не смогут задерживать работникам выплату зарплаты, ссылаясь на «особые условия»

Важный момент о предоставлении отпусков. В случае предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска вне утвержденного графика отпусков оплата производится в срок, устанавливаемый по соглашению сторон.

Если отпуск пришелся на нерабочие дни, то он продлеваться не будет. Но по соглашению сторон его можно перенести на другое удобное работнику время.

Временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска.

«Представленные правила регулирования трудовых отношений — это еще несколько шагов в сторону защиты прав работников и несколько шагов для ограничения действий работодателей», — констатирует Иванова-Швец.

Тем временем

Пенсионный стаж медицинских работников всех категорий, работающих с зараженными коронавирусом пациентами, в 2020 году будет формироваться из расчета один день за три, сообщили в пресс-службе минтруда. Такая норма содержится в проекте постановления правительства, который сейчас разрабатывает ведомство. Документ подготовлен по поручению президента.

«День работы с пациентами с COVID-19 в стационарных и амбулаторных медицинских учреждениях, а также в подразделениях скорой помощи в 2020 году будет учитываться как три дня, — сказал замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов. — Так, фельдшер скорой помощи, в течение 2 месяцев выезжающий на вызовы к больным с коронавирусной инфекцией, «заработает» спецстаж в полгода».

Подготовил Алексей Дуэль

Минтруд предложил новый порядок изменения трудовых отношений при эпидемии :: Экономика :: РБК

Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде.

«Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников.

Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.

«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.

Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.

Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.

Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Особый порядок во время эпидемии

Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.

В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.

Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.

За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.

В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.

Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.

«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.

Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».

Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.

Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.

Читайте также:  Наследственное дело: открытие у нотариуса, поиск и проверка дел, ведение и сроки открытия

Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.

Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.

Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.

В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.

Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии Министерство труда РФ рекомендовало изменить порядок занятости в период пандемии

Как изменят Трудовой кодекс на период пандемии коронавируса

Министерство труда и соцзащиты подготовило проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» в целях «упрощения взаимодействия работодателя и работников» в условиях пандемии COVID-19. Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству и представитель Минтруда.

Минтруд направил проект постановления на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (участвуют правительство, работодатели, профсоюзы) в соответствии со стандартным регламентом — после этого документ может быть внесен в правительство. «Документ в его текущем виде — это свод предложений, поступивших от всех сторон социального партнерства», — уточнили РБК в Минтруде.

Ведомство в постановлении предлагает правительству впервые воспользоваться временным правом устанавливать особое регулирование трудовых отношений в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции, которое должно появится у кабинета после вступления в силу соответствующих поправок. К настоящему времени Госдума приняла закон в трех чтениях, он требует одобрения Совета Федерации и президента.

Отступающее от Трудового кодекса регулирование предлагается распространить только на 2020 год. Профсоюзы и эксперты критиковали эти поправки, увидев в чрезвычайных полномочиях правительства риски демонтажа трудового законодательства.

Правила простоя и увольнения на карантине

Трудовое законодательство в норме предоставляет работодателю три основных способа оптимизации персонала: введение простоя, сокращение штата или численности и перевод на неполный рабочий день. Принципы поведения работодателей и работников в условиях карантинных мер в действующих законах конкретно не прописаны.

Проект постановления предлагает установить, что в период вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений работников нельзя отправлять в простой или увольнять по инициативе работодателя.

«Прекращение трудовых отношений с работником, на которого распространяются ограничительные мероприятия, осуществляется по инициативе работника (по собственному желанию) или по соглашению сторон», — говорится в документе.

Запрета принимать решение о сокращении численности или штата во время карантина в документе не прописано.

Но предлагается установить, что в случае сокращения численности или штата, если срок уведомления работников истекает в период карантина, увольнение происходит только после завершения ограничительных мер — на следующий рабочий день после этого, следует из проекта Минтруда.

Согласно Трудовому кодексу, работодатель обязан предупредить сотрудников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата не позднее чем за два месяца до увольнения.

В отношении работников, на которых не распространяются ограничительные меры (работники предприятий непрерывного цикла, аптеки, продуктовые магазины, банки и т.д.), согласно документу, введение простоя осуществляется по действующему законодательству:

временная приостановка работы, вызванная эпидемией и любыми исключительными обстоятельствами, ставящими под угрозу жизнь людей, является простоем по причинам, не зависящим от работодателя или работника, и оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, должностного оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя;

если простой не связан с мероприятиями по предотвращению эпидемии, а является простоем по вине работодателя, то он оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника.

В период действия ограничительных мероприятий работникам может быть предоставлен отпуск по согласованию с работодателем, уточняется в проекте постановления. При этом «временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска», говорится в документе.

Согласно Трудовому кодексу, если в период отпуска работник заболевает, то отпуск может быть продлен на время больничного.

Перевод на неполный рабочий день и другую работу

Минтруд предлагает сократить срок уведомления сотрудника об изменении по инициативе работодателя условий трудового договора и режима работы (в том числе введения режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели), с двух месяцев до двух недель, если необходимость таковых вызвана карантинными ограничениями, отмечается в проекте постановления. Сейчас, согласно Трудовому кодексу, о предстоящих изменениях условий трудового договора работодатель должен предупредить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

Одновременно ведомство предлагает наделить работодателя правом переводить работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до трех месяцев, говорится в документе. По действующему трудовому законодательству временный перевод на другую работу без согласия работника возможен только на один месяц.

Согласно проекту нового постановления, перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия сотрудника, а его зарплата не должна быть ниже среднего заработка на прежней работе.

Относительно этой нормы Минтруд ожидает позиции профсоюзной стороны и будет определять свою позицию с учетом мнения профсоюзов, сказали РБК в министерстве.

Для оперативного введения сменного режима рабочего времени «для рассредоточения работников в помещениях», оптимизации нагрузки, исключения контактов с инфицированным работником остальных сотрудников Минтруд считает возможным уведомлять работников о новых графиках сменной работы не позднее чем за семь календарных дней до введения их в действие, следует из документа.

Риски для работников и трудового права

Подготовленный Минтрудом проект постановления содержит риски для работников, полагает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Это сокращение прав трудящихся, вызванное обстоятельствами внешнего характера, но направленное на то, чтобы облегчить участь работодателя», — полагает он.

По мысли министерства, реализация постановления должна способствовать экономической устойчивости работодателя с тем, чтобы он смог, к примеру, перераспределить работников между видами деятельности, обеспечить устойчивую занятость, предполагает Сафонов.

Однако работодатели и сейчас имеют возможность сократить операционные издержки в условиях падения выручки из-за карантинных ограничений, отправив работников в неоплачиваемые отпуска, добавил он.

«Основная часть увольнений происходит через принуждение работника уйти либо по соглашению сторон, либо по собственной инициативе, что говорит о том, что многие нормы трудового законодательства так, как надо, не работают», — считает эксперт.

Документ Минтруда не бесспорный как с точки зрения содержания, так и с точки зрения его нахождения в системе современного российского права, отмечает глава правового департамента «Конфедерации труда России» Олег Бабич.

С одной стороны, можно положительно оценить разъяснение вопроса о том, когда работодатель может вводить простой и как оплачивается рабочее время в этот период, заметил он.

С другой — есть положения, носящие риски для работников, например, в части отказа продления отпуска на время нетрудоспособности или временного перевода работника без его согласия на иную работу в течение трех, а не одного месяца.

Подзаконные акты, к которым относятся и постановления правительства, не должны ухудшать положения субъектов правоотношений по отношению к тому, что урегулировано федеральным законодательством, подчеркнул он.

«Я уверен, что по итогам мы получим массовые иски в судах, в том числе обращения как в Верховный, так и в Конституционный суд, по вопросу применения отдельных положений данного постановления», — заключил Бабич.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом.

Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать и не могут противоречить.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Проект постановления правительства, разработанный Минтрудом, «грубо нарушает иерархию источников права, основанную на Конституции и Трудовом кодексе», считает заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е.

Кутафина Никита Лютов. По его мнению, документ представляет собой «попытку «ради революционной целесообразности» актами правительства регулировать то, что подлежит регулированию на законодательном уровне.

«При этом власть избегает введения чрезвычайного положения», — напоминает он.

Президент Владимир Путин 11 мая объявил о завершении действия режима нерабочих дней.

Согласно указу президента, решения, как конкретно снимать ограничения, а на каких территориях и для каких организаций, напротив, сохранить карантинные меры, будут принимать главы регионов.

Свою работу, как это было и во время единых для всей страны нерабочих дней, должны продолжить непрерывно действующие организации, продовольственная розница, аптеки, медучреждения и др.

Последствиями пандемии и объявленных нерабочих дней, несмотря на требование сохранения за работниками зарплаты, стали сокращение доходов россиян, а также неоплачиваемые отпуска и увольнения. Число безработных россиян в апреле возросло за месяц на более чем 800 тыс.

человек — до 4,3 млн, следует из оценки Росстата, уровень безработицы в стране вырос до 5,8% экономически активного населения— максимума за четыре года.

Одновременно еще свыше 3 млн человек (или порядка 5,5% всех работников) переведены в режим неполной занятости, сообщал министр труда и социальной защиты Антон Котяков.

«На сегодняшний день почти 1,5 млн работников направлены в простой, 1,3 млн человек заняты неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и около 280 тыс. работников находятся в неоплачиваемом отпуске», — докладывал он президенту в среду, 27 мая.

Источник на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/29/05/2020/5ecfa1259a79474f552984c8?from=from_main

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело рекомендации Совета по результатам анализа наиболее частых нарушений трудовых прав граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции от 23 апреля 2020 г.

№ А4-9-560, поступившие письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № П12-24870, и сообщает.

В целях урегулирования трудовых отношений в связи с необходимостью экстренного реагирования в условиях ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 и в других случаях, в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части вносится поправка в Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», согласно которой Правительству Российской Федерации предоставляется право в 2020 году принимать решения, предусматривающие установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В указанных целях Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 28 апреля 2020 г.

№ 601 Временные правила работы вахтовым методом в связи с реализацией мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и невозможностью соблюдения в связи с этим продолжительности вахты, учетного периода рабочего времени работника при работе вахтовым методом, а также графика работы на вахте допускается их изменение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при выполнении определенных условий. Указанные правила действуют по 31 декабря 2020 г.

Кроме того подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году», которым в частности, предлагается установить временные положения, предусматривающие: — возможность перехода работников на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору; — сокращение сроков предупреждения об изменении определенных сторонами условий трудового договора; — сокращение сроков предупреждения об изменении графиков сменности; — порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (внесении в них изменений); — увеличение срока перевода работника без его согласия на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя и другие особенности, — позволяющие экстренно реагировать в условиях ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 — продление срока уведомления работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности. В целях оперативной передачи сведений о трудовой деятельности работника для постановки на учет в качестве безработного при оформлении или расторжении трудовых отношений в режиме онлайн (не позднее следующего рабочего дня) в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющий гражданам не представлять трудовые книжки при обращении в центры занятости принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности порядка и сроков предоставления страхователями с 1 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о трудовой деятельности. Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» (далее – постановление № 590), в соответствии с которым страхователь представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него зарегистрированных лицах не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), подтверждающих оформление трудовых отношений, при наступлении всех кадровых событий. Что касается оплаты труда в период нерабочих дней, то Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294 (далее – Указы) установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля и 6-8 мая 2020 г. с сохранением за работниками заработной платы. Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель, май 2020 г.) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам. В этих целях работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Работникам организаций, на которые не распространяется действие указов, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням. Аналогичная позиция судов по оплате труда в нерабочие дни, установленные Указами, отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г.). Сообщаем, что рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., одобренные на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г., размещены по электронному адресу:

http://static.government.ru/media/files/1rCRXQFzANZQKsZ0OJAuTaXma9xzMqa4.pdf;

Читайте также:  Навигатор дополнительного образования для детей: что это такое, как зарегистрироваться и выбрать программу

Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и дополнения к ним:

https://rosmintrud.ru/labour/relationship/379

https://rosmintrud.ru/labour/relationship/380

О результатах рассмотрения предложений и принимаемых мерах по вопросам установления приоритетности рассмотрения жалоб в период распространения коронавирусной инфекции в части принуждения работников к уходу в неоплачиваемый отпуск, уменьшения заработной платы работников, принуждения работников к труду в нарушение положений указов Президента Российской Федерации, массовых увольнений и сокращений работников, недостаточного обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, невыполнения рекомендаций Роспотребнадзора о профилактике распространения коронавируса на рабочих местах, несовершенства процедуры постановки на учет в качестве безработного направляем информацию Роструда (письмо 18 мая 2020 г. № 771-Пр).

  • Информационная справка по принимаемым Рострудом мерам соблюдения трудового законодательства в условиях пандемии
  • коронавируса
  • По предложениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет) Роструд информирует.

1. Рекомендация Совета Роструду — «Установить, что в нынешней  эпидемиологической и экономической ситуации жалобы граждан на нарушение трудовых и социальных прав, а также жалобы на нарушения в сфере охраны труда имеют приоритет по сравнению с жалобами на другие нарушения законодательства и подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки».

Правительство предлагает закрепить дистанционные формы занятости после пандемии

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Правительство России предлагает после пандемии в сфере поддержки занятости населения закрепить дистанционные формы занятости, внедрить цифровые технологии в документооборот, а также меры поддержки безработных граждан. Об этом говорится в актуальной версии Общенационального плана восстановления экономики РФ, с которой ознакомился ТАСС.

«В сфере поддержки занятости населения предполагается закрепить новые (дистанционные) формы занятости, внедрить цифровые технологии в документооборот в рамках трудовых отношений, поддерживать выпускников профессиональных образовательных организаций, а также работников, получающих образование», — говорится в документе.

В рамках поддержки безработных граждан предлагается продлить на три месяца период выплаты повышенных пособий по безработице для граждан, уволенных после 1 марта 2020 года; увеличить минимальную величину пособия по безработице до 4,5 тыс. рублей.

Также предлагается уравнивание размера пособия по безработице для ИП, вынужденных прекратить свою деятельность после 1 марта 2020 года, с максимальным размером пособия по безработице уволенным гражданам 12 130 рублей; дополнительные ежемесячные выплаты в размере по 3 тыс.

 рублей на ребенка семьям, в которых родители являются безработными; возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ, а также временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения.

Кроме того, план предполагает цифровизацию трудовых отношений и оказания государственных услуг по содействию занятости: перевод госуслуг гражданам и предпринимателям в электронный вид с использованием ресурса «Работа в России»; повышение эффективности служб занятости населения за счет взаимодействия граждан и работодателей в электронном виде; переход на электронный кадровый документооборот в 2021 году для всех работодателей.

Удаленный режим работы

В плане правительства также предлагается обеспечить возможность перехода работников на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору. «Удаленный» формат предлагается также разрешить государственным и муниципальным служащим.

Планируется установить минимальный размер часовой ставки (МРЧС) при привлечении работников на неполное рабочее время на срок до трех месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время», а также предоставить возможность заключения срочных (до 1 года) трудовых договоров с лицами, поступающими на работу во вновь созданную организацию, регулирование условий перехода срочного договора в бессрочный договор, обеспечить возможность продления действия срочного трудового договора, внесения в него при необходимости изменений.

В рамках плана предлагается развитие программ дистанционного обучения; внедрение взаимосвязанных цифровых платформ по образованию, повышению квалификации, поддержке занятости; усиление роли коллективных договоров и трудовых договоров при предоставлении гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением высшего образования, среднего профессионального образования; предоставление выбора по соглашению сторон трудового договора устанавливать испытательный срок, заключать срочный (на срок до 1 года) трудовой договор или принимать выпускника на стажировку выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования, регулирование условий перехода срочного договора в бессрочный договор.

Исаев: планируется серьезная работа по законодательству о занятости населения

За последнее время был принят целый комплекс мер по улучшению ситуации в сфере занятости и поддержке граждан, которые находятся в поиске работы, однако работу по обновлению действующего законодательства о занятости населения будут продолжать. Об оэтом сообщил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Андрей Исаев. 

Как напомнил парламентарий, активно проводилась модернизация центров занятости населения, был увеличен максимальный размер пособия по безработице. По поручению главы государства был увеличен период выплаты пособий по безработице для тех, кто потерял работу в период пандемии коронавируса. Кроме того, были увеличены пособия для индивидуальных предпринимателей, прекративших работу. 

«Мы не намерены останавливаться на достигнутом и планируем серьезно обновлять существующее законодательство о занятости населения»,

добавил Андрей Исаев. 

Так, на прошлой неделе была создана рабочая группа по модернизации законодательства в сфере содействия занятости населения. В группу могут войти представители кабинета министров, профсоюзов, а также объединений работодателей и эксперты.

В первую очередь рабочей группой будет рассмотрено предложение кабмина о создании единой службы занятости на федеральном уровне, цитирует Исаева «Российская газета». Сейчас в каждом регионе есть свой центр занятости и «из-за такой диверсификации возникает множество проблем», уточнил депутат.

В частности, организовать переезд, временный или постоянный, граждан из одного региона в другой для получения работы весьма сложно, пояснил Андрей Исаев.

«С нашей точки зрения, централизация полномочий позволит решить эту проблему и более эффективно развивать внутреннюю трудовую миграцию»,

считает парламентарий. 

Планируется отменить привязку подачи заявления на получение пособия по безработице к месту прописки гражданина, а также продлить онлайн-оформление некоторых услуг. Кроме того, рабочая группа пересмотрит действующие программы занятости, поскольку некоторые уже неактуальны. 

Депутат привел в пример общественные работы: человек трудится и получает заработную плату несколько месяцев, но постоянного места работы у него нет, следовательно, вопрос безработицы никаким образом не решается.

«Акцент, по нашему мнению, должен быть сделан на переобучении граждан и создании для них постоянных рабочих мест»,

уточнил Андрей Исаев.

Соотношение пособий по безработице и стипендий, получаемых людьми во время переобучения, также необходимо пересмотреть, заявил парламентарий. 

Возвращение системы страхования также является важным вопросом, требующим решения, считает Исаев. Так, согласно законодательству, при сокращении работодатель обязан выплатить уволенному работнику зарплату за два, иногда за три месяца вперед, напомнил депутат.

«При переходе на страхование занятости эти расходы могло бы взять на себя государство, что было бы, несомненно, выгодно работодателям»,

заметил Андрей Исаев. 

В том числе это будет выгодно и работникам: они бы не оказывались в таком положении, когда их принуждают писать заявление об увольнении по собственному желанию, только чтобы не выплачивать выходное пособие. Это позволило бы существенно изменить ситуацию с невыплатами заработной платы работникам в случае ликвидации предприятия. 

Читайте также:  Покупка квартиры на вторичном рынке: как происходит порядок оформления, документы, риски

Ранее Андрей Исаев прокомментировал новый порядок расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Парламентарий считает, что это обеспечит более высокий рост показателей.

 Законопроект о новом порядке расчета МРОТ и прожиточного минимума одобрило правительство.

Из предложения Минтруда следует, что прожиточный минимум будет рассчитываться как доля медианного дохода по стране. 

Поделиться в социальных сетях

Пандемия как вызов традиционным формам занятости

Пандемия Covid-19 и введение ограничительных мер привели к появлению новых, ранее не известных трудовому праву механизмов работы в условиях самоизоляции (в первую очередь –удаленной работе вне офиса для работников с ранее не дистанционными и не урегулированными трудовым законодательством условиями труда в период введенного указами президента режима «нерабочих дней»1). Тем самым выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период эпидемии и российским трудовым правом – в частности, установленными им формами занятости и рабочего времени.

Катализатор «удаленки»

Трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы.

Так, для уведомления о переходе на «удаленку» работодатели использовали разные способы – электронные письма, устные сообщения, приказы руководства компаний, реже – ознакомление работников с приказом о новом режиме работы и крайне редко – рекомендованный большинством юристов по трудовому праву способ: дополнительное соглашение к трудовому договору, устанавливающее режим удаленной работы и местонахождение удаленного рабочего места. Но даже такое допсоглашение, как выяснилось, невозможно заключить в электронном виде, поскольку это также не предусмотрено действующим законодательством.

Подчеркнем, ТК РФ в принципе не регулирует так называемую «временную удаленную занятость», поскольку ст. 72.1 и 72.2 регламентируют только вопросы перемещения и временного перевода работников в случаях, под которые пандемия и режим «нерабочих дней» не подпадают.

Стала очевидной проблема – положения трудового законодательства не позволяют работнику временно работать удаленно: в ТК закреплена возможность заключения либо традиционного трудового договора (ст. 57), либо трудового договора о дистанционной работе, не подразумевающего нахождение рабочего места в офисе (гл. 49.1).

До пандемии широко использовалась временная удаленная занятость, основанная преимущественно на устных договоренностях руководителя и его подчиненного о том, что последний некоторое время работает вне офиса (например, из дома).

Причины могли быть разные: работнику нужно посидеть с ребенком, не разболеться, в силу характера производственных задач их эффективнее решать из дома и т.д.

Судебной практике известны ситуации, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удаленку» как прогул, а недобросовестные работники, в свою очередь, пытались убедить суд, что работали из дома с ведома работодателя, хотя такой договоренности не было.

«Общероссийский народный фронт» в 2019 г. подготовил законопроект, предусматривающий совмещение офисной и удаленной работы, но он остался невостребованным. Пандемия Covid-19 «заставила» перейти на «удаленку» огромное число работающих граждан, включая госслужащих. В связи с этим полагаем необходимым безотлагательно вернуться к рассмотрению указанного законопроекта и его оценке экспертами.

Итак, пандемия сформировала общественный запрос на законодательное регулирование временной удаленной занятости, поскольку в законодательстве не оказалось правового механизма взаимодействия работника и работодателя в периоды самоизоляции, когда трудовые обязанности выполняются из дома.

Недостатки правовых норм о дистанционном труде

Пандемия также актуализировала вопрос оценки гл. 49.1 ТК РФ о дистанционном труде, а также практики ее применения. Предусмотренный Кодексом трудовой договор о дистанционной работе в период самоизоляции оказался не соответствующим реалиям, что подтверждает необходимость переработки соответствующих норм ТК РФ.

До эпидемии дистанционные условия труда, предусмотренные гл. 49.1 ТК РФ, не получили широкого распространения: по данным Росстата, в 2019 г. из 67,1 млн занятых лишь 30 тыс. работали по трудовому договору такого типа. Это ничтожно мало по сравнению с масштабами дистанционной и платформенной занятости, а также фриланса с использованием интернет-технологий.

При этом параллельно с гл. 49.1 ТК РФ о дистанционном труде действует гл. 49 об особенностях регулирования труда надомников (по сути, рудимент советского КЗоТ). Полагаем, нормы о дистанционном труде должны стать более гибкими и их следует объединить с положениями о работе на дому.

Что касается судебной практики, связанной с дистанционной работой, то на уровне Верховного Суда РФ она пока не сформировалась в силу «молодого возраста» гл. 49.1 ТК РФ.

При этом региональные суды общей юрисдикции занимают единую позицию: дистанционный характер работы должен быть прямо обусловлен в трудовом договоре по правилам гл. 49.1, а не определен работником самостоятельно.

Последние порой использовали довод о дистанционном характере работы с целью восстановления после увольнения за прогул, но проиграли суды из-за того, что данный вопрос не был решен с работодателем в письменной форме.

Например, Мосгорсуд исходит из того, что «работающими дистанционно» признаются работники, заключившие соответствующий трудовой договор по правилам гл. 49.1 ТК РФ, – т.е. выбравшие такой режим не сами себе, а только если он предусмотрен в трудовом договоре, иначе любое отсутствие на работе может быть квалифицировано как прогул3.

Таким образом, неурегулированность правовых отношений по временной удаленной и полностью дистанционной занятости остро проявилась в период пандемии, потребовав внесения в законодательство изменений, о чем уже заявили представители обеих палат Федерального Собрания. Так, 16 апреля первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев анонсировал разработку законопроекта по регулированию и защите прав работников, которые трудятся удаленно, а также спрогнозировал расширение дистанционных форм работы.

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко также выступила за скорейшее законодательное урегулирование новых форм организации рабочего времени и занятости, указав, что законодательство не позволяет сотруднику сочетать стационарную и дистанционную работу, и предложила исправить данное положение (в том числе применительно к госслужбе).

Внедрение электронного кадрового документооборота необходимо ускорить

На наш взгляд, для правовой регламентации временной удаленной и дистанционной работы важное значение имеет правовой механизм электронного кадрового документооборота, который позволит работникам и работодателям, а также органам власти в социально-трудовой сфере взаимодействовать без использования бумажных носителей. К сожалению, внедрение электронного документооборота в трудовых отношениях «пробуксовывает» по срокам, хотя многие работодатели давно просят Минтруд России ускорить этот процесс.

Принят закон о цифровизации сведений о трудовой деятельностиИз трех входящих в пакет поправок законопроектов Госдума приняла два, отложив рассмотрение включения в КоАП положения об административной ответственности работодателей на весеннюю сессию

Полностью поддерживаем идеи законодателя о внедрении электронного кадрового документооборота, в том числе введение в действие поправок в ТК РФ (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ), устанавливающих режим передачи работодателем сведений о работниках и их стаже в Пенсионный фонд РФ в электронном формате и вводящих с 2021 г. электронные трудовые книжки.

Однако нельзя не обратить внимание, что законодатель предпочел провести эту работу в два этапа: первый – внедрение электронных трудовых книжек и сведений о стаже, второй – переход к ведению всего кадрового документооборота в электронном виде (приказы по кадрам, табели учета рабочего времени, документы, регламентирующие принятие и ознакомление работников с локальными нормативными актами – правилами внутреннего трудового распорядка, положениями об оплате труда, о защите персональных данных и т.п.).

Второй этап связан с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, связанных с работой». Данным документом установлен переход по 31 марта 2021 г. в порядке эксперимента на электронный документооборот выборочно.

Но даже при удачном эксперименте с 2021 г. создается правовой вакуум, поскольку трудовые книжки станут электронными, а приказы по кадрам и локальные нормативные акты по-прежнему останутся бумажными.

Это неизбежно усложнит работу кадровых служб и взаимодействие работников и работодателей.

Полагаем, решить проблему можно будет, досрочно признав эксперимент успешным или сократив срок его проведения (внесением поправок в Закон № 122-ФЗ).

В Трудовой кодекс предлагается ввести положения о юридически значимых сообщенияхВ Госдуму внесен законопроект, регулирующий вопросы коммуникации между работодателем и работником с использованием электронных и иных технических средств

Считаем необходимым также скорейшее принятие внесенного в июне 2019 г.

проекта поправок в ТК (законопроект № 736455-7), которым предлагается закрепить в Кодексе нормы о возможности передачи в электронном виде юридически значимых сообщений (уведомлений, заявлений и т.д.

) между участниками трудовых отношений, разрешить заключение трудового договора с помощью электронных и иных технических средств.

Если бы к началу введения ограничительных мер законопроект уже был принят и действовал, вопрос о том, как заключить допсоглашение об удаленной работе, не возник – это могло быть сделано в электронной форме посредством электронной цифровой подписи. Надеемся, что названный законопроект будет принят и синхронизирован по срокам с внедрением электронного кадрового документооборота и введением в действие электронных трудовых книжек.

Изменение технологий госуправления

На наш взгляд, требует общественного обсуждения и вопрос о совершенствовании организации государственных функций, поскольку массовый перевод государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу, быстрота принятия управленческих решений в период пандемии (соответственно, сокращение бюрократических процедур и задействованного для их выполнения персонала) демонстрируют потенциал для оптимизации численности госслужащих и повышения эффективности оказания госуслуг.

Используемые в настоящее время технологии дистанционных совещаний и мероприятий, полагаем, продолжат применяться и по завершении пандемии. Даже депутаты Госдумы начали вести дистанционный прием избирателей из регионов. Данная форма работы – существенная экономия времени и средств государственного бюджета, затрачиваемых на проведение мероприятий и командировочные расходы.

В целом пандемия Covid-19 демонстрирует резервы для оптимизации расходов предприятий и организаций всех форм собственности. Закрытые на карантин МФЦ и госучреждения открыли возможности для предоставления госуслуг в дистанционном формате.

Вероятно, все эти перемены потребуют корректировки законодательства о госслужбе и работе органов государственной власти. Дистанционные заседания Госдумы – это также вопрос отдаленного будущего, когда пригодятся технологии виртуальной реальности, создающие эффект присутствия в одном зале с коллегами.

Другой стороной изменения технологий госуправления в период эпидемии и режима самоизоляции стал быстрый переход органов власти к предоставлению в электронном виде госуслуг, что ранее требовало личного присутствия гражданина. Данный процесс затронул и сферу управления трудом и социальной защитой, но требует закрепления на законодательном уровне в «посткоронавирусный» период.

Подводя итог, выделим три правовые тенденции, характеризующие влияние пандемии на совершенствование законодательства в сфере трудовых отношений.

Первая: трансформация законодательных механизмов дистанционного труда и временной удаленной занятости. Учитывая массовость применения данных форм, решение по этому вопросу необходимо принимать в срочном порядке.

Отметим также, что возможность гибко распоряжаться рабочим временем, четырехдневная рабочая неделя по согласованию работника и работодателя, о которой еще несколько месяцев назад говорили как об отдаленной перспективе, – одномоментно для миллионов россиян стали реальностью. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости изменения трудового законодательства в сторону большей гибкости.

Вторая: внедрение электронного документооборота в трудовые отношения и его одновременная интеграция в электронные сервисы ПФР, Фонда социального страхования, государственной инспекции труда и т.п.

Третья: модернизация законодательных способов регулирования удаленного взаимодействия в социально-трудовой сфере органов власти и граждан, а также работодателей: в частности, выдача электронных листков нетрудоспособности, дистанционная регистрация в качестве безработного, подача документов в электронном формате для получения социальных пособий, удаленное взаимодействие с государственной инспекцией труда.

1 Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239.

2 См., например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 30 августа 2019 г. по делу № 33-36168/2019.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *